Виктория Мусина
Деловая игра «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра
«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи»
Педагоги делятся на две команды
Задание 1 «Вопросы теории». Педагоги получают вопросы на карточках, отвечают, обосновывают свое мнение.
Вопросы для 1 группы:
1. Как вы понимаете, что такое работа с родителями?
2. Перечислите формы работы с родителями.
Темочки:
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
3. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?
4. Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?
Вопросы для 2 группы:
1. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?
2. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.
3. Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это даёт педагогам и родителям?
4. В каком случае плохое поведение ребё нка обсуждается:
• В его присутствии
• Без него
• В присутствии всех членов семьи
Задание 2 «Мы разные, но мы похожи». На карточках вопросы:
1. Функции семьи.
2. Функции детского сада.
3. Роль педагога.
4. Роль родителя
Педагоги вытягивают карточки, высказывают свое мнение.
Вывод: роли разные, но функции, по большому счету, схожи. И семья и детский сад создают условия для всестороннего развития ребенка. Дают ребенку первичную социализацию. Создают атмосферу любви, теплоты, условия для эмоционально – психического созревания ребенка.
Почему же так часто возникают конфликты? Часто приходится слышать от воспитателей разного возраста и опыта работы, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно добиться, если соблюдается принцип единства действий между педагогами и родителями. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей предполагает взаимопонимание и взаимодействие воспитателей и родителей. Но, что же такое взаимодействие и что под этим словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьей? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?
«Взаимодействие» - совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, как качественно и эффективно организованное взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем.
«Сотрудничество» - это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников». Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия.
«Содружество» - объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов.
Вопрос к педагогам: «Возможна ли взаимная дружба без общения, а, следовательно, и без взаимодействия?» (Конечно, нет) Так как содружество предполагает наличие эмпатии (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ и семьи. Таким образом, мы понимаем, что детский сад и семья, используя эффективные формы взаимодействия и сотрудничества должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Задание 3 «Копилка педагогических идей». Каждая команда представляет по 1 традиционной и нетрадиционной форме работы с родителями, наиболее эффективными на их взгляд.
Задание 4 «Определи логическую последовательность». Каждая группа получает карточки, на которой сформулированы фрагменты проведения или подготовки встречи с родителями. Задача - определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.
Содержание текста на карточках.
Для первой группы.
1. Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников.
2. Определяются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, муз. работник, медицинский работник и др.
3. С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.
4. Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.
5. Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.
6. Выясняется мнение родителей о пользе проведённой встречи в устном опросе, путём анкетирования и др.
Для второй группы.
1. Установление доверительных отношений с родителями (Трансляция родителям положительного образа ребёнка)
2. Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка, формирование и подкрепление установки к сотрудничеству (Трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье)
3. Предоставление родителям возможности проявить свою готовность к сотрудничеству (Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка)
4. Воспитание доверия между родителями и педагогами (Совместное исследование и формирование личности ребёнка)
Задание 5 «Копилка мудрых мыслей». Решение педагогических ситуаций.
1. Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?
2. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?
3. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
4. Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?
Задание 6 «Кодекс общения». Предложить педагогам создать Кодекс общения с родителями.
Примерный кодекс общения:
1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Подведение итогов.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. И мне хотелось бы в заключении дать некоторые рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:
1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.