татьяна рябова
Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста в процессе подготовки подвижных игр в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Российская педагогика рассматривает нравственное воспитание, как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения с первых лет жизни.
В детском саду этот процесс осуществляется в духе нравственных принципов, с учетом возрастных особенностей дошкольников. Конкретное нравственное воспитание выражается в формировании основ тех моральных качеств, которые необходимы будущим гражданам.
Публикация «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста в процессе подготовки подвижных игр в ДОУ» размещена в разделах
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка, как показатель уровня его нравственного развития.
Нравственное воспитание – процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых : родителей, педагогов, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях. Поэтому, реализуя определенное содержание, используя различные методы нравственного воздействия, педагог должен внимательно анализировать результаты проделанной работы, достижения своих воспитанников.
Идейной основой теории нравственного воспитания является – учение о нравственности (морали, её специфике, законах развития. Ядро нравственности (морали) составляют номы и правила поведения. Они проявляются в поступках людей, в их поведении, добросовестный труд, взаимопомощь и другие нормы нравственности – это неотъемлемые элементы сознания, чувств, поведения и взаимоотношений.
Воспитание должно строиться так, чтобы моральные требования становились ориентиром поведения детей, их взаимоотношений.
В нравственном развитии человека существенное значение имеет овладение простыми нормами нравственности, которые выработаны в процессе совместной жизни людей и переходят от поколения к поколению, развиваясь, дополняясь.
Формирующиеся в дошкольном возрасте нравственные чувства, привычки поведения и представления, оказывают решающее влияние на всю детскую деятельность и на весь комплекс взаимоотношений между детьми, между детьми и взрослыми.
Содержание и формы воспитательно-образовательной работы конкретизируются с учетом возможностей ребёнка. Педагога важно проявить возможно большую заботу о развитии у дошкольников нравственной и трудовой активности, о формировании начал гуманных качеств и коллективизма, гражданственности. С этой целью используются посильный труд детей, игра и учение на занятиях, содержательное общение.
Планомерная и систематическая работа с детьми поднимает уровень как моральных представлений детей, так и их реального нравственного поведения; у дошкольников развивается умение многое делать руками и радоваться сделанному, ценить результаты труда взрослых; возникает стремление самим участвовать в работе на общую пользу, вместе играть, заниматься, ставить и реализовывать общие цели. Всё это определяет общественную направленность личности ребёнка, постепенно формирует у него активную жизненную позицию и позволяет успешнее осуществлять в более позднем, школьном возрасте идейно-политическое, нравственное воспитание, формировать мировоззрение.
Личность каждого ребёнка, забота о её моральном развитии – сегодняшнем и перспективном – требуют повседневного внимания педагогов. При этом органически сочетаются задачи формирования личности ребёнка и детского коллектива.
В реализации «программы обучения» в детском саду, в частности задач нравственного воспитания, ведущая роль принадлежит педагогу. Его поведение, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми служат для ребёнка примером, и тем успешнее под влиянием педагога формируется личность ребёнка, чем оно разностороннее охватывает детские чувства, мобилизует волевые усилия детей, влияет на их сознание.
Нравственное воспитание ребёнка – дошкольника должно осуществляться в условиях тесного контакта между детским садом и семьей. Необходимо так строить работу коллектива детского сада с родителями его воспитанников, чтобы повышать педагогическую культуру всех групп семей. Уделяя особое внимание тем, кто испытывает затруднения в воспитании детей; стремиться охватить всех отцов и матерей (а по возможности и других взрослых членов семьи) педагогическим «всеобучем».
Высокие результаты в нравственном развитии детей возможны лишь при наличии морально ценных взаимоотношений между взрослыми, взрослыми и детьми, при взаимной заботе педагогов и родителей о поддержании авторитета взрослых в глазах детей. Очень важна организация содержательной жизни дошкольников дома и в детском саду, наполненная разнообразной деятельностью.
Нравственное воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется комплексно, но каждая детская деятельность отличается специфическими особенностями, которые создают возможность для наиболее успешной реализации той или иной задачи. В игре – формирование положительных взаимоотношений, нравственных чувств; в труде – трудолюбия. Уважения к труду взрослых, а также организованности, ответственности, чувства долга.
Методы нравственного воспитания оказываются наиболее эффективными, способствуют формированию у дошкольников единства между словом и делом, когда педагог предусматривает одновременно воздействие на чувства и волю дошкольника, организацию положительных форм поведения. Применяя разнообразные методы нравственного воспитания, необходимо обеспечивать взаимосвязь игры и труда, игры и занятий, труда и занятий.
Всё выше сказанное говорит об актуальности исследования «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр в ДОУ».