Папки-передвижки

Первые уроки нравственности у детей раннего возраста с нарушением зрения

Оксана Гридь
Первые уроки нравственности у детей раннего возраста с нарушением зрения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 40 г. Липецка

Сообщение

на тему:

«Первые уроки нравственности для детей раннего возраста с нарушением зрения»

Воспитатель: Гридь О. В.

Публикация «Первые уроки нравственности у детей раннего возраста с нарушением зрения» размещена в разделах

Что такое нравственность? Нравственность – это способность видеть разницу между правильными и неправильными намерениями, мыслями, поступками и поведением. Родители должны привить ребенку с нарушением зрения эти понятия – это основная цель всего процесса воспитания. Нравственное развитие ребенка с нарушением зрения связано с понятиями о морали, которым ребенок учится с младенчества и на протяжении всей взрослой жизни.

Понятие о морали как о системе норм, определяющих обязанности человека по отношению к другим людям, еще недоступно ребенку двух - трех лет. Но если не начать говорить о воспитании нравственности, когда ребенок с нарушением зрения совсем мал, то разговор о ней через несколько лет может просто оказаться запоздалым.

В раннем возрасте ребенок с нарушением зрения начинает понимать, что у других людей тоже есть права и потребности. Однако он еще не осознает разницы между правильным и неправильным. В возрасте 2–3-х лет малыш с нарушением зрения может чувствовать вину и придерживаться нравственного поведения, основанного на эмпатии. Основываясь на реакции родителей, ребенок с нарушением зрения понимает необходимость слушаться их, так как:

• ребенок знает, что забирать игрушки у младшего брата – плохо, потому что за это родители могут его наказать;

• он не понимает, почему нельзя толкать сверстников, но знает, что будет за это наказан;

• ребенок обычно придерживается установленных правил, чтобы избежать наказания.

Нужно ли наказывать малыша с нарушением зрения? Принимая то или иное решение, помните, что наказание ребенок никогда не должен воспринимать как проявление родительского раздражения и власти над ним. Если вы уже наказали малыша (естественно, не физически, то он должен воспринимать его как результат своего плохого поведения. Наказание маленького ребенка с нарушением зрения в частности, вопрос очень сложный. Никто не станет оспаривать, что в отдельных случаях может возникнуть необходимость в порицании ребенка. Но оно должно быть выражено лишь словесно и эмоционально неодобрительным словом, взглядом, нежеланием общаться, но ни в коем случае не шлепать ребенка с нарушением зрения, ставить в угол, лишать сладости и чего-то другого. Заботясь о нервной системе малыша, нужно с первых лет воспитывать правдиво, без хитрости и обмана. Иногда родители прибегают ко лжи как к спасению. Например: «Съешь кашу, куплю тебе машинку» и т. д. Но игрушку вы не покупаете и у ребенка с нарушением зрения формируется представление о лжи, как о допустимом в общении людей форме поведения. А это чревато серьезными последствиями в скором будущем.

Что же мы будем иметь в виду, когда станем пользоваться по отношению к самым маленьким нашим детям с нарушением зрения понятием «нравственность»? Прежде всего, задатки тех личностных качеств малышей с нарушением зрения, о которых следует позаботиться уже сегодня - доброты, отзывчивости, трудолюбия, смелости, общительности. И, конечно, элементарные представления малыша о своем родном доме, улице, городе, которые в последствии лягут в основу его представлении о Родине.

Дети с нарушением зрения учатся морали у самых близких им людей. Чтобы помочь в этом ребенку с нарушением зрения, родители могут предпринять следующие шаги:

- мотивируйте ребенка действовать в рамках приемлемых норм;

В двух - трехлетнем возрасте у малышей с нарушением зрения пробуждается интерес к другим детям. Вот вы заметили, что на прогулке ваш сынишка засмотрелся на играющих детей : перестал играть и, не отрываясь, наблюдает за играющими. Конечно, желание играть со сверстниками не появляется само по себе. Теперь он не просто засматривается на других детей, но и проявляет совершенно определенную готовность общаться. Помогите малышам с нарушением зрения познакомиться, поощрите желание сынишки поделиться атрибутами для игры, соорудите вместе с детьми несложную постройку, порадуйтесь коллективным успехам.

- хвалите ребенка каждый раз, когда он проявляет позитивное поведение и демонстрирует правильное моральное поведение. Так ребенок с нарушением зрения поймет, чего от него ожидают;

Доброжелательное отношение двух - трехлетнего к сверстникам - важное нравственное умение, которое родители должны лелеять и развивать, потому что умение, сотрудничать с другими обеспечивает малышу эмоциональный комфорт, отвечает его потребности.

Общение со сверстниками обогащает опыт контактов ребенка с близкими взрослыми, вносит в них новую, живую струю и, кроме того, облегчает ему общение с посторонними взрослыми.

Хорошо, если ваш ребенок с нарушением зрения будет часто общаться с малышами на прогулке, в гостях. Пока они не столько играют вместе, сколько рядом, но при этом у них уже вырабатывается понятие «Я» и «Мы», которые в дальнейшем будут тесно связаны.

Ваши дети с нарушением зрения внимательно наблюдают за вами. Придерживайтесь правил, которым вы учите ребенка с нарушением зрения, показывайте ему хороший пример.

Привить ребенку с нарушением зрения какие-либо моральные ценности непросто. Предлагаем несколько советов по этому поводу:

• - объясните ребенку моральные принципы, которые, по вашему мнению, имеют первостепенное значение;

• - расскажите ребенку, как плохое поведение влияет на других и на него самого. Например: «Если ты говоришь неправду, однажды тебе никто не поверит»;

• - объясните ребенку, что хорошие поступки имеют хорошие последствия;

• - убедитесь, что вы выполняете свои обязательства и обещания, данные ребенку, и проявляете доброту к нему;

• - подавайте ребенку хороший пример высокоморального поведения;

• - поощряйте занятия, которые учат ребенка нравственности.

Кроме того, чтобы стать хорошим примером для подражания для вашего ребенка с нарушением зрения, вам следует научить его правильным с моральной точки зрения моделям поведения.

Еще одним компонентом нравственного воспитания малышей с нарушением зрения является бережное отношение к природе. Общаясь с близкими взрослыми, ваш малыш научается бережно относиться к окружающей природе. Взрослым необходимо поддерживать интерес к живой и неживой природе, а также доброжелательное и заботливое отношение к ней. С ребенком с нарушением зрения можно вместе полить цветы, покормить рыбок, накрошить птичкам крошек, взрыхлить землю возле кустарников. Необходимо рассказать ребенку с нарушением зрения правила бережного отношения к природе - не рви, не топчи, не ломай, не порть без нужды, не мучай, не сори. Если это ребенок с нарушением зрения усвоит с раннего возраста, то он никогда не сорвет цветок с клумбы, а только понюхает его и т. д.

В этом возрасте необходимо приучать ребенка с нарушением зрения к труду. Труд-это источник нравственного воспитания человека. Нельзя рассчитывать на то, что завтра мы воспитаем в ребенке с нарушением зрения трудолюбие, нужно начинать уже сегодня. Ребенок с нарушением зрения в этом возрасте уже может убрать за собой игрушки, поставить на место книжки, сложить в определенном месте одежду. Если у вашего трехлетнего малыша есть готовность и желание помочь вам, выполнить элементарное трудовое поручение без вашей помощи, дорожите ею! Никогда не говорите ему: «Ты еще маленький, вот подрастешь, тогда.» Он не умеет ждать серьезного завтра, когда, наконец, ему доверят что-то. Поэтому пусть он растет, понемногу приобретая трудовые навыки и умения, доступные для его возраста.

В желании вашего ребенка с нарушением зрения прийти вам на помощь, когда она требуется, выражена привязанность малыша к родителям, стремление действенно продемонстрировать ее. Появление такого желания - показатель хорошего нравственного развития ребенка с нарушением зрения раннего возраста. Очень важно, чтобы к концу третьего года жизни ребенок с нарушением зрения понимал, что любить мать и отца - это прежде всего заботиться о них, проявлять послушание, умение сделать приятное. Показывайте малышу с нарушением зрения на личных примерах, в чем выражается ваша любовь к нему самому, к другим членам семьи, приобщайте к заботе о каждом из них.

Нравственное развитие ребенка с нарушением зрения не менее важно, чем физическое и психическое. Вам не нужно ждать, пока ребенок вырастет, чтобы объяснить ему моральные нормы. Начинайте с раннего детства станьте для ребенка хорошим примером. Так ребенок с нарушением зрения сможет перенять ваши моральные ценности и сделать их неотъемлемой частью своей жизни.

Публикации по теме:

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Фотоотчет о праздничном мероприятии к Всемирному Дню зрения в детском саду для детей с нарушением зренияФотоотчет о праздничном мероприятии к Всемирному Дню зрения в детском саду для детей с нарушением зрения Фотоотчет о праздничном мероприятии к Всемирному дню зрения в детском саду для детей с нарушением зрения. Ежегодно Всемирный день зрения.

Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» Работая с детьми с нарушением зрения, отметила, что многие из них имеют отклонения цветоразличительных функций. Коррекционно-педагогическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Первые уроки нравственности у детей раннего возраста с нарушением зрения
Опубликовано: 27 апреля 2024 в 14:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...

10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД