Валентина Василенко
Технологии развития связной речи детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №12»
Сообщение из опыта работы
по теме: «Технологии развития связной речи у детей второй младшей группы»
Подготовила: Василенко В. А, воспитатель
первой квалификационной категории
январь, 2021г.
Публикация «Технологии развития связной речи детей младшего возраста» размещена в разделах
Ведущей задачей развития речи дошкольников является становление связной речи детей. В связной речи достигается единство содержания мысли и ее выражения. Основная функция связной речи — коммуникативная : посредством связной речи происходит общение ребенка с воспитателем, родителями и сверстниками.
Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются следующие технологии : •
Технология «Азбука общения» Л. Н. Шипицыной,
Технология «Развитие диалогического общения» А. Г. Арушановой,
Технология ТРИЗ,•
Моделирование,
Мнемотехника,
Технология обучения детей составлению сравнений
Технология обучения составлению метафор
Технология обучения составлению загадок
Технология синквейна
Сказкотерапия (Сочинение детьми сказок,
Логоритмика,
Игры-драматизации, инсценировки
Все эти технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.
В своей работе с детьми младшего возраста я делаю акцент на мнемотехнику и игры-драматизации (инсценировки).
Мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.). Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно- обоснованному пределу разовой информации для ребёнка (10 информационных битов).
Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.
В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый даёт план-схему только на начальном этапе по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.
В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.
4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)
5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.
Игра-драматизация в развитии связной речи детей 3-4х лет играет также не мало важную роль. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи : работая над выразительностью реплик персонажей и собственных высказываний, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй.
Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться – совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации.
В своей работе я использую различные виды театра: настольный, кукольный, пальчиковый, фланелеграф. При показе спектаклей важно, чтобы взрослый исполнял роль с интонационной выразительностью. С этой точки зрения удобно работать со сказкой: сначала ее читают целиком, затем обыгрывают фрагменты, одновременно ведется поиск выразительных интонаций и движений.
Важно, чтобы соблюдался принцип «от простого к сложному»; многократно повторялся один и тот же содержательный момент, одни и те же игры на разных занятиях. При этом целесообразно использовать игры – разминки («Птички в саду» и др., упражнения («Как воет ветер?» и др., этюды («Березки», «Зайцы»,» Котята», игры – импровизации, пальчиковую гимнастику, инсценировки («За рулем», «Едем на экскурсию», игры – хороводы, спектакли («Теремок», «Репка»)
Роль одного персонажа поочередно исполняют, все дети. Если постоянно чередовать чтение текста, обыгрывание эпизодов, проведение этюдов и упражнений то игра для детей будет интересна долгое время.
Необходимо уже в этом возрасте дать элементарные сведения, которые помогут поверить в себя и в свои силы, научиться общаться друг с другом и узнать об окружающем мире как можно больше.
Список используемой литературы
1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
2. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Развитие связной речи»;
3. М. Кольцова «Ребёнок учится говорить»;
4. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
5. М. А. Васильева «Руководство играми детей в детском саду»;
6. З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»;
7. «Игра дошкольника» под ред. С. Л. Новосёловой;
8. А. П. Усова «Роль игры в воспитании детей»;
9. А. И. Максакова, Г. А. Тумакова «Учите, играя»
10. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятия / под ред. Ушаковой О. С. М. : ТЦ Сфера. 2015.176 с. 5-37.