Папки-передвижки

Опыт работы по теме «Центр игровой поддержки — эффективная форма сопровождения детей раннего возраста в соответствии с ФГОС»

Елена Ермолаева
Опыт работы по теме «Центр игровой поддержки — эффективная форма сопровождения детей раннего возраста в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы

Ранний возраст является самым благоприятным периодом для того, чтобы заложить основы развития человека как личности. В период до 3 лет ребенку присущи огромные потенциальные ресурсы развития. Малыш развивается так стремительно, как никогда в последующие возрастные периоды. Это период формирования доверительных и продуктивных контактов ребенка с миром, в том числе со взрослыми.

Актуальность обсуждаемой темы обуславливается тем, что в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях недостаточно разработаны, научно обоснованы и систематизированы методы и формы организации адаптации детей раннего возраста. К числу наиболее актуальных проблем относятся: разработка и внедрение форм и методов организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОУ и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ по вопросам адаптации детей этого возраста.

Публикация «Опыт работы по теме „Центр игровой поддержки — эффективная форма сопровождения детей раннего возраста в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах

Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога, взрослого и ребенка.

Главная задача, которую решают в это время работники детского сада и родители – сделать детский сад для ребёнка желанным. Необходимо чтобы отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми сверстниками не стали для ребёнка серьезной психологической травмой.

Особым направлением развития дошкольного образования стало создание системы раннего развития детей, не охваченных дошкольным образованием в возрасте от года до трех лет в рамках их кратковременного пребывания в ДОУ.

Сегодня активно развивается сеть центров игровой поддержки развития ребенка (ЦИПР, в которых дети совместно со сверстниками и взрослыми в играх получают адекватное их возрасту развитие и параллельно этому нормативно регулируются различные модели консультативной помощи родителям в воспитании их детей на базе ЦИПР.

Педагогическая целесообразность работы ЦИПРа объясняется следующим:

• во-первых, у педагога есть возможность познакомиться с ребёнком и родителями до поступления в дошкольное учреждение, оценить его адаптационные возможности и подготовить малыша к поступлению в детский сад;

• во-вторых, у родителей с ребёнком есть уникальная возможность поближе познакомиться с детским садом и определиться с дальнейшим развитием ребёнка;

• в-третьих, педагог поможет скорректировать существующие противоречия и проблемы семейного и общественного воспитания, это поможет сохранить психическое, физическое и нравственное благополучие малыша.

Таким образом, открытый на базе нашего ДОУ Центр игровой поддержки ребенка раннего возраста, представляет собой новую форму взаимодействия семейного и общественного воспитания детей этого возраста и призвана, не только расширить спектр предоставляемых образовательных услуг, но и создать единое образовательное пространство. Новизна работы нашего ЦИПР состоит в том, что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Цель работы ЦИПР: создать условия для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста на основе оптимизации детско-родительских отношений путем использования игровых технологий и методов, а также организации благоприятного воспитательно-образовательного пространства для эффективного взаимодействия семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста.

Работа ЦИПР строится с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в следующих принципах:

• принцип развития: воспитательно-образовательная работа нацелена на развитие у детей нового отношения к себе и миру, новых способностей, интересов, освоение новых способов деятельности и т. д. ;

• принцип самоценности каждого периода детства: решение образовательных задач опирается на характерные для раннего детства виды детской деятельности и общения со взрослыми;

• принцип постепенности и поэтапности вхождения ребёнка раннего возраста в дошкольное образовательное упреждение;

• принцип личностного подхода (позитивные эмоциональные отношения «родитель-ребенок-педагог» в зоне ближайшего развития ребенка);

• принцип деятельности: включение детей в самостоятельные совместные со взрослым действия с разнообразными предметами, материалами, вовлечение в разнообразные игры, в процессе которых у ребёнка развиваются познавательные способности, речь, мелкая моторика, разнообразные умения и навыки;

• принцип интеграции содержания образования: сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности;

• принцип преемственности: достижение согласованности в подходах к воспитанию и обучению ребёнка в семье и ЦИПР; обеспечение успешной адаптации при поступлении в ДОУ.

Задачи деятельности ЦИПР:

­- учить ребенка устанавливать продуктивные контакты с окружающим миром, действуя вместе со взрослым и самостоятельно;

­- развивать у детей интерес к играм и игрушкам, игровые умения и навыки, формы игрового взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

­- стимулировать психическое развитие ребенка посредством игр с разными видами игрушек;

­- обеспечить профилактику проблем развития у детей, развитие их адаптационных возможностей;

­- создать условия для развития детско-родительских отношений на основе их содержательного игрового взаимодействия посредство психолого-педагогического просвещения, социально-психологического обучения и консультирования родителей.

В условиях ЦИПР психолого-педагогическая помощь оказывается в процессе развивающих занятий, проводимых педагогами с группой детей в присутствии их законных представителей. Содержание развивающих занятий определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, а также требованиями реализуемой в ДОУ образовательной программы к уровню развития ребенка раннего возраста. С этой целью были разработаны программа и перспективное календарно-тематическое планирование развивающих занятий по работе с детьми и их родителями в рамках ЦИПР, а также организованна предметно-развивающая среда.

Работа ЦИПР реализуется в процессе интегративной, комплексной деятельности команды специалистов ДОУ:

педагога - психолога;

педагога - логопеда;

музыкального руководителя;

руководителя изостудии;

старшей мед. сестры;

воспитателя.

Развивающие занятия проводятся в форме совместных игр, развлечений, праздников и способствуют адаптации ребенка к условиям ДОУ, развитию общения со сверстниками и взрослыми, созданию эмоционально положительного фона во взаимодействии с детьми, атмосферы доверия и открытости. Особенно важен этот вид помощи детям с нарушениями в коммуникативной и эмоционально-волевой сферах.

Структурное содержание группового игрового сеанса

Коммуникативный блок (реализует воспитатель)

Ритуал «Приветствие». Сюрпризный момент. Игры (адаптационные, коммуникативные, на социальное развитие).

Блок речевого развития (реализует воспитатель или логопед).

Пальчиковая гимнастика.

Игры на коленях, игровые массажи.

Игры, направленные на развитие речи и профилактику речевых нарушений.

Развивающий блок (реализует воспитатель или психолог)

Дидактические игры. Игры, направленные на сенсорное и интеллектуальное развитие/развитие предметно-манипулятивной деятельности.

Музыкальный блок (реализует воспитатель или музыкальный руководитель).

Музыкально-ритмические игры. Подпевание и пение. Парные пляски и хороводы. Игра на детских муз. инструментах. Слушание музыки.

Блок физического развития (реализует воспитатель с помощью специалистов ЦИПР).

Упражнения на развитие основных движений и крупной моторики, подвижные игры с использованием спортивного оборудования. Игры с парашютом.

Блок художественно-эстетического развития (реализуют родители при помощи руководителя изостудии).

Рисование (акварельными карандашами, пальчиковой краской, гуашью, восковыми мелками). Конструирование. Лепка из пластилина. Работы с тестом. Аппликация.

Блок сказкотерапии (реализуют все педагоги).

Показ сказки.

Заключительный блок (родители с помощью педагогов и специалистов ЦИПР).

Подведение итогов. Ритуал «Прощание».

Самостоятельные игры детей.

Консультирование родителей по запросу.

Не все блоки включаются в одно игровое занятие.

1 занятие включает в себя:

- коммуникативный блок;

- блок речевого развития;

- развивающий блок или сказкотерапии (может включать элементы художествено-эстетического развития);

- музыкальный блок;

- заключительный блок.

2 занятие включает в себя:

- коммуникативный блок;

- блок речевого развития;

- блок художественно-эстетического развития;

- блок физического развития;

- заключительный блок (может быть включение элементов развивающего блока).

Взаимодействие с родителями

Задачи:

1. Создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия между всеми участниками ЦИПР.

2. Создавать условия для саморазвития взрослых.

3. Повышать психолого-педагогическую грамотность родителей (обучать родителей методам и приёмам взаимодействия с детьми раннего возраста, расширять педагогический опыт родителей через привлечение их к активному участию в совместной деятельности с детьми).

4. Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

Формы работы:

1. Создание банка данных о детях, неохваченных ДОУ по микрорайону.

2. Информирование о режиме работы ЦИПР (через сайт ДОУ).

3. Индивидуальное или групповое консультирование в конце каждого игрового сеанса (все специалисты).

4. Наглядная информация.

5. Досуговые мероприятия.

6. Использование ИКТ (сайт детского сада, страничка в соц. сети «ВКонтакте»).

Методы и приемы:

• Анкетирование родителей.

• Памятки.

• Буклеты по психолого-педагогическому образованию родителей.

• Информационные письма.

• Коллективное обсуждение различных тем разностороннего развития детей раннего возраста.

Социально – педагогическая программа ЦИПР по организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению, по нашему мнению, полностью смогла удовлетворить запросы родителей детей раннего возраста, а также повысить педагогическую культуру родителей. Работа ЦИПР помогает профессионально подготовить родителей к поступлению их ребенка в детский сад, снять напряженность в семье при поступлении ребенка в дошкольное учреждение, наладить пути дальнейшего сотрудничества с родителями в воспитании детей; родителям, педагогам и детям лучше понять друг друга, а в дальнейшем легко и интересно проживать всем вместе дошкольные годы.

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к поступлению в ДОУ в условиях Центра игровой поддержки ребенка "Теремок" встречает друзей, от года до трёх малышей! Чтоб с мамой учиться играть, мир новый в игре познавать! Что можно из теста слепить.

Опыт работы «Включение педагога и родителей в процесс сопровождения развития детей раннего возраста»Опыт работы «Включение педагога и родителей в процесс сопровождения развития детей раннего возраста» Августовское методическое объединение в МДОУ «Детские сад №14» Один из докладов МО "Детский сад №1" Включение педагога и родителей в процесс.

Опыт работы ДОУ «Квест-технология как наиболее эффективная форма взаимодействия с семьями дошкольников» Работа с семьями дошкольников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Положительных результатов в решении этой проблемы можно.

Опыт работы по теме «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста» На сегодняшний день физкультурно-оздоровительная работа является наиболее актуальной в деятельности любого детского сада. В настоящее время.

Опыт работы «Роль сказки в воспитательно-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС» К районным педагогическим чтениям «Современное образование: новые идеи» (роль сказки в воспитательно-образовательной деятельности.

Лэпбук как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Исследования Н. Г. Лаврентьевой,.

Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста в соответствии с ФГОС В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного.

Школа раннего развития как эффективная форма работы с детьми дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования Никак нельзя игнорировать то, что конкуренция в жизни становится всё жестче, вершины успеха — всё выше и неприступней. А значит, восхождение.

Совместный игровой сеанс для родителей и детей раннего возраста как форма психолого-педагогического сопровождения родителей В системе дошкольного образования наметились существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, направленные на формирование.

Презентация «Заочный детский сад — центр игровой поддержки» Заочный детский сад-центр игровой поддержки Опыт работы Ведущая центра игровой поддержки «Развивайка» методист по иновации Еденбаева Лаззат.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Центр игровой поддержки — эффективная форма сопровождения детей раннего возраста в соответствии с ФГОС»
Опубликовано: 10 июня 2019 в 22:09
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме «Центр игровой поддержки — эффективная форма сопровождения детей раннего возраста в соответствии с ФГОС»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ермолаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД