Папки-передвижки

Консультация «Как знакомить детей с декоративно-прикладным искусством в разных возрастных группах»

Ольга Подъелышева
Консультация «Как знакомить детей с декоративно-прикладным искусством в разных возрастных группах»
▼ Скачать + Заказать документы

«Как знакомить детей с декоративно-прикладным искусством в разных возрастных группах»

Свое выступление мне хотелось бы начать со старинной мудрости: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Темочки:

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости.

Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Мы даем детям не только определенный объем знаний о промыслах, но и помогаем им видеть и понимать красоту, воспитываем уважение к труду народных мастеров, знакомим с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Ознакомление детей с декоративно – прикладным творчеством в основном проходит на занятиях по изо- деятельности.

Так знакомство в группе в младшего возраста (2-3 года) начинается со свистульки; Ваньки – встаньки, деревянной игрушки, Богородской и Дымковской игрушки, матрешки. Детям на занятии предлагают: послушать свистульку; поиграть с деревянной игрушкой или Ванькой – встанькой; собрать матрешек, украсить им платочки или фартучки гуашью.

В возрасте 3- 4 лет (2 младшая группа) : дети учатся украшать силуэты фигурок, вырезанные воспитателем, дымковскими узорами. Например: в нашей группе : к детям на занятие приходила мама уточка и не могла узнать своих утят, так как они были совершенно белые. Дети во время занятия познакомились с элементами дымковской росписи и раскрасили силуэты утят. Занятие закончилось воссоединением семьи. А в конце года дети познакомились с процессом изготовления дымковских игрушек, в начале с презентацией, а потом для группы воспитатель изготавливал фигурку дымковского козлика (лепил, белил, раскрашивал, дети следили за всем этим процессом и подсказывали.

В средней группе (4-5 лет) продолжаем формировать у детей умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Знакомим детей с городецкими изделиями. Формируем умение выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи. Например: в нашей группе проходила «Ярмарка», для которой все «мастера» группы изготавливали доски с городецкой росписью.

В возрасте 5- 6 лет (старшая группа) продолжается знакомство с народным декоративно – прикладным искусством (дымковской, филимоновской, городецкой, полхов – майданской, гжельской, карго - польской росписью, расширяем представления о народных игрушках (матрешки – Городецкая, Богородская).

В процессе занятий углубляем и закрепляем уже полученные знания об изделиях народного промысла. Формируем умение создавать узор определенной росписи на листах в форме народного изделия (поднос, чашка, солонка).

Для развития творчества предлагается детям бумага в форме одежды, головных уборов. Знакомим детей с декоративно – прикладным искусством на основе региональных особенностей (фарфоровые и керамические изделия, скульптуры малых форм). Продолжаем знакомство с особенностями декоративной лепки. Формируем умение лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек. Например: В группе проходил проект «Пасхальное чудо» итогом, которого стало открытое занятие «Пасхальное дерево». Во время проекта дети познакомились с историей возникновения праздника Пасхи, почему яйца окрашивают в красный цвет, и почему рисуют определенный орнамент, а также узнали, что такое «писанка» и «крашенка» и чем отличаются. Посетили виртуальный музей «Матрешки». Посмотрели презентацию «Что такое Филигрань?».

В подготовительной группе (6-7 лет) продолжаем развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.).

Продолжаем формировать умение свободно владеть карандашом, кистью при выполнении линейного рисунка, развивать умение плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении.

Закрепляем умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Продолжаем развивать навыки лепки, используя разные способы лепки.

Например: в группе прошел ряд занятий по изготовлению подарка для мамы. Дети познакомились с изготовление папье-маше, было изготовлено блюдечко. Далее на занятие наглядно рассмотрели посуду, украшенную гжельской росписью, и раскрасили свои блюдечки.

Для того чтобы занятие было интересным и разнообразным мне помогает использование музыки, литературного материала, элементы театрализованной деятельности.

Во время непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисованию, лепке и аппликации, лучше использовать соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина.

А рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети должны только на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками.

Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением, подготавливаю не только бумагу соответствующей формы, но и показываю предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации использую следующие методы и приемы:

- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

- практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);

- эвристический (развитие находчивости и активности);

- частично-поисковый;

- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

Также в работе использую разнообразные формы :

- беседы;

- рассматривание подлинных народных изделий, иллюстраций, альбомов, народных открыток;

- онлайн - выставки в музее;

- выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в группе;

- участие в проекте «Пасхальное чудо» (организованной в группе);

- заучивание считалок, потешек, прибауток, стихов;

Важным средством обучения детей по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством является развивающая среда. Для этого в группе находятся подлинные изделия декоративно-прикладного искусства, альбомы с росписями Хохломы, Гжели, Дымково, Филимоновской, Полхов-Майданской, Каргопольской, Жостовской, Мезенской росписями.

Большое внимание уделяю дидактической игре. Опыт показал, что использованные в работе дидактические игры способствовали закреплению приобретенных знаний умений и навыков.

Поэтому, дидактические игры по декоративно-прикладному искусству расположили в ИЗО - уголке, чтобы дети могли использовать изобразительные средства, картинки-подсказки и так далее для решения задач, предлагаемых правилами и содержанием игр.

Также в изо – уголке имеются заготовки, раскраски для разных росписей.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?»Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?» Педагогам-дошкольникам известно, какую неоценимое значение для развития дошкольников имеют игры. Ведь именно в игре дети лучше усваивают.

Дидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусствомДидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством Декоративно-прикладное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает все дерево культуры общества. Народ.

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси»Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси» В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством» Русское наследие очень важно для развития маленького человека. Любая образовательная программа дошкольного воспитания включает в себя темы.

Выставка «Народные промыслы» в мини-музее в рамках проекта «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством»Выставка «Народные промыслы» в мини-музее в рамках проекта «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством» Ежегодно 18 мая Международный День Музеев стал отмечаться более чем в 150 странах. Музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи.

Конспект НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Северной Осетии в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Северной Осетии в старшей группе "Мадина в гостях у ребят". Цель:Расширить знания детей о народном декоративно – прикладном искусстве. Задачи: Коррекционно - образовательные:.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Практика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством РоссииПрактика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством России 2022 год в России объявлен Годом народной культуры и нематериального культурного наследия. В череде запланированных мероприятий, в основу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как знакомить детей с декоративно-прикладным искусством в разных возрастных группах»
Опубликовано: 23 июня 2024 в 11:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как знакомить детей с декоративно-прикладным искусством в разных возрастных группах»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Подъелышева (УИ 222837) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД