Получи документы

Сообщение из опыта работы «Коррекционная направленность обучения рисованию детей с нарушением зрения»

Юлия Голованова
Сообщение из опыта работы «Коррекционная направленность обучения рисованию детей с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Доброе утро уважаемые коллеги! Я сегодня представляю свой опыт работы по теме : «Коррекционная направленность обучения рисованию детей с нарушением зрения» .Эту тему я выбрала не случайно. Дело в том, что я работаю с детьми, которые имеют различные патологии зрения.

Публикация «Сообщение из опыта работы „Коррекционная направленность обучения рисованию детей с нарушением зрения“» размещена в разделах

2. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Все мы знаем, что рисование оказывает разностороннее влияние на формирование всей личности ребенка. Прежде всего оно, являясь одним из средств отражения предметного мира, способствует развитию познавательной деятельности.

Когда я начала работать в коррекционной группе, столкнулась с тем, что у детей с нарушением зрения при необходимости изображения формы, цвета, объема и пространственного положения предметов возникают трудности, которые обусловлены несовершенством имеющихся у них зрительных образов. Кроме того, характерны большие затруднения в овладении способами и навыками изображения, что обусловлено нарушениями зрительно-моторных взаимосвязей и недостаточным зрительным контролем за движением рук.

Патология зрения у детей затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного восприятия обуславливает недостаточность зрительных впечатлений у них.

Такие особенности детей в моей группе часто становились причиной неудач в рисовании. Неудачи вызывают у детей разочарование, и даже раздражение, которое оседает внутри ребенка и мешает развиваться и двигаться дальше.

Поэтому так необходимо уделять внимание коррекционной работе при обучении детей рисованию. (фото)

3. Свою работу веду в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и программой «Коррекционная работа в детском саду» под ред. Л. И. Плаксиной,.

4. Приступая работать по этой теме, я поставила перед собой цель: повысить интерес детей к рисованию, вселить в них уверенность в своих возможностях, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.

Для реализации цели необходимо выполнить следующие задачи:

- накопление зрительного опыта,

- коррекция зрительного восприятия в процессе формирования навыков обследования объекта,

- усиление и активизация полисенсорного восприятия при анализе объекта,

- конкретизация и активизация речи и мышления в процессе восприятия и отображения,

- преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных зрительной недостаточностью, таких как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности.

5. Для выполнения поставленных задач, мною были изготовлены и приобретены пособия, картотеки, игры. (фото)

Чтобы моя работа была эффективной, использую различные формы работы с детьми и родителями, учитывая Федеральный Государственный Стандарт Образования:

- наблюдения,

- экскурсии,

- сюжетно-ролевые игры,

- дидактические игры,

- экспериментирование,

- проблемные ситуации,

- просмотр презентаций,

-реализация проектов,

- тематические досуги,

- НОД.

6. Для успешного решения поставленных мною задач необходимо создать определенные условия. Большую роль играет предварительная работа, особенно в младшем возрасте. Надо помнить, что детям легче и интереснее рисовать те предметы, которые им доступны для комплексного обследования.

Процесс обследования состоит из нескольких последовательных этапов, позволяющих ребенку охватить все признаки и качества предмета.

Например, гуляя с детьми, мы наблюдаем за грибом. Рассматриваем его, отмечаем, из каких частей он состоит (ножка, шляпка,какую форму имеет каждая его часть (ножка овальная, шляпка круглая, как располагаются части (ножка внизу, шляпка наверху, на ножке) обращаем внимание на размер, на цвет. (фото)

После чего мы рассматриваем муляжи грибов, снова выделяем все признаки предмета. Причем, чем ниже острота зрения у ребенка, тем больше времени ему потребуется для рассматривания и осязательного обследования. При обучении осязательному обследованию, нужно взять руки ребенка в свои и показать, как обхватить предмет руками, как продвигать руки сверху вниз. (фото)

На следующем этапе - рассматриваем грибы на картинках, играем в дидактические игры типа «Найди такой же,как на картинке», «Подбери другую половину», «Найди одинаковые по цвету», «Составь целое из частей», используем фланелеграф или магнитную доску для составления целого из частей. (фото)

Затем детям предлагается нарисовать гриб с помощью трафарета. Рисование по трафарету создает возможности для формирования изобразительных навыков. Раскрашивание, штриховка изображений в трафарете помогают детям улучшить качество рисунка. Движения детей в таких условиях становятся более уверенными, четкими. Иногда мы рисуем с детьми в трафарете с закрытыми глазами, это необходимо для формирования образа движения руки по памяти. (фото)

Не менее эффективное средство - обводка рисунка по силуэту и контуру. (фото)

Таким образом, проводится поэтапная работа по накоплению зрительного опыта и по развитию моторики руки, автоматизации двигательных навыков с помощью вспомогательных средств.

Проведя такую предварительную работу, приступаю к рисованию с детьми.

7. Кроме традиционной методики? обучения рисованию детей с нарушением зрения я использую в своей работе нетрадиционные техники рисования. В настоящее время обучение детей с ограниченными возможностями изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения рассматривается как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы.

Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества, т. е. позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.

8. Для активизации самостоятельной деятельности детей в моей групповой комнате постоянно обогащается предметно- развивающая среда в соответствии с ФГОС. Создан уголок «Маленькие художники». В уголке есть все необходимое для творческой активности детей :

- маркерная доска,

- фланелеграф,

- мольберт,

- различные трафареты (внутренние и внешние,

- подставки с различным уровнем наклона,

- силуэтные изображения для обведения,

- объемные изображения предметов,

-раскраски типа «обведи по точкам»,

- материалы для экспериментирования (краски, палитры, пластилин, масса для лепки,

- материалы для нетрадиционного рисования,

- дидактические игры, например (вставлю)

- папки с образцами рисунков,

- картинки для рассматривания,

- всевозможные краски, кисточки, бумага разного формата и текстуры. В общем все, что необходимо для самостоятельного творчества детей.

Некоторые материалы выставляются в соответствии с календарно- тематическим планированием, например общая тема недели «Мои игрушки». Так, в уголке будут выставлены папки с картинками разных игрушек, а так же трафареты игрушек, вывешена картина для рассматривания из серии «Моя любимая игрушка» по стихотворениям Агнии Барто, плоскостные изображения для выкладывания на фланелеграфе по соответствующей теме и, конечно сами игрушки, чтобы дети их могли всесторонне обследовать. (фото)

В группе отведено место для выставки детских работ. Дети могут самостоятельно их туда поместить. (фото)

9. В своей работе использую инновационные технологии:

- здоровьесберегающие (фото как делаю гимнастику)

- игровые,

- технологии исследовательской деятельности,

- информационно- коммуникативные,

- технологии проектной деятельности.

10. Вместе с детьми, их родителями, моими коллегами были реализованы некоторые проекты.

Целью проекта «Такие разные деревья» было научить рисовать лиственные и хвойные деревья в соответствии с временем года детей старшего дошкольного возраста при помощи схем- алгоритмов. Прежде чем приступить к рисованию мы очень много наблюдали за деревьями. (фото)

В проекте «Рисуем портреты» моей целью было: познакомить детей с видом живописи – портрет, его особенностями, обучить основным элементам изображения человека на портрете. Наряду с другими формами работы была проведена НОД по художественному творчеству «Портрет мамы». Детские работы участвовали в конкурсе для мам «Найди свой портрет»в совместном досуге «День матери». Этот конкурс доставил много положительных эмоций. (фото)

11. Некоторые детские работы принимали участие в различных выставках, конкурсах. Имели успехи. (фото)

12. Работа с родителями тоже помогает достичь поставленной цели. На стенде были размещены консультации «Рисуем вместе», «Понимаем и ценим детские рисунки», «Детский изо-уголок дома». Родители с удовольствием выполняют домашние задания вместе с детьми. Например,нарисуйте героя из мульфильма, который смотрели в выходной день». Затем оформляется выставка из детско-родительских работ. Был проведен семинар- практикум для родителей совместно с детьми на тему «Пластилиновая живопись».(фото)

13. Своим опытом с удовольствием делюсь с коллегами. Я разрабатываю конспекты занятий, картотеки дидактических игр. Провожу семинары, консультации для воспитателей, мастер классы. Свой опыт публикую на профессиональных сайтах.

14. Я считаю, что в проводимой мной работе есть положительные результаты:

- в процессе различных форм работы у детей накапливается большой зрительный опыт, что является одной из основных коррекционных задач на занятиях по рисованию;

- не смотря на специфические трудности овладения навыками рисования у детей с нарушением зрения интерес к рисованию у них повысился;

- у детей формируются реальные представления о предметах окружающей действительности, а так же изобразительные навыки.

15. Закончить свое сообщение хочу такими словами.

Навык творчества – замечательный навык, который поможет ребенку с ограниченными возможностями превратить ежедневные будни в занимательный процесс, а это залог интересной, насыщенной, полноценной жизни.

16. Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Особенности обучения дошкольников с нарушением зрения ориентировке в пространстве в процессе коррекционной работы Ориентировка в пространстве одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Это объясняется.

Конспект интегрированного занятия по рисованию для детей с нарушением зрения в средней группе «Как хорошо гулять по зебре» Цель: дать детям первоначальное знание о «зебре» - пешеходном переходе. Задачи: Коррекционно-обучающие: -продолжать знакомить детей с техникой.

Коррекционная работа по физическому развитию для детей с нарушением зрения Коррекционная работа по физическому воспитанию для детей с нарушением зрения. Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека,.

Обогащение чувственного опыта детей с нарушением зрения Вопросами обучения детей с отклонениями в психофизическом развитии занимается специальная дидактика, одним их принципов которой является.

Сообщение из опыта работы «Повышение интереса детей к двигательной активности посредством активных игр» «Повышение интереса детей к двигательной активности посредством активных игр» Подготовила воспитатель Береснева Ирина Александровна Всем.

Сообщение из опыта работы на тему: «Адаптация детей поступающих в детский сад» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида№17» «МБДОУ №17» Энгельсского муниципального.

Сообщение из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Сообщение из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Подготовил Зоричева Наталья Евгеньевна.

Сообщение из опыта работы «Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре» Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.

Сообщение из опыта работы: «Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного возраста» Подготовил: инструктор по физической культуре МДОАУ д/с «Родничок» г. Пыть-Ях Щербакова Н. Н. г. Пыть-Ях, 2017 «Сохранение и укрепление.

«Агропромышленная направленность в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы) «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач» К. Д. Ушинский Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Коррекционная направленность обучения рисованию детей с нарушением зрения»
Опубликовано: 13 декабря 2017 в 09:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение из опыта работы «Коррекционная направленность обучения рисованию детей с нарушением зрения»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Голованова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД