Юлия Купцова
Презентация «Нравственное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 - Вашему вниманию предлагаются результаты исследования по теме: Особенности примера как метода нравственного воспитания дошкольников.
Слайд 2 – Данная тема была нами выбрана не случайно т. к. нравственное воспитание детей дошкольного возраста одно из самых важных приоритетных направлений в образовании современного дошкольного оброзавания.
Публикация «Презентация „Нравственное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
Нравственое воспитание неотделимо от жизни человека от семьи, общества, культуры. В этой связи крайне важна роль метода примера который неотделим от
нравственного воспитания детей,поскольку главными наглядными примерами в жизни детей являются их родители и воспитатели и ближайшее окружение.
Слайд 3 –Нами была сформулирована цель исследования- изучить влияние примера на нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Мы опредилили следуюшие задачи- Изучить состояние исследуемой проблемы, проанализировать психолого-педагогическую литературу;
- Определить психолого-педагогические условия воздействия метода примера в нравственном воспитании младших дошкольников;
- Проанализировать отношение детей к нравственным ценностям;
- Провести опытно-экспериментальную работу по использованию наглядного примера для нравственного воспитания дошкольников.
Слайд 4 - В работе используется теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме,синтез, наблюдение за нравственным развитием детей, эксперимент. Экспериментальная база нашего исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Мечта» г. Бор, Нижегородской области, группа с детьми младшего возраста «Капитошки».
Слайд 5 – В теоретическом разделе ВКР нами были рассмотрены основопологаюшие вопросы нравственного воспитания дошкольников.
Выделены признаки нравственной воспитанности критерии индивидуальные изменения, которые происходят во внутренней нравственно-психологической структуре личности и определяющие ее внешние проявления.
К основными из которых являются следуюшие ;
- устойчивость нравственных умений, навыков и привычек;
- наличие доминирующих нравственных потребностей и мотивов;
- степень усвоения и осознания социальной и личностной значимости моральных норм, правил и принципов, а также нравственных качеств.
Слайд 6 – На основании изложенного в теоретической главе можно выделить следующие особенности нравственного развития дошкольников :
- у детей складываются первые моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы;
- нравственные представления переносятся в реальную жизнь;
- возникает сознательная нравственность, когда нравственные нормы начинают руководить поведением ребенка.
Слайд 7 - Также мы пришли к выводу о том, что нравственная воспитанность является результатом нравственного воспитания; обусловлена содержанием — общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого человека и предполагает включенность личности в данный процесс.
Нами было установлено что,развитие нравственной воспитанности определяется моральными требованиями, которые приняты обществом. Эти требования отражены в народных письменах, религиозных книгах и сказаниях, а также в разнообразных юридических документах. Они закрепляют обязанности людей по отношению к обществу, к труду, к семье, к своему поведению.
Слайд 8 - Нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МАДОУ Детский сад Мечта города Бор.
Цель эксперимента: исследовать уровень нравственного развития у младших дошкольников с нормой развития.
Задачи эксперимента:
1. Подобрать диагностические методики, для изучения нравственного развития у младших дошкольников;
2. Провести исследование на базе МАДОУ Детский сад «Мечта» города Бор в группе младшего дошкольного возраста с нормальным развитием.
Для проведения исследования была выбрана 1 экспериментальная группа (15 человек) младшего дошкольного возраста (3-4 года).
В проведении эксперимента были использованы две методики диагностики нравственно-эмоционального развития Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной.
Результаты представлены на следующих диаграммах.
Слайд 9 - Результаты диагностики оценки осознания детьми нравственных норм.
По результатам у 33% было выявлено высокое осознание нравственных норм. Половина группы (53%) показали средний уровень осознания нравственных норм. У детей были выявлены недостаточно полные, однообразные нравственные представления. Они не всегда понимали необходимость быть нравственно воспитанным.
7% испытуемых показали низкий и 7% очень низкий уровень осознания нравственных норм. Во время проведения беседы дети, отвечая на вопросы, показали полное отсутствие нравственных представлений. Они не понимали, почему нужно быть нравственно воспитанным дома и в общественных местах.
Таким образом, можно сказать, что в проверенной группе у детей средний уровень осознания нравственных норм.
Слайд 10 – Результаты эмоционального отношения к нравственным нормам представлены на следующем слайде.
Из рисунка 2 видно, что большинство протестированных детей (47 %) имеют высокое эмоциональное отношение к нравственным нормам. Они обосновали свой выбор, эмоциональные реакции были адекватными и яркими; сумели определить и назвать такую моральную норму, как «вежливость».
У 33% детей было выявлено среднее эмоциональное отношение к нравственным нормам. Дети правильно раскладывали картинки, объясняли свои действия. При выполнении задания дети выражали свои эмоции адекватно, но в слабой форме.
Низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам показало всего лишь 13 % детей и очень низкое – 7 % испытуемых детей. При раскладывании картинок дети не смогли объяснить свои действия, а также проявляли неадекватные эмоции.
Таким образом, у испытуемых детей средние показатели эмоционального отношения к нравственным нормам. Необходима специальная работа по нравственному воспитанию и развитию детей для повышения нравственности у дошкольников.
Слайд 11 - После проведённого исследования на начальном этапе была проведена работа по развитию нравственного воспитания в группе детей младшего дошкольного возраста. Работа велась с ноября 2016 года по февраль 2017 года включительно.
Данная работа опиралась на использование метода примера.
Метод положительного примера довольно часто используется в педагогической работе. Воспитатель для нравственного воспитания детей в повседневной жизни использует метод примера: пример вежливого заботливого сверстника или взрослого, положительный пример лучших людей нашей Родины, литературных героев, пример хорошего выполнения роли в игре или трудового поручения.
Слайд 12 – После проведенной комплексной работы по нравственному развитию дошкольников с помощью метода примера была проведена контрольная диагностика по выявлению динамики нравственного развития дошкольников. Сравнение результатов обследования оценки осознания детьми нравственных норм у детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал: возросло количество детей с 33% до 67% показавших высокий уровень. Низкие результаты выполнения данного задания отсутствуют.
Слайд 13 - Сравнение результатов обследования оценки осознания детьми нравственных норм у детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал: возросло количество детей с 33% до 67% показавших высокий уровень. Низкие результаты выполнения данного задания отсутствуют.
Слайд 14 - Сравнение результатов уровня эмоционального отношения к нравственным нормам у детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента выявило, что на 26% увеличилось количество детей, показавших высокий уровень. При этом показатели очень низкого уровня отсутствуют, следовательно, эмоциональное отношение к нравственным нормам сформировано у всех детей в группе.
При проведении повторного экспериментального исследования у детей были выявлены хорошие показатели эмоционального отношения к нравственным нормам.
Слайд 15 –на основе вышеизложенного мы пришли к выводу что нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста является эффективным методом влияния на нравственную сферу личности ребенка.
По результатам исследования видно, что необходимо проводить с детьми работу по нравственному развитию. В каждом детском саду можно проводить специальные занятия или мероприятия для развития нравственных норм у детей. Заложенные нормы в детстве сохраняются у детей на всю жизнь.
Воспитание нравственной личности стоит начинать с детского сада, так как психика в этот период ещё поддаётся изменениям и восприимчива. Воспитание со школьной скамьи не приведёт к планируемым результатам, потому что многие нормы и понятия нравственности в этом возрасте уже сформированы и с трудом поддаются изменениям.
Спасибо за внимание!