Татьяна Гордиенко
Реализация принципов полифункциональности и трансформируемости при построении РППС в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего сообщения: «Реализация принципов полифункциональности и трансформируемости при построении РППС в старшей группе».
ФГОС ДО нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности.
Публикация «Реализация принципов полифункциональности и трансформируемости при построении Рппс в старшей группе» размещена в разделах
Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и где и в каком окружении он живет. Правильно организованная взрослыми среда, в которой растет ребенок, способствует его развитию. Группы оборудованы современной мебелью, пособиями, развивающими играми и игрушками.
Создавая развивающую среду необходимо помнить:
- Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
- Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
- Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
- Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
- В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
РППС выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты РППС необходимо менять, обновлять и пополнять. РППС должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
На слайде 2 представлены основные принципы организации РППС.
Более подробно я остановлюсь на реализации в нашей группе двух принципах организации РППС– полифункциональность и трансформируемость.
Принцип трансформируемости реализуется в группе не в полном объёме, так как мебель закреплена на определённое место, в соответствии с требованием техники безопасности. Но я предлагаю вам познакомиться с тем, как нам удается реализовывать эти принципы в организации РППС.
Слайд 3
Итак, я приглашаю вас в путешествие по нашей группе. Начинаем с приёмной. Здесь у нас на самой большой стене размещаются продукты совместной деятельности детей, педагогов и родителей. В начале учебного года было решено, что родители вместе с ребёнком изготавливают дом, в котором мечтает жить ребёнок. Получилось огромное панно «Дружно вместе мы живём в нашем городе родном». Панно многофункционально. Постоянно панно пополняется новыми деталями, в зависимости от темы недели. Например, тема: деревья и панно пополняется деревьями, сделанными совместно с родителями или индивидуально из различного материала, используя разнообразные техники.
Слайд 4
В приёмной у нас также расположена тележка с физкультурным оборудованием. Она мобильна, на колёсиках, что позволяет перемещать её по всему пространству группы.
Она очень нравится детям, так как реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь они занимаются и закрепляют разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. Но это не всё, чем мы занимаемся в физкультурном уголке.
Взять, например, обыкновенные крышки. Сколько игр с ними придумываем (группировка по цвету, выкладывание цифр, букв, используем как мозаику).
Кубики-закрепляем названия объёмных геометрических фигур; группируем по цвету, форме; используем как строительный материал: строим гаражи, мосты, здания.
Мячи-закрепляем понятия: большой, средний, маленький. Проводим игру «Продолжи ряд» Скакалки-выкладываем различные геометрические фигуры.
Здесь же располагается макет перекрёстка.
Интересен он, в первую очередь, мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям, для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Перекрёсток мобилен. Для самостоятельной игры мы располагаем его в приёмной комнате. По необходимости перемещаем его в групповую комнату.
Слайд 5
Переходим в групповую комнату. Уголок патриотического воспитания. Большим интересом пользуются лэпбуки, которые используем для проведения занятий, а дети с удовольствием играют с ними.
Слайд 6
А это наш мини-музей «Промыслы народов России». Он используется для проведения познавательных занятий.
Слайд 7
Но ещё он служит своеобразным уголком уединения. Здесь дети любят поиграть в сюжетно-ролевые игры, занимаются конструированием, рисуют. А ещё – это подиум для демонстрации мод.
Слайд 8
Рядом с музеем расположена театральная зона, частью которой является гримёрная. Это центр сюжетно-ролевых игр, драматизаций. В театральном уголке размещена ширма, маски сказочных персонажей. Вместе с детьми готовим атрибуты и декорации к представлениям. Театрализованные игры представлены разными видами театров.
Театральная зона с лёгкостью превращается в театр мод.
Слайд 9
Во время антракта зрители могут посетить кафе-бар, меню которого состоит из блюд, приготовленных в совместной деятельности педагогов и детей.
Слайд 10
Уголок изобразительной деятельности. Очень удобен тем, что компактен (здесь размещается очень много разнообразного материала, мобилен и может передвигаться по необходимости в любое место нашей группы. Здесь дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют работы по апликации. Детские работы выставляются на специальном стенде, к которому имеется свободный доступ.
Слайд 11
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр расположены в контейнерах, что даёт детям возможность развернуть игру в любом месте групповой комнаты. В каждом контейнере находятся алгоритмы действий.
В группе находится уголок конструирования. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики разного размера, строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность со всей группой детей, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре или на столе. Практичность его состоит в том, что конструктор легко перемещается в любое место. Дети с удовольствием занимаются постройками, обыгрывают их, комбинируя с другими видами деятельности.
Вы познакомились с РППС нашей группы. При создании РППС ДОО мы пытаемся обеспечить реализацию :
- Образовательного потенциала пространства группы и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей и коррекции развития детей;
- Двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, возможности для уединения;
- Адаптированной образовательной программы.
Спасибо за внимание.
воспитатель Гордиенко Т. К. МБДОУ ДС№120г. Челябинск