Лучший педагог года

Консультация «Как знакомить детей с декоративно-прикладным искусством в разных возрастных группах»

Ольга Подъелышева
Консультация «Как знакомить детей с декоративно-прикладным искусством в разных возрастных группах»

«Как знакомить детей с декоративно-прикладным искусством в разных возрастных группах»

Свое выступление мне хотелось бы начать со старинной мудрости: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Публикация «Консультация „Как знакомить детей с декоративно-прикладным искусством в разных возрастных группах“» размещена в разделах

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости.

Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Мы даем детям не только определенный объем знаний о промыслах, но и помогаем им видеть и понимать красоту, воспитываем уважение к труду народных мастеров, знакомим с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Ознакомление детей с декоративно – прикладным творчеством в основном проходит на занятиях по изо- деятельности.

Так знакомство в группе в младшего возраста (2-3 года) начинается со свистульки; Ваньки – встаньки, деревянной игрушки, Богородской и Дымковской игрушки, матрешки. Детям на занятии предлагают: послушать свистульку; поиграть с деревянной игрушкой или Ванькой – встанькой; собрать матрешек, украсить им платочки или фартучки гуашью.

В возрасте 3- 4 лет (2 младшая группа) : дети учатся украшать силуэты фигурок, вырезанные воспитателем, дымковскими узорами. Например: в нашей группе : к детям на занятие приходила мама уточка и не могла узнать своих утят, так как они были совершенно белые. Дети во время занятия познакомились с элементами дымковской росписи и раскрасили силуэты утят. Занятие закончилось воссоединением семьи. А в конце года дети познакомились с процессом изготовления дымковских игрушек, в начале с презентацией, а потом для группы воспитатель изготавливал фигурку дымковского козлика (лепил, белил, раскрашивал, дети следили за всем этим процессом и подсказывали.

В средней группе (4-5 лет) продолжаем формировать у детей умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Знакомим детей с городецкими изделиями. Формируем умение выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи. Например: в нашей группе проходила «Ярмарка», для которой все «мастера» группы изготавливали доски с городецкой росписью.

В возрасте 5- 6 лет (старшая группа) продолжается знакомство с народным декоративно – прикладным искусством (дымковской, филимоновской, городецкой, полхов – майданской, гжельской, карго - польской росписью, расширяем представления о народных игрушках (матрешки – Городецкая, Богородская).

В процессе занятий углубляем и закрепляем уже полученные знания об изделиях народного промысла. Формируем умение создавать узор определенной росписи на листах в форме народного изделия (поднос, чашка, солонка).

Для развития творчества предлагается детям бумага в форме одежды, головных уборов. Знакомим детей с декоративно – прикладным искусством на основе региональных особенностей (фарфоровые и керамические изделия, скульптуры малых форм). Продолжаем знакомство с особенностями декоративной лепки. Формируем умение лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек. Например: В группе проходил проект «Пасхальное чудо» итогом, которого стало открытое занятие «Пасхальное дерево». Во время проекта дети познакомились с историей возникновения праздника Пасхи, почему яйца окрашивают в красный цвет, и почему рисуют определенный орнамент, а также узнали, что такое «писанка» и «крашенка» и чем отличаются. Посетили виртуальный музей «Матрешки». Посмотрели презентацию «Что такое Филигрань?».

В подготовительной группе (6-7 лет) продолжаем развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.).

Продолжаем формировать умение свободно владеть карандашом, кистью при выполнении линейного рисунка, развивать умение плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении.

Закрепляем умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Продолжаем развивать навыки лепки, используя разные способы лепки.

Например: в группе прошел ряд занятий по изготовлению подарка для мамы. Дети познакомились с изготовление папье-маше, было изготовлено блюдечко. Далее на занятие наглядно рассмотрели посуду, украшенную гжельской росписью, и раскрасили свои блюдечки.

Для того чтобы занятие было интересным и разнообразным мне помогает использование музыки, литературного материала, элементы театрализованной деятельности.

Во время непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисованию, лепке и аппликации, лучше использовать соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина.

А рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети должны только на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками.

Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением, подготавливаю не только бумагу соответствующей формы, но и показываю предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации использую следующие методы и приемы:

- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

- практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);

- эвристический (развитие находчивости и активности);

- частично-поисковый;

- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

Также в работе использую разнообразные формы :

- беседы;

- рассматривание подлинных народных изделий, иллюстраций, альбомов, народных открыток;

- онлайн - выставки в музее;

- выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в группе;

- участие в проекте «Пасхальное чудо» (организованной в группе);

- заучивание считалок, потешек, прибауток, стихов;

Важным средством обучения детей по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством является развивающая среда. Для этого в группе находятся подлинные изделия декоративно-прикладного искусства, альбомы с росписями Хохломы, Гжели, Дымково, Филимоновской, Полхов-Майданской, Каргопольской, Жостовской, Мезенской росписями.

Большое внимание уделяю дидактической игре. Опыт показал, что использованные в работе дидактические игры способствовали закреплению приобретенных знаний умений и навыков.

Поэтому, дидактические игры по декоративно-прикладному искусству расположили в ИЗО - уголке, чтобы дети могли использовать изобразительные средства, картинки-подсказки и так далее для решения задач, предлагаемых правилами и содержанием игр.

Также в изо – уголке имеются заготовки, раскраски для разных росписей.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?»Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?» Педагогам-дошкольникам известно, какую неоценимое значение для развития дошкольников имеют игры. Ведь именно в игре дети лучше усваивают.

Дидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусствомДидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством Декоративно-прикладное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает все дерево культуры общества. Народ.

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси»Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси» В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством» Русское наследие очень важно для развития маленького человека. Любая образовательная программа дошкольного воспитания включает в себя темы.

Выставка «Народные промыслы» в мини-музее в рамках проекта «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством»Выставка «Народные промыслы» в мини-музее в рамках проекта «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством» Ежегодно 18 мая Международный День Музеев стал отмечаться более чем в 150 странах. Музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как знакомить детей с декоративно-прикладным искусством в разных возрастных группах»
Опубликовано: 23 июня 2024 в 11:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как знакомить детей с декоративно-прикладным искусством в разных возрастных группах»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Подъелышева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...

17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД