Лукина Елена Витальевна
Сообщение педагога «Практическая направленность обучения»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из способов улучшения качества жизни ребенка является повышение уровня его социализации, адаптации в обществе и умений достойно жить в нем. У детей с УУО как правило, навыки самообслуживания находятся на низком уровне, возникают трудности при одевании, шнуровке, застегивании пуговиц, молнии, уходу за своим внешним видом, возникают трудности приспосабливаться к самостоятельной практической жизни. Они с трудом усваивают навыки общения, навыки поведения в общественных местах. Развитие навыков самообслуживания -это самый первый и важный шаг в процессе развития социальной самостоятельности детей инвалидов. Через практическую деятельность (режимные моменты в течение всего дня) происходит целостное восприятие того что делает воспитанник. Например, можно сто раз сказать о пользе чистки зубов, или зачем застилать кровать, но, лишь повторяя эту операцию изо дня в день под контролем воспитателя, вырабатываются навыки, которые перейдут в привычку. Привычка-это психоэмоциональное состояние поведения детей с УУО. Необходимо развивать не только практическую сторону данной темы, но и мотивационную, т. е. ребенок должен знать зачем он это делает, для чего надо уметь причесываться, одевать чистую одежду, ухаживать за своим внешним видом, прилично себя вести - чтобы с тобой дружили, чтобы нравится взрослым, чтобы тебя брали в поездки, кино, театр и т. д. Формировать отношение к любым видам деятельности одна из воспитательных задач коррекционного воспитания. Умственно отсталые дети находятся в большой зависимости от взрослого. Воспитатель находится рядом начиная с подъема и до отбоя. Поэтому при формировании у них положительного отношения к определенному виду деятельности надо очень эмоционально, контрастно выражать свое отношение к разным поступкам, поведению и взаимоотношениям людей, к разным по внешнему виду вещам (положительное - к чистым, опрятным, и негативное, нетерпимое – к грязным, неухоженным).
Публикация «Сообщение педагога „Практическая направленность обучения“» размещена в разделах
Ежедневное требование - это развитие социальных потребностей и возможностей их удовлетворения.
Сила мотивов связана с эмоциями, возникшими у человека в процессе и в результате деятельности. Деятельность должна быть положительно мотивирована, ребенок должен испытывать чувство удовлетворения при ее совершении. Это обеспечивается, во-первых, формированием у ребенка отношением к этой деятельности (трудовым процессам, поведению, общению, как к важной в его жизни личностно значимой для него (следовательно, необходимой для исполнения). Лишь когда у ребенка сформировано такое отношение к деятельности, оно будет воплощаться и в его поведении и в его соответствующих действиях.
Исходя их этого цель занятий: Формировать и развивать социально- бытовые умения и навыки у детей с УУО.
Исходя из поставленной цели, определили задачи:
• Формирование умений ориентироваться в окружаемом социуме на бытовом уровне, обслуживать себя с минимальной посторонней помощью;
• Развитие пространственно-временных представлений, ориентировки в окружающей среде.
• Развитие ориентации в социально-бытовых отношениях.
• Формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в обществе.
Системообразующим компонентом коррекционно-развивающей среды для детей с УУО являются занятия. Из своего опыта работы могу сказать, что очень результативными являются интегрированные занятия. Задания распределяю и подбираю с учетом возможности и особенности каждого ребенка, одни справляются сами, с другими приходиться работать индивидуально.
Большое значение для привлечения интереса детей к занятиям, активизации их деятельности имеет разнообразие форм проведения. Это могут быть традиционные комплексные занятия с системой различных методов и приемов; экскурсии, занятия-игры, занятия-путешествия (например : «Уроки Мойдодыра», «В гости к бабушке Федоре», «Спасательный поход в «Заколдованный замок»; занятия-практикумы.
Занятия-практикумы по обучению детей умениям бытового труда: это
(Уборка посуды со стола, уход за одеждой, обувью, помещением); даю занимательные названия занятиям (например : «Веселая шнуровка», «В царстве мыльных пузырей», «В гостях у тетушки прачки».
На занятиях по формированию знаний, умений и навыков по социально-бытовой подготовке, использую следующие методы и приемы обучения : демонстрация,наблюдение,обьяснение,экскурсия,беседа,моделирование реальных ситуаций, дидактические, режиссерские, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, упражнения, игровые ситуации, проблемные ситуации, решение логических задач, оценивание действий людей в реальных ситуациях и на изображениях, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, просмотр фильмов, создание тематических альбомов, стендов.
Главной опорой в усвоении любого познавательного материала умственно отсталым детям служат наглядные средства обучения. Поэтому демонстрация является одним из важных методов в обучении и воспитании таких детей.
На занятиях используются различного вида наглядность: натуральные предметы (например, одежда, посуда, продукты, реальные объекты, муляжи, игрушки, модели, макеты; изображения, фотографии, практический показ действий людей в реальных ситуациях; технологические, операционные, предметные планы (карты).
Успешность социальной адаптации у детей с УУО определяется не только количеством сформированных у них знаний, умений и навыков, но и способностью адекватно применять их в разнообразных жизненных ситуациях. С этой целью следует использовать приемы проблемного обучения. К ним прежде всего относится создание проблемной ситуации. Возможность создания проблемной ситуации имеется на каждом занятии и реализуется в процессе беседы, сюжетно-ролевых и режиссерских игр, моделирование реальных ситуаций.
Активизация мыслительной деятельности детей способствует также решение логических задач. Логическая задача - это представленная в словесной или наглядной форме загадка, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности. Например, выставляю две пары обуви: одна чистая, ухоженная, вторая - ее противоположность. Спрашиваю, что не сделал хозяин грязной обуви, зачем нужно мыть, ухаживать за обувью? Прошу исправить, помыть, тем самым формируем умение ухаживать за обувью.
Обучение по теме может считаться завершенным, если ребенок овладел содержанием составляющих ее знаний и умений настолько, что способен учить других. Девочки с удовольствием демонстрируют свои умения как взрослым, так и сверстникам. При этом, обучая других, ребенок и сам добивается еще лучшего овладения знаниями, навыками и умениями по теме. Очень любим занятии с куклами: делаем хвостики, учимся заплетать косички, ходим в «магазин» за продуктами, готовим, сервируем стол, наливаем из чайничка в кружечки чай, кормим, убираем, моем посуду ; одеваем на прогулку, и не просто одеть куклу на прогулку, а сортировать одежду по сезону т. е. выбрать из предложенных вещей (платье, шапка, шарф, кофта) ту, которая подходит по сезону, тем самым формируя знания, умения и навыки одеваться и обуваться самим в «правильную» одежду и обувь.
Свою работу строю таким образом, чтобы при формировании того или иного блока социально-бытовых знаний и умений у ребенка, система занятий в начале носила цель полноценного восприятия ребенком необходимых сведений, правильное формирование действий, приемов, операций, затем - разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике. Таким образом, система работы направлена на получение ребенком социально-бытовых знаний и умений и достижения конкретных результатов в плане самообслуживания