Наталия Пимашова
Консультация «Как ускорить процесс запоминания»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на тему: «Как ускорить процесс запоминания»
Все дети любят сказки. Но понимают ли они их? Им просто нравится, что взрослый читает, говорит? С детскими сказками интересно, но, к сожалению не все понятно. Если ребенку читают часто, то постепенно приходит понимание. Но нельзя ли ускорить этот процесс?
Давайте попробуем.
Начинаем с самого простого: с разбора того, о ком рассказывается в сказке, с выяснения, что делает герой? Здесь нам поможет рассматривание иллюстраций и разыгрывание описываемых в произведении действий.
Мама читает дочке стихотворение А. Барто:
Идет бычок, качается,
Темочки:
Вздыхает на ходу:
-Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Вопрос:
1. Про кого этот стишок? Ответ --- про бычка.
Правильно, про бычка.
2. Давайте посмотрим, какой он? Видишь - он нарисован.
(если у вас нет иллюстрации, то можно найти бычка в другой книге, или нарисовать самой). Вот посмотрите, пожалуйста, у него уши; маленькие рожки. А когда бычок подрастет и станет взрослым – он будет большой бык; рожки тоже станут большими – рогами. Ну-ка, походим так, как ходит бычок: «идет бычок, качается».
Если вы читаете стишок, сказку: например про медведя, пусть ребенок показывает, как ходит медведь, про зайца – как прыгает зайка покажите.
Очень эффективный способ – это моделирование. Оно начинается с замещения одних объектов – другими (реальных – условными). Когда мы обращаемся к художественной литературе, то замещаемыми объектами будут герои детских сказок: люди, звери, гномы, волшебники. Иногда можно замещать и предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителя удобно использовать бумажные кружки, квадраты различающиеся по цвету и по величине.
Задача -1. Научить ребенка правильно использовать заместители.
Замещение - основывается на каком-либо различии между персонажами. Это могут быть различия по цвету пример: (крокодил – зеленый кружок, солнце – желтый кружок); по величине: (слон – большой кружок, мышка – маленький кружок). Набор заместителей изготавливает взрослый. От ребенка требуется выбрать кружки, чтобы «сразу было видно – какой кружок солнце, какой –крокодил». Если ребенку трудно, нужно помочь. «Видишь этот кружок зеленый, как крокодил; а солнышко –будет желтым, ты согласен?»
На первом занятии число кружков (2-3) должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем следует вводить лишние кружки, чтобы ребенок сам выбирал нужные. Можно увеличить и количество замещаемых объектов. Когда выбор заместителей освоен, переходим с их помощью к разыгрыванию простых сюжетов. Для начала это могут быть чисто бытовые сюжеты, знакомые ребенку по его собственному опыту. «Давай сыграем в то, как мама с дочкой пошли в магазин. Вот их дом, а здесь магазин (в разных концах листа бумаги рисуем 2 квадрата, даем кружки - определи кто мама, кто – дочь)».
После того, как ребенок определился с кружками: разыгрываем различные ситуации.
1. Мама пошла на работу. Дочка дома.
2. Мама вернулась, но не одна, а с папой. Где у нас папа? Какой кружок? И т. д.
Очень хорошо разыгрывать сказки с заместителями: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Лиса и рак», «Маша и медведь». К каждой сказке, необходимо, возвращаться несколько раз. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета.
Сначала ребенок только показывает кружок, соответствующий персонажу, о котором в данный момент читает взрослый. Позднее нужно переходить к изображению действий, совершаемых этим персонажем. Если ребенок сам не догадается, как изобразить действие – ему подсказать, показать.
Удобна для разыгрывания сказка «Три медведя» Л. Н. Толстого.
Медведи – бумажные полоски (разной длины, Маша полоска равная Мишутки, но другого цвета).
В доме у медведей стоят стулья – квадратики разной величины, тарелки – кружки разного размера, кроватки – прямоугольники разной величины. Сам дом – прямоугольник, нарисованный на листе бумаги, с дверью и окном в разных концах листа.
Взрослый читает сказку, а ребенок в это время разыгрывает ее. (Вот Маша пришла в дом, поела из каждой чашки, посидела на каждом стуле, съела суп у Мишутки, сломала стул его, полежала на всех кроватках и т. д.)
Читать надо медленно, чтобы ребенок мог разыграть каждую сцену:
-покормить Машу,
-убрать тарелку, суп она съела,
-покачать ее на стульях,
-перевернуть стул, он сломан,
-положить спать.
Разыгрывание сказки не только позволит ребенку лучше усвоить содержание ее, но и будет способствовать развитию умения соотносить предметы по величине. Когда дети овладели разыгрыванием сказок с помощью заместителей, можно приступать к «конспектированию».
Пример: сказка «Про трех котят». Каждое действие это отдельный рисунок, в результате получается серия рисунков –конспект. И по нему начинаем пересказ сказки, ни в коем случае не настаивайте на дословном пересказе. Это задание направлено на то, чтобы научить детей воспринимать и передавать общий смысл прочитанной сказки, выделять основные происходящие в ней события.
Основой для пересказа может служить и серия иллюстраций, которые обычно бывают в книгах. Хотя они часто отвлекают внимание ребенка, там много второстепенных деталей.
Мы говорим о приемах, помогающих ребенку понять сказку, запомнить ее и пересказать.
А ведь дети могут и придумать сказку сами. Пусть они рассказывают, а вы зарисовывайте за ним, рисовать придется быстро – и здесь схематичное изображение вам поможет. После того, как рассказ или сказка сочинены, нужно повторить: возможно, он будет изменен частично, это не главное. Схематичное изображение предоставляет широкое поле для фантазии, пересказ становится более, творческим. Хорошо пробуждает детскую фантазию игра «Чепуха». Надо придумать то, чего никогда не бывает.
Пример:
-сел баран на пароход, и поехал в огород.
-птичка летает, а крыльев нет.
Такая игра помогает ребенку лучше усвоить реальные зависимости между явлениями. В этой игре абсурдное рассуждение позволяет понять, что правильно.
Дети любят слушать сказки, моделировать их, но одним из самых увлекательных занятий - является разгадывание кроссвордов по сказкам. Здесь можно лучше узнать содержание сказки, вспомнить сюжет и сказочных героев, а также расширить кругозор, увеличить словарный запас, научится размышлять и быть внимательным. Кроссворды могут быть по картинкам, по фразам из сказки и т. д.
Загадки- это жанр, как будто специально созданный для развития детского мышления, внимания, наблюдательности. Но много загадок давать не надо, и не торопитесь сообщать отгадку. Одну и ту же загадку можно читать несколько раз. Конечно, все эти виды работы не должны вытеснять привычное чтение, заучивание.