Дарья Шлаева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-оздоровительная направленность «Малая волна»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны.
Эта задача регламентируется и обеспечивается такими нормативноправовыми документами как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной и социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и другие. Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления образования, помогают достичь определённых результатов стабилизации, а в ряде дошкольных учреждений – качественного улучшения детского здоровья.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-оздоровительная направленность „Малая волна“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка с самого раннего возраста, несомненно, является физическая культура. Правильная организация занятий по физической культуре способствует гармоничному развитию жизненно необходимых физических качеств детей: ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости, а также выработке гигиенических навыков.
Плавание в детских образовательных учреждениях приобрело большую популярность, прежде всего потому, что появилась возможность эффективного закаливания детей. Важно обучить детей плаванию, но не следует забывать и о больших оздоровительных возможностях бассейна детского сада. В последние годы среди средств оздоровления детей всё чаще упоминается плавательный бассейн. Занятия плаванием широко пропагандируются как мощное средство укрепления здоровья и закаливания организма детей дошкольного возраста. Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше для него. Купание, игры в воде, плавание оказывают благоприятное воздействие на всестороннее физическое развитие ребёнка. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологическое свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Также укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.
Во время занятий плаванием детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития. Умение плавать часто может сохранить не только здоровье, но и жизнь ребёнка. Данная адаптированная программа составлена на основе программы Т. И Осокиной «Обучение детей плаванию в детском саду». На занятиях по плаванию, физкультурнооздоровительная направленность, является приоритетной. Поэтому главная задача – обеспечение полноценного физического развития детей.
Новизна.
Реализуя программу, на начальном этапе было выявлено, что адаптация детей к условиям водной среды проходит намного быстрее, если обучение плаванию, начинается с погружения детей под воду (доставание предметов со дна, а не с упражнений на дыхание, как предлагает в своей программе Осокина Т. И.
Занятия плаванием благотворно влияют на организм ребенка. Плавание помогает стать здоровым и сильным, ловким и выносливым, а также смелым.
Тело ребёнка находиться в непривычной для него среде, а движения выполняются в горизонтальном положении, всё это отличает плавание от всех физических упражнений и оказывает оздоровительное действие на организм детей дошкольного возраста.
Цель программы - обучение плаванию детей дошкольного возраста.
Задачи программы :
Оздоровительные: - приобщать ребенка к здоровому образу жизни; - укреплять здоровье ребенка; - совершенствовать опорно-двигательный аппарат; - формировать правильную осанку.
Образовательные: - формировать двигательные умения и навыки;
- формировать знания о здоровом образе жизни; - формировать знания о способах плавания.
Воспитательные: - воспитывать двигательную культуру; - воспитывать нравственно волевые качества, такие как смелость, настойчивость, уверенность в себе; - воспитывать чувство заботы о своем здоровье.
Принципы обучения.
Систематичность - занятия плаванием должны проводиться регулярно, в определенной системе, потому что регулярные занятия плаванием дают больший оздоровительный эффект, чем эпизодические;
Доступность - физическая нагрузка на занятиях по плаванию должна быть доступна детям дошкольного возраста и соответствовать уровням подготовленности; - Активность – так как основной формой деятельности дошкольников является игра, необходимо применять как можно больше игр и игровых упражнений, благодаря использованию которых, процессе обучения плаванию стал разнообразными и интересным для детей;
Наглядность - для успешного прохождения процесса обучения плаванию, объяснение должно сопровождаться показом упражнений, а также на занятиях по плаванию необходимо использовать наглядные пособия (рисунки, плакаты игрушки и т. д.); - Последовательность и постепенность - во время обучения детей плаванию простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным и трудным упражнениям, поэтому приступать к ним нужно только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих упражнений.
Обучение плаванию нужно начинать с освоения воды, чтобы у детей не было боязни и страха перед ней, и чтобы они чувствовали себя в воде уверенно и свободно. Для этого на занятиях по плаванию нужно использовать как можно больше игр, забав и развлечений в воде. Такие формы проведения занятий, повышают интерес к ним. На занятиях по плаванию не стоит использовать только подвижные игры, нужно также применять игровые упражнения, которые позволят ребёнку освоить навыки плавания, проводить игры и эстафеты, в которых есть элементы соревнования.
Эта программа предусмотрена для детей всех возрастов (3-7 лет). Программа включает в себя : для младшего возраста 34 занятия, старшего возраста 34 занятия и (занятия проводятся 1 раза в неделю). Продолжительность занятия 30мин.
Сроки реализации. Программа рассчитана на 4 года.
Форма проведения занятий. На занятиях по плаванию, дети делятся на две подгруппы по 8-10 человек, так как это основная форма проведения занятий бассейне. Комплектуя группы для проведения занятий, надо учитывать не только физическую подготовленность детей, но и то, как воспитанники усваивают плавательные движения (мониторинг).
Структура проведения занятий.
Занятие состоит из 3 частей:
- подготовительная часть (обще - развивающие упражнения на суше или в воде);
- основная часть (специальные и подготовительные упражнения для обучения плаванию);
- заключительная часть (игры и упражнения на внимание).
Прогнозируемый результат :
- снижение заболеваемости детей и укрепление организма; - сформированное эмоциональное отношение ребенка к занятиям по плаванию; - сформированный навык подготовительных и специальных упражнений по плаванию;
- сформированный навык плавания кролем на груди и на спине.
Методы обучения.
Словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания.
Наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части; анализ его с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов.
Практические: предусматривают многократное повторение движений сначала по элементам, а затем полностью; обучение в облегченных или усложненных условиях, изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений.
Навыки плавания формируются у детей, закрепляются и совершенствуются при использовании различных средств обучения плаванию.
Общеразвивающие и специальные упражнения «суша» :
- комплекс подводящих упражнений;
- элементы «сухого плавания».
Подготовительные упражнения на воде, упражнения, знакомящие детей с водой и ее свойствами:
- передвижение по дну и простейшие действия в воде;
- погружение в воду, в том числе с головой;
- упражнение на дыхание;
- открывание глаз в воде;
- всплывание и лежание на поверхности воды;
- скольжение по поверхности воды.
Упражнения для разучивания техники плавания «с опорой и без» :
- движение рук и ног;
- дыхание пловца;
- согласование движений рук, ног, дыхания;
- плавание в координации движений.
Простейшие спады и прыжки в воду:
- спады;
- прыжки на месте и с продвижением;
- прыжки ногами вперед;
- прыжки головой вперед.
Игры и игровые упражнения способствующие:
- развитию умения передвигаться в воде;
- овладению навыком погружения и открывания глаз;
- овладению выдохам в воду;
- развитию умения всплывать;
- овладению лежанием;
- овладению скольжением;
- развитию умения выполнять прыжки в воду;
- развитию физического качества.
Основной принцип обучения детей – учить плавать технически правильно, для того чтобы заложить прочную основу для дальнейших занятий, то есть учить детей техничным, экономичным и целесообразным движениям, а значит наиболее полезным для здоровья. Способы спортивного плавания лучше всего подходят для этого. Обучение начинают с кроля на груди и на спине.
Методическое обеспечение и оборудование.
В бассейне имеется инвентарь и оборудование для обеспечения безопасности и страховки детей во время занятий:
- спасательные круги;
- плавательные доски;
- нарукавники.
В бассейне имеются пособия и игрушки, которые предназначены, для наиболее эффективной организации занятий:
- надувные игрушки
- резиновые и пластмассовые игрушки;
- тонущие игрушки;
- мячи разного размера.
Игрушки позволяют разнообразить и повысить эмоциональность не только отдельных плавательных упражнений и игр, но и всё занятие по плаванию. Игрушки должны быть яркими, разноцветными, привлекать детей к занятиям и играм в воде. Количество игрушек должно соответствовать числу детей, одновременно занимающихся в бассейне.
Литература.
1. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2005 год.
2. Булгакова Н. Ж. Игры у воды, на воде, под водой. – М. : Физкультура и спорт, 2000 год.
3. Еремеева Л. Ф. Научите ребёнка плавать. - Детство - Пресс, 2005 год.
4. Кардамонова Н. Н. Плавание: лечение и спорт. Серия «Панацея», Ростов на Дону: Феникс,2001 год.
5. Кашапов А. Н. Начальное обучение плаванию. - Ч. П., 2006 год.
6. Маханева М. Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: метод. Пособие. - М. : Физкультура и спорт, 1980 год.
7. Осокина Т. И. Как научить детей плавать - М. 1985 год.
8. Осокина Т. И. Тимофеева Е. А. Богина Т. Л. Обучение плаванию в детском саду. - М. ; Просвещение, 1991 год.
9. Рыбак М. В. Плавай как мы! – М. :Обруч,2014 год.
10. Рыбак М. В. Занятия в бассейне с дошкольниками. – М. :ТЦ Сфера, 2012 год.
11. Сидорова И. В. Как научить ребёнка плавать - Айрис - Пресс, 2011год.
12. Семёнов Ю. А. Навык плавания каждому. – М. : Физкультура и спорт. 1983 год.
13. Тимофеева Е. А. Осокина Т. И. Обучение плавания в д. /с. М. - 2001 год.
14. Чеменева А. А. Столмакова Т. В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. – СПб. : Издательство «Детство-Пресс», 2011 год.