СВЕТЛАНА РЯЗАНОВА
Проект «Экологическое воспитание детей через опытно-экспериментальную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел.
К. Е. Тимирязев
Обоснование выбора темы
Тема «Экологическое воспитание детей через опытно-экспериментальную деятельность» по самообразованию выбрана мною не случайно. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач : развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Публикация «Проект „Экологическое воспитание детей через опытно-экспериментальную деятельность“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Так же в учебном году я проводила проект по теме «Голубая капелька» и отметила для себя, что детей очень заинтересовала эта тема. Они с удовольствием наблюдали и принимали активное участие в опытах и экспериментах, рассказывали родителям и с нетерпением ждали следующих опытов.
Поэтому в этом году хочу углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы с детьми «Школа волшебства»
Актуальность
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина актуальности – в деятельности человека, ведущей к нарушению экологического равновесия. Это происходит из-за потребительского и безответственного отношения к природе взрослых. Но экологическое сознание закладывается с детства. Поэтому формирование экологического мировоззрения – важнейшая задача воспитания в настоящее время. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят к сожалению не все, зачастую не замечая главного. В связи с чем очень важно всегда быть рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать.
Согласитесь, каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
Создание условий для детского экспериментирования позволяет естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Цель:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирования начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.
Основные задачи
Педагог:
Изучить научно-методическую литературу и интернет источников по теме;
Создать условия для формирования опытно-исследовательской деятельности;
Пополнить экспериментальный уголок атрибутами и материалом;
Подготовить и реализовать перспективный план по опытно-исследовательской деятельности
Подготовить и реализовать план по взаимодействию с семьями воспитанников
Разработать консультации и памятки для родителей
Подготовить и провести семинар-практикум для родителей.
Дети:
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей средней группы :
Воспитывать в детях любовь к природе и интерес к её многообразным явлениям.
Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать экологически - грамотные выводы.
Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.
Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины.
Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать элементарные экологические представления детей.
Прививать навыки культурного и экологически - грамотного поведения детей в природе.
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшей группы :
Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.
Развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов.
Привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности
Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности.
Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы.
Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы.
Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.
Воспитывать желание беречь землю, очищать её от мусора.
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы:
Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий, ответственность
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность
Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Формировать у детей простейшее представление о солнечной
системе. Познакомить детей с защитными свойствами снега.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.
Эти задачи реализуются через :
Проектную деятельность;
Опытническую и исследовательскую деятельность детей;
Наблюдения;
Беседы;
Форма самообразования: индивидуальная
Предполагаемый результат:
Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс
Воспитание защитников природы
Творческая активность воспитанников
Форма отчё тности:
Консультации для воспитателей по экологическому воспитанию и опытно-экспериментальной деятельности
Папки-передвижки и детские работы в уголок родителей
Изготовление экологических игр, пособий
Составить картотеку по опытно-экспериментальной деятельности, развлечений
Создание и внедрение проектов по экологическому воспитанию
ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовительный
Изучение и анализ научно-методической литературы, инновационных технологий, интернет ресурсов (опыта коллег)
Оформление экспериментального уголка, пополнение его атрибутами, материалом, спец. посудой. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательский центр, центры игровой деятельности)
Знакомство детей с экспериментальным уголком.
Ознакомить родителей с целью, задачами, проблемой по теме детского экспериментирования.
Привлечение родителей к организации и оформлению уголка маленького исследователя.
Основной
Реализация плана по опытно-исследовательской деятельности с детьми и родителями с учетом коррекции и дополнений
Проведение комплекса опытов и игр по теме. Самостоятельная деятельность детей. Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником.
Оформление картотеки опытов и экспериментов.
Участие в городских и всероссийских семинарах для педагогов ДОУ (обмен опытом).
Фотовыставка «Экспериментируем дома».
Разработка памяток и консультаций по теме
Подготовка и реализация проектов согласно возрастным особенностям детей
Подготовка семинара– практикума для родителей по теме: «Детское экспериментирование»
Заключительный
Мониторинг степени устойчивости познавательного интерес детей (конец года)
Презентации проектов по опытно-экспериментальной деятельности
Пополнение картотеки консультаций для родителей:
«Значение экспериментальной деятельности для детей»
«Значение детского экспериментирования для психического развития»
Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
«Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
«Маленькими шагами в мир экспериментирования!»
«Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло»
«Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка»
«Игры с водой и песком. Это интересно!»
«Экспериментирование – эффективный метод познания окружающего мира.»
Оформление фотовыставки для родителей «Экспериментируем играя»
Отчет о проделанной работы за учебный год.
Методическая литература и источники:
Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов — М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 — 77 с.
Деркунская, В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. / В. А. Деркунская — М. : Центр педагогического образования, 2012. — 144 с.
Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие. / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир— М. : Педагогическое общество России, 20013. — 80 с.
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. -сот. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. — Волгоград: Учитель, 2012. — 333 с.
Поддьяков, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка. От рождения до шести лет. / Н. Н. Поддьяков — М. : Речь, 2010. — 144 с.
Савенков, А. И. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» : Лекции 1–4. / А. И. Савенков — М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2007. — 52 c.
Савенков, А. И. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» : Лекции 5–8. / А. И. Савенков — М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2007. — 92 c.
Савенков, А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. / А. И. Савенков— Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. — 32 с: ил.
Тонкова, Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.
Дыбина О. В. Неизведанное рядом:Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2005.
Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми, в 2-х частях - Минск: Аскар, 1996.
Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
О. В. Дыбина, Н. Н. Подьяков, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Ребенок в мире поиска», Сфера, 2009