Ольга Подъелышева
Консультация «Как знакомить детей с декоративно-прикладным искусством в разных возрастных группах»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как знакомить детей с декоративно-прикладным искусством в разных возрастных группах»
Свое выступление мне хотелось бы начать со старинной мудрости: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Темочки:
В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости.
Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Мы даем детям не только определенный объем знаний о промыслах, но и помогаем им видеть и понимать красоту, воспитываем уважение к труду народных мастеров, знакомим с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.
Ознакомление детей с декоративно – прикладным творчеством в основном проходит на занятиях по изо- деятельности.
Так знакомство в группе в младшего возраста (2-3 года) начинается со свистульки; Ваньки – встаньки, деревянной игрушки, Богородской и Дымковской игрушки, матрешки. Детям на занятии предлагают: послушать свистульку; поиграть с деревянной игрушкой или Ванькой – встанькой; собрать матрешек, украсить им платочки или фартучки гуашью.
В возрасте 3- 4 лет (2 младшая группа) : дети учатся украшать силуэты фигурок, вырезанные воспитателем, дымковскими узорами. Например: в нашей группе : к детям на занятие приходила мама уточка и не могла узнать своих утят, так как они были совершенно белые. Дети во время занятия познакомились с элементами дымковской росписи и раскрасили силуэты утят. Занятие закончилось воссоединением семьи. А в конце года дети познакомились с процессом изготовления дымковских игрушек, в начале с презентацией, а потом для группы воспитатель изготавливал фигурку дымковского козлика (лепил, белил, раскрашивал, дети следили за всем этим процессом и подсказывали.
В средней группе (4-5 лет) продолжаем формировать у детей умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Знакомим детей с городецкими изделиями. Формируем умение выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи. Например: в нашей группе проходила «Ярмарка», для которой все «мастера» группы изготавливали доски с городецкой росписью.
В возрасте 5- 6 лет (старшая группа) продолжается знакомство с народным декоративно – прикладным искусством (дымковской, филимоновской, городецкой, полхов – майданской, гжельской, карго - польской росписью, расширяем представления о народных игрушках (матрешки – Городецкая, Богородская).
В процессе занятий углубляем и закрепляем уже полученные знания об изделиях народного промысла. Формируем умение создавать узор определенной росписи на листах в форме народного изделия (поднос, чашка, солонка).
Для развития творчества предлагается детям бумага в форме одежды, головных уборов. Знакомим детей с декоративно – прикладным искусством на основе региональных особенностей (фарфоровые и керамические изделия, скульптуры малых форм). Продолжаем знакомство с особенностями декоративной лепки. Формируем умение лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек. Например: В группе проходил проект «Пасхальное чудо» итогом, которого стало открытое занятие «Пасхальное дерево». Во время проекта дети познакомились с историей возникновения праздника Пасхи, почему яйца окрашивают в красный цвет, и почему рисуют определенный орнамент, а также узнали, что такое «писанка» и «крашенка» и чем отличаются. Посетили виртуальный музей «Матрешки». Посмотрели презентацию «Что такое Филигрань?».
В подготовительной группе (6-7 лет) продолжаем развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.).
Продолжаем формировать умение свободно владеть карандашом, кистью при выполнении линейного рисунка, развивать умение плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении.
Закрепляем умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
Продолжаем развивать навыки лепки, используя разные способы лепки.
Например: в группе прошел ряд занятий по изготовлению подарка для мамы. Дети познакомились с изготовление папье-маше, было изготовлено блюдечко. Далее на занятие наглядно рассмотрели посуду, украшенную гжельской росписью, и раскрасили свои блюдечки.
Для того чтобы занятие было интересным и разнообразным мне помогает использование музыки, литературного материала, элементы театрализованной деятельности.
Во время непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисованию, лепке и аппликации, лучше использовать соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина.
А рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети должны только на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками.
Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением, подготавливаю не только бумагу соответствующей формы, но и показываю предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.
В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации использую следующие методы и приемы:
- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
- эвристический (развитие находчивости и активности);
- частично-поисковый;
- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
Также в работе использую разнообразные формы :
- беседы;
- рассматривание подлинных народных изделий, иллюстраций, альбомов, народных открыток;
- онлайн - выставки в музее;
- выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в группе;
- участие в проекте «Пасхальное чудо» (организованной в группе);
- заучивание считалок, потешек, прибауток, стихов;
Важным средством обучения детей по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством является развивающая среда. Для этого в группе находятся подлинные изделия декоративно-прикладного искусства, альбомы с росписями Хохломы, Гжели, Дымково, Филимоновской, Полхов-Майданской, Каргопольской, Жостовской, Мезенской росписями.
Большое внимание уделяю дидактической игре. Опыт показал, что использованные в работе дидактические игры способствовали закреплению приобретенных знаний умений и навыков.
Поэтому, дидактические игры по декоративно-прикладному искусству расположили в ИЗО - уголке, чтобы дети могли использовать изобразительные средства, картинки-подсказки и так далее для решения задач, предлагаемых правилами и содержанием игр.
Также в изо – уголке имеются заготовки, раскраски для разных росписей.