Татьяна Александровна Ульянова
Опыт работы «Коллекционирование как вид культурной практики в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на педагогическом совете «Коллекционирование как вид культурной практики в ДОУ»
Актуальность:
Модернизация, происходящая сегодня в ДО, требует от нас, педагогов новых форм организации педагогического процесса. Особенно актуальным становится поиск новых форм совместной деятельности взрослых и детей. Одна из таких форм - коллекционирование.
Темочки:
Коллекционирование – это один из видов культурной практики ребенка, который направлен на развитие у него универсальных культурных способов действий, универсальной компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Задача взрослых - не только увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать им в этом.
Польза от такого увлечения неоспорима:
Во-первых, собирая коллекцию, дети занимаются познавательно-исследовательской деятельностью, у них возникает желание, как можно больше узнать о предметах своей коллекции.
Во-вторых, в процессе коллекционирования тренируется память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость.
В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общению. Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.
Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области познания.
Применяя модель трех вопросов, выяснили познания о предмете, это было введение в тему предполагаемого проекта.
1 вопрос: Что знаем?
Принципы: наглядность, достоверность, индивидуальность – рассказы детей, рассматривание муз. инструментов, отметили их разнообразие.
Подвела детей к тому, что можно сделать выставку в группе, по – другому эта выставка будет называться коллекция.
Первый этап коллекционирования:
- погружение в идею коллекционирования детей и родителей.
- создание творческой атмосферы, при которой это увлечение способствовало бы расширению кругозора, развитию художественного вкуса ребенка, самостоятельной исследовательской деятельность.
2 вопрос «Что хотим узнать?» А можно ли муз. инструменты-самоделки использовать в играх?
Принцип – многофункциональность применения муз. инструментов.
Выяснили – да можно. Так возникли игры «Угадай, на чем играю и т. д.»; «Подбери по звуку», «Чего не стало?», «Чем похожи, чем не похожи» и другие.
Второй этап: совместная деятельность сотрудников детского сада, родителей с детьми по сбору бросового материала.
Помочь родителям понять, что коллекционирование дело необычайно увлекательное, в то же время серьезное и кропотливое. Сформировать у родителей позитивное отношение к увлечению ребенка, кроме того, помочь ребенку найти нужную информацию и участвовать в изготовлении поделок.
Третий вопрос: Что узнали?
Третий этап – деятельностный, продуктивный
Принцип - доступность:
Коллекция помогает развивать мелкую моторику, фантазию, чувство цвета. Дети с удовольствием подбирают бросовый материал по размеру, цвету, форме, мастерят их них муз. Инструменты, затем демонстрируют свои изделия в «Музыкальном уголке».
Подведение итогов, презентация для родителей, педагогов. Выставка работ в группе, холле детского сада.
Мини - музей «Музыкальные инструменты-самоделки», совместно с детьми собрали коллекцию муз. инструментов для использования в совместной и самостоятельной деятельности. Познакомились с видами муз. инструментов.
Изготовление инструментов с использованием коллекции к праздникам и на занятиях.
Таким образом, подводя итог проделанной работе, я сделала вывод:
*средствами коллекции была осуществлена работа по развитию познания, речи, художественно – эстетического развития, социально – коммуникативного развития детей.
*приблизились к способам познания через исследовательскую деятельность –
с интересом и увлечением обследовали пуговицы, рассматривали с помощью лупы, производили опыты с магнитом, изучая материал из которого изготовлена пуговица, экспериментировали: «утонет – не утонет».
*у детей проявились такие качества как инициатива, любознательность, интерес к общему делу
Усвоили правила ОБЖ – нельзя брать в рот мелкие детали, нельзя слишком громко использовать инструмент-можно напугать ребенка.
В заключение хочу сказать:
Коллекционирование как продуктивная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Мы имеем возможность обращаться к детской коллекции (выставке, решая разнообразные задачи воспитания и развития детей.
Поэтому я определила перспективу на будущее:
- продолжать использовать элементарное коллекционирование в личностно – ориентированном взаимодействии с детьми для развития познавательных способностей;
- активизировать творческую активность детей, опираясь на их индивидуальные интересы.