Москаленко Татьяна
Искусство как средство нравственно-эстетического и духовного воспитания дошкольников. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Разностороннее развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания.
Публикация «Искусство как средство нравственно-эстетического и духовного воспитания дошкольников, Опыт работы» размещена в разделах
Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное в природе и людях. В этом процессе велико эстетическое воздействие искусства.
Существует несколько видов искусства : литература, музыка, живопись, театр, архитектура и другие. Нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Используя возможности и средства разных видов искусства, можно успешно влиять на формирование личности ребенка, с самого раннего возраста вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов ребёнка, с первых его слов, поступков. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми.
Игра – первый и самый продуктивный способ пробуждения творческого потенциала, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Эстетическая подготовка необходима для того, чтобы ввести детей в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, нравственного совершенства. Прививая детям чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления, педагог стремится, прежде всего, сформировать у них свое отношение к тому или иному явлению действительности. Именно формирование своего отношения объединяет нравственное и эстетическое воспитание.
Художественные способности и художественное восприятие не у каждого воспитанника проявляются ярко и сразу: путь их выявления и последовательного развития очень индивидуален. Поэтому делать быстрые заключения о способностях ребенка не следует. Ребенок может наиболее полно развернуть свои художественно-творческие способности тогда, когда он обогащается художественными впечатлениями, постепенно овладевает практическими навыками и некоторыми сведениями. Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности –составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка, театральные инсценировки. Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого.
Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно–творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение.
На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать и любить доступные их возрасту истинные произведения искусства. Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, слушая музыку П. И. Чайковского, Д. Б. Кабалевского и других композиторов. Во всех возрастных группах могут быть использованы картины со сказочными сюжетами, натюрморты, изображения животных и птиц. Пейзажи рекомендуется использовать в старших дошкольных группах. Старшие дошкольники проявляют интерес к репродукциям картин знаменитых художников: «Грачи прилетели» Саврасова, «Золотая осень», «Март» Левитана, пейзажи Шишкина, «Алёнушка», «Царевна и серый волк» Васнецова, «Девочка с персиками» Серова, «Сирень» Кончаловского и др. Дети начинают приобщаться к красоте и богатству различных видов искусства. Сильное впечатление на дошкольников оказывают праздники. Они надолго сохраняются в их памяти и служат важным средством эстетического воспитания. На праздниках в детском саду самые разные виды искусств воздействуют на детей в своем своеобразии и единстве.
Степень воздействия искусства на ребенка во многом зависит от методики, применяемой воспитателями. Поэтому, необходимо с чувством большой ответственности относимся к выбору художественных произведений и продумыванием способов ознакомления с ними. Это учтено в программе «От рождения до школы», где определены художественные произведения для каждой возрастной группы. Наконец, очень важно качество исполнения произведений для детей, от которого во многом зависит эстетическое восприятия их ребёнком.
Создавая предметно-развивающую среду в нашем детском саду, мы заботимся о красоте, эстетике, как группы, так и других помещений детского сада. В нашем детском саду усилиями педагогов созданы маленькие музеи. Они имеют название, свою историю, традиции. Экспозиции постоянно пополняются новыми экспонатами, что всегда становится интересным событием для наших воспитанников. В каждой группе детского сада имеются «полочки красоты», которые постоянно обновляются декоративно оформленными предметами и творческими работами самих воспитанников. В группах имеются наборы изделий хохломских умельцев. Все узоры взяты из растительного мира; цвет в хохломской росписи условен. Воспитатель указывает детям, что в природе растения имеют присущую им естественную окраску, в декоративном же рисовании они могут быть любого цвета и разной формы.
Скульптура также находит место на «полочках красоты». Мы стараемся подобрать скульптуру художественную, доступную по своему содержанию, красивую и изящную по форме.
Разнообразие видов, характерных особенностей декоративно-прикладного искусства (цветовая гамма, элементы декора, назначение произведений, соответствие формы и декора произведений их функциональному назначению, средства художественной выразительности (цвет, форма и величина элементов декора, ритм, симметрия, композиция) незаметно создают для ребенка мир красоты (мебель, украшенная хохломской росписью, посуда – гжелью и т. д.).
В результате нашей работы мы убедились, что искусство оказывает большое влияние на развитие художественного вкуса детей, на более глубокое восприятие красивого в окружающем. Поднялся и уровень культуры детей: они стали более внимательными друг к другу, их чувства стали тоньше. Приучаясь замечать красоту во всем, они стали бережнее относиться к вещам, подмечать недостатки в своем внешнем виде.
В изобразительном творчестве детей мы отмечаем большие изменения: улучшилось композиционное решение рисунка – дети заполняют весь лист бумаги рисунком, обогатилось его содержание. Дети стараются передать более правильно общую форму предмета и мелкие детали.
Улучшилось содержание декоративного рисования: в нем наблюдается богатство красок, разнообразие форм, приемов, умение самостоятельно разместить узор на геометрической форме.
На основе своего опыта мы пришли к выводу, что подбор произведений искусства для детского сада имеет очень важное значение в формировании у детей эстетических чувств и художественного вкуса.
Конечно, ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействия детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребёнка можно и нужно воспитать любовь и интерес к искусству, развить эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования. Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетике быта, советует, что читать детям, какие записи и телепередачи смотреть, какую музыку слушать. Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать каждый воспитанный человек.