МААМ-картинки

Проект «Экологическое воспитание детей через опытно-экспериментальную деятельность»

СВЕТЛАНА РЯЗАНОВА
Проект «Экологическое воспитание детей через опытно-экспериментальную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел.

К. Е. Тимирязев

Обоснование выбора темы

Тема «Экологическое воспитание детей через опытно-экспериментальную деятельность» по самообразованию выбрана мною не случайно. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач : развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Публикация «Проект „Экологическое воспитание детей через опытно-экспериментальную деятельность“» размещена в разделах

Так же в учебном году я проводила проект по теме «Голубая капелька» и отметила для себя, что детей очень заинтересовала эта тема. Они с удовольствием наблюдали и принимали активное участие в опытах и экспериментах, рассказывали родителям и с нетерпением ждали следующих опытов.

Поэтому в этом году хочу углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы с детьми «Школа волшебства»

Актуальность

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина актуальности – в деятельности человека, ведущей к нарушению экологического равновесия. Это происходит из-за потребительского и безответственного отношения к природе взрослых. Но экологическое сознание закладывается с детства. Поэтому формирование экологического мировоззрения – важнейшая задача воспитания в настоящее время. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят к сожалению не все, зачастую не замечая главного. В связи с чем очень важно всегда быть рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать.

Согласитесь, каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Создание условий для детского экспериментирования позволяет естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Цель:

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирования начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.

Основные задачи

Педагог:

Изучить научно-методическую литературу и интернет источников по теме;

Создать условия для формирования опытно-исследовательской деятельности;

Пополнить экспериментальный уголок атрибутами и материалом;

Подготовить и реализовать перспективный план по опытно-исследовательской деятельности

Подготовить и реализовать план по взаимодействию с семьями воспитанников

Разработать консультации и памятки для родителей

Подготовить и провести семинар-практикум для родителей.

Дети:

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей средней группы :

Воспитывать в детях любовь к природе и интерес к её многообразным явлениям.

Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать экологически - грамотные выводы.

Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.

Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;

Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины.

Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать элементарные экологические представления детей.

Прививать навыки культурного и экологически - грамотного поведения детей в природе.

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшей группы :

Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.

Развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов.

Привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности

Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности.

Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы.

Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы.

Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.

Воспитывать желание беречь землю, очищать её от мусора.

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы:

Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.

Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий, ответственность

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность

Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.

Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Формировать у детей простейшее представление о солнечной

системе. Познакомить детей с защитными свойствами снега.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.

Эти задачи реализуются через :

Проектную деятельность;

Опытническую и исследовательскую деятельность детей;

Наблюдения;

Беседы;

Форма самообразования: индивидуальная

Предполагаемый результат:

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс

Воспитание защитников природы

Творческая активность воспитанников

Форма отчё тности:

Консультации для воспитателей по экологическому воспитанию и опытно-экспериментальной деятельности

Папки-передвижки и детские работы в уголок родителей

Изготовление экологических игр, пособий

Составить картотеку по опытно-экспериментальной деятельности, развлечений

Создание и внедрение проектов по экологическому воспитанию

ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подготовительный

Изучение и анализ научно-методической литературы, инновационных технологий, интернет ресурсов (опыта коллег)

Оформление экспериментального уголка, пополнение его атрибутами, материалом, спец. посудой. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательский центр, центры игровой деятельности)

Знакомство детей с экспериментальным уголком.

Ознакомить родителей с целью, задачами, проблемой по теме детского экспериментирования.

Привлечение родителей к организации и оформлению уголка маленького исследователя.

Основной

Реализация плана по опытно-исследовательской деятельности с детьми и родителями с учетом коррекции и дополнений

Проведение комплекса опытов и игр по теме. Самостоятельная деятельность детей. Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником.

Оформление картотеки опытов и экспериментов.

Участие в городских и всероссийских семинарах для педагогов ДОУ (обмен опытом).

Фотовыставка «Экспериментируем дома».

Разработка памяток и консультаций по теме

Подготовка и реализация проектов согласно возрастным особенностям детей

Подготовка семинара– практикума для родителей по теме: «Детское экспериментирование»

Заключительный

Мониторинг степени устойчивости познавательного интерес детей (конец года)

Презентации проектов по опытно-экспериментальной деятельности

Пополнение картотеки консультаций для родителей:

«Значение экспериментальной деятельности для детей»

«Значение детского экспериментирования для психического развития»

Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

«Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

«Маленькими шагами в мир экспериментирования!»

«Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло»

«Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка»

«Игры с водой и песком. Это интересно!»

«Экспериментирование – эффективный метод познания окружающего мира.»

Оформление фотовыставки для родителей «Экспериментируем играя»

Отчет о проделанной работы за учебный год.

Методическая литература и источники:

Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов — М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 — 77 с.

Деркунская, В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. / В. А. Деркунская — М. : Центр педагогического образования, 2012. — 144 с.

Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие. / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир— М. : Педагогическое общество России, 20013. — 80 с.

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. -сот. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. — Волгоград: Учитель, 2012. — 333 с.

Поддьяков, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка. От рождения до шести лет. / Н. Н. Поддьяков — М. : Речь, 2010. — 144 с.

Савенков, А. И. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» : Лекции 1–4. / А. И. Савенков — М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2007. — 52 c.

Савенков, А. И. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» : Лекции 5–8. / А. И. Савенков — М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2007. — 92 c.

Савенков, А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. / А. И. Савенков— Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. — 32 с: ил.

Тонкова, Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом:Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2005.

Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми, в 2-х частях - Минск: Аскар, 1996.

Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

О. В. Дыбина, Н. Н. Подьяков, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Ребенок в мире поиска», Сфера, 2009

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Экологическое воспитание через театрализованную деятельность»Фотоотчет «Экологическое воспитание через театрализованную деятельность» Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей, которая предоставляет большие.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельностьЭкологическое воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно встает задача формирования у дошкольников.

Конспект занятия по развитию игровой активности через опытно-экспериментальную деятельность «Волшебный камень магнит»Конспект занятия по развитию игровой активности через опытно-экспериментальную деятельность «Волшебный камень магнит» Цель: Создание оптимальных условий для формирования навыков игровой деятельности, поддерживание имеющегося интереса к исследованиям, развитие.

Педагогический совет «Экологическое воспитание дошкольников через экспериментальную деятельность»Педагогический совет «Экологическое воспитание дошкольников через экспериментальную деятельность» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Цель: Совершенствование работы в детском.

Педсовет «Развитие одарённых детей через познавательно-экспериментальную деятельность» Цель. Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического.

Презентация «Экологическое воспитание через изобразительную деятельность» Все хорошее в людях- из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Презентация «Развитие познавательной активности старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность Детское экспериментирование.

Развитие речи детей через экологическое воспитание и продуктивную деятельность. Сообщение из опыта работыРазвитие речи детей через экологическое воспитание и продуктивную деятельность. Сообщение из опыта работы Актуальность. Вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни.

Самоанализ педагогической деятельности «Развитие познавательных интересов через опытно-экспериментальную деятельность» Я, Сапронова Екатерина Ивановна, 1987 года рождения, имею высшее образование. Закончила в 2013 году Новосибирский государственный педагогический.

Презентация «Экологическое воспитание через проектную деятельность» Актуальность Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам». Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Экологическое воспитание детей через опытно-экспериментальную деятельность»
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 14:57
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Экологическое воспитание детей через опытно-экспериментальную деятельность»» (включая файлы) размещена пользователем СВЕТЛАНА РЯЗАНОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД