Наталия Киселёва
Познавательное развитие детей на прогулке. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддержать, сохранять первые, яркие детские впечатления, опираясь на них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы.
Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать ребенка к тайнам природы – живой и неживой, рассказать о жизни самых различных растений и животных. Это можно в любое время года.
Публикация «Познавательное развитие детей на прогулке, Из опыта работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
При планировании и организации деятельности детей на прогулке я использую следующий алгоритм:
1. Наблюдения;
2. Поисковая деятельность;
3. Экспериментальная деятельность;
4. Подвижные игры;
5. Трудовая деятельность;
6. Самостоятельная деятельность детей.
Наблюдения – это самая важная часть прогулки. Именно через наблюдение я знакомлю детей с окружающим миром. Конечно, не все виды наблюдений можно запланировать заранее, иногда на прогулке возникают непредвиденные ситуации, и моя задача использовать любую возможность знакомства с явлениями и объектами окружающего мира.
Обычно наблюдения я планирую в такой форме: наблюдение за живой природой (это растения, животные и насекомые); неживой природой (это сезонные изменения и различные явления природы дождь, снег, солнце, облака, ветер). Я предлагаю детям вспомнить и описать, какие изменения происходят в жизни дерева в разное время года. Дети вспоминают:
Осенью становится холодно и меньше солнца, поэтому листья на деревьях меняют цвет (желтеют, краснеют, а потом опадают). Дерево готовится пережить зиму и находится в состоянии покоя.
Зимой очень холодно, дует ветер, мороз. Дерево спит, покрытое снегом. На нем могут образовываться сосульки. На нем нет листьев, иначе на листьях было бы много снега, и ветки сломались бы под его тяжестью.
Весной становится теплее, солнце ярче светит, природа пробуждается. Дерево тоже просыпается. Снег и сосульки тают, корень питается талой водой, появляются почки, потом они распускаются. После дерево начинает цвести.
Летом жарко, много солнечных дней. Листьев на дереве много, они вырабатывают кислород. Птицы вьют гнезда на деревьях. Созревают на дереве плоды.
Также наблюдаем за трудом взрослых (дворника, шофера и за младшими детьми). В конце наблюдений всегда делаем выводы.
Поисковая деятельность на прогулке направлена на развитие познавательных способностей детей : умение ставить задачу, находить в окружающем мире ответы на поставленный вопрос, умение делать выводы и умозаключения.
Я использую примерные темы поисковой деятельности детей на прогулке :
Осенью: «Где живут паучки?», «На каких деревьях появились желтые листья?», «Какие краски у осени?», «Какие деревья не хотят расставаться с листочками?» и т. д.
Зимой: «Чьи следы?», «Куда прилетят кормиться зимующие птицы?», «Какой сугроб глубже?» и т. д.
Весной: «Какие насекомые проснулись?», «Какие птицы к нам прилетели из теплых стран?»
Летом: «Куда ползут муравьи?», «Где живут муравьи?», «Куда исчезла лужа?» и т. д.
На прогулке у меня появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Тематику опытов, прежде всего я связываю с сезонными явлениями. На прогулке мы изучаем свойства песка, провожу опыты на определение направления ветра; изучаю свойства снега и льда (обязательно вспоминаем с детьми в каких трех состояниях существует вода в природе); провожу опыты с водой и солнечным светом.
- «Свойства песка»;
- «Куда дует ветер?»;
- «Почему семена прорастают?»;
- «Откуда берутся семена?»;
- «Солнечные зайчики»;
- «Жизнь под снегом»;
- «Свойства снега, воды, песка»;
-«Взаимодействие воды и снега»;
- «Следопыты»;
-«Твердое – жидкое» и т. д.
Из личного опыта я поняла, что прогулки дают возможность, как для физического, так и для умственного, нравственного, и эстетического развития дошкольников.
В силу возрастных особенностей дошкольники не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Поэтому я руковожу деятельностью детей на прогулке, а также создаю им условия для разнообразной деятельности.
Так познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Во время наблюдения я общаюсь с детьми, принимая познавательную окраску : задаю четкие и конкретные вопросы, мобилизую детей на поиск информации, выслушиваю их ответы, доброжелательно реагирую на каждое сообщение, стимулируя дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений развивают в дошкольниках наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления об особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.
Для успешного достижения поставленной цели, я продумывала и использовала специальные приемы, организующие активное восприятие детей : задаю вопросы, предлагаю обследовать, сравниваем объекты между собой, устанавливаю связи между отдельными объектами и явлениями природы. Систематически использую наблюдения в ознакомлении с природой, приучаю детей приглядываться, подмечать. В наблюдении также включаю знакомство с художественной литературой (например, осенью – «Четыре художника» Г. Скребицкого, «Как птицы и звери готовятся к зиме» Г. Снегирева, зимой – «Зима» И. Сурикова, и др., загадывание тематических загадок, заучивание народных примет, расширяю словарный запас детей (названия месяцев, названия природных явлений). В процессе прогулки провожу различные дидактические игры, с помощью которых можно расширять и углублять знания о природе («Найди по описанию», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист упал?» и др.)
Экскурсии по территории детского сада, а также по экологической тропе провожу с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе.
На прогулке мы играем в подвижные игры. Детям это очень нравится! (создала картотеку игр по сезонам).
Вот так у нас проходят прогулки.
Игры со снегом.
Цель: Продолжать знакомить со свойствами снега.
Содержание: Предложить детям побыть метелицей, добрым морозом – зачерпнуть пригоршню снега и подбросить его вверх и покрыть кусты. Во время этой игры мы наблюдаем как красиво он кружится и ложится снежным покрывалом. Какой снег? (эту игру можно провести как эксперимент если ее проводить в разные температурные режимы).
Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий).
«Что такое снег?»
«Сходства и различия льда и снега»
«Почему снег сильно скрипит в мороз?»
«Почему медведь не замерзает в берлоге, ведь снег холодный?»
Рассматривание отдельных снежинок.
Показать детям многообразие форм снежинок: звездочки, цветочки, иголочки. Обратить внимание на цвет, размер.
Обратить внимание на зимнее явление природы «Падает снег»
Расширение словарного запаса слов: снегопад, сугробы, метель; падает тихо, сыплет хлопьями, метет, завывает, кружит и т. д.
Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку».
Подвижные игры «Берегись, заморожу!», «Два мороза».
Для меня прогулка – это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и другие мыслительные операции.
А для поддержания исследовательского интереса у детей необходимо сотрудничество с родителями. Для родителей я организую беседы на темы: «Прогулка с детьми в природу», «Развивайте детскую любознательность», размещаю памятки на информационном стенде «зимние подвижные игры на улице со снегом»; «Семь родительских заблуждений о морозной погоде». Привлекаю родителей к изготовлению кормушек для птиц. Отмечаю как важно, чтобы в этом деле участвовал ребенок. Его помощь невелика, но зато он узнает, для кого и как изготавливается кормушка и что все последующие дела: заготовка корма (семян, ягод, семечек, кормление птиц, ожидание и наблюдение за ними – касаются его, а не папы. Самое главное заинтересовать ребенка и втянуть его в регулярный сбор корма и выкладывание его в кормушку. Разнообразие кормов и кормушек привлекает множество птиц, это создает новые возможности для наблюдения ребенка за пернатыми друзьями.
Организованная с семьей работа помогает мне нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью.