Марина Русина
«В мире камней». Конспект познавательной прогулки в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательной прогулки в средней группе "В мире камней"
Цель: формирование представлений о камнях как части неживой природы.
Образовательная область:
познавательное развитие:
- Повысить интерес, любознательность и готовность детей к познанию.
- Развивать знания о видах, свойствах и характеристиках камней.
- Развивать умение наблюдать за камнями с помощью различных органов чувств.
– Развивать интерес к неживым, природным объектам (камням).
- Развивать умение классифицировать камни по заданным признакам (размер, цвет, форма).
Речевое развитие:
- Пополнять литературный багаж стихами и загадками.
- Расширять словарный запас, например, шершавый, холодный, тяжелый, косой и т. д.
Физическое развитие:
- упражнять детей двигаться в разных направлениях на игровой площадке, сбор в три шеренги по сигналу;
- отработка различных способов прыжков, передача предметов по кругу, не роняя их;
- развитие самостоятельности и инициативы в организации привычных игр; - развитие физической силы, выносливости, быстроты реакции в играх, внимания, умения действовать по сигналу и пространственной ориентации. Социально- коммуникативное развитие
- совершенствование игровых навыков детей;
- укрепление дружеских отношений между детьми;
- содействие развитию общения и взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми;
- развитие эмоциональных реакций и эмпатии.
Художественно-эстетическое развитие
- развивает способность ценить красоту камней.
Оборудование: ведро с водой, коробка с различными камнями, мяч, обруч, игрушки, позволяющие детям работать самостоятельно.
Предварительная работа: прочитать сказки П. П. Башова «Медной горы Хозяйка» и «Каменный цветок», показать иллюстрации с изображением камней, выучить стихотворение Монтяновой А. ’Что такое камень, чем камень отличается от камня, откуда берутся камни, как камни используются человеком, ввести новую лексику о камнях (ювелир, геолог)’.
Ход прогулки
Подойдя к участку детского сала, дети на калитке замечают сверток из бумаги. Развернув, видят, что нарисована карта, показывающая, где что спрятано. Воспитатель и дети следуют за стрелками. В первом месте они находят листок бумаги с загадкой.
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким – в ладошке лежать.
Тяжелый, большой – одному не поднять.
. Да, это камень.
Давайте отправимся дальше по карте. (воспитанники детского сада находят спрятанную коробку, в которой лежат разные камни)
- Где мы можем их увидеть? Ответы детей (в горах, в реке, в море, на дороге.)
Наблюдение за камнями.
- сегодня мы поговорим о камнях и раскроем их секреты. Как вы думаете, камни — это живые или неживые компоненты природы. Ответы детей.
Давайте вспомним, что мы знаем о камнях.
- А теперь закройте глаза и потрогайте камень, все ли камни одинаковые?Выберите самый шероховатый камень. Затем найдите самый гладкий камень.
Подумайте, где чаще всего встречаются гладкие камни.
Почему у этих камней нет острых углов?
А какие еще бывают камни? (Дети узнают, что камни бывают разных размеров, цветов, форм и веса. Камни бывают разной формы, размера, веса и цвета.
Назовите мягкие камни. (мел, уголь, тальк, графит)
Назовите твердые камни. (гранит, изумруд, алмаз, янтарь)
Как вы думаете, где люди используют камни?
- На земле бесчисленное множество разных камней, и все они разные. Когда я смотрю на камни, мне кажется, что каждый из них хранит в себе тайну или загадку. Хотели бы вы узнать, какие секреты скрыты в них? Ответы детей
- могут ли камни издавать звуки? (воспитатель дает одному из детей камень и предлагает послушать, как камень ударяется о камень)Это будет первый секрет о камне.
Труд на участке.
. - Давайте все вместе наведем порядок на нашем участке и соберем все камни. Для этого разделитесь на две команды. Одна команда собирает камни в красную корзину, другая - в зеленую.
По моей команде «Раз, два, три – камни собери», начинаем собирать.
- Прежде чем собирать камни на участке, вспомните правила безопасности при работе с ними. Что нельзя делать (Не бегать с камнями, не бросать их друг в друга, в животных или птиц. (Геолог) Дети собирают камни. У них есть две минуты, чтобы собрать камни.
Исследовательская деятельность.
- Предложите стать учеными и поработать в лаборатории. Вы знаете, как вести себя в лаборатории. (Все подходят к большому столу. Команды с камнями в красной корзине идут к столу справа, а команды с камнями в зеленой корзине - к столу слева. Хотите ли вы узнать больше секретов о камнях? Ответ детей - поэкспериментировать с камнями. Для этого вам понадобится найденный камень, увеличительное стекло и бутылка с водой. Одна команда рассматривает камень с помощью лупы. Другая команда проводит эксперимент с водой и камнем. Им нужно аккуратно поместить камень в банку и посмотреть, что с ним произойдет. - Начните эксперимент (дети проводят эксперимент с камнями, а учитель им помогает) - все, представьте результаты эксперимента. Артем, посмотри на камень под лупой и расскажи нам, что ты увидел и что узнал. Ответы детей
Вывод: на камне есть трещины, кристаллы и узоры.
- У каждого есть свое предположение. Когда вы вернетесь в свою группу, зарисуйте каждый камень. Посмотрите на него еще раз внимательно и запомните, на что он похож.
- Полина, расскажи детям, что произошло, когда ты опустила камень в воду. Вывод: камень тяжелее воды.
- Когда вы вернетесь в свою группу, вы тоже можете зарисовать свой собственный эксперимент. Для этого еще раз внимательно посмотрите на то, что произошло с камнем в воде.
- Кроме того, может ли кто-нибудь из вас вспомнить, чем занимаются люди, которые работают с драгоценными камнями и делают из них украшения? (ювелир)
Индивидуальная работа.
Прыжки через скакалку, перебрасывание мяча и т. д. в парах.
Самостоятельная игра.
Воспитатель предлагает детям построить дом или крепость из собранных камней. Для других видов самостоятельной деятельности детей педагог задает условия по атрибутам, материалам, которые нужно достать, и инструментам для трудовой деятельности.
В конце прогулки дети собирают свои игрушки и раскладывают их в беседке или домике.
Подведение итогов прогулки
Сегодняшняя прогулка была хорошей. Чем же она была хороша? Узнали что-то новое.
- Сегодня мы раскрыли с вами секреты камней. На следующей прогулке нам предстоит раскрыть еще много тайн и секретов природы. А теперь пора возвращаться в группу.