Получи документы

Опыт работы «Организация работы по подготовке детей к обучению в школе»

Наталья Авдеева
Опыт работы «Организация работы по подготовке детей к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы

(СЛАЙД 1)

Школьная готовность – понятие, которое включает в себя не только развитие познавательных способностей и формирование предпосылок учебной деятельности. (СЛАЙД 2) Психологическая готовность к школе предполагает развитие многих личностных качеств ребёнка, позволяющих ему адаптироваться к роли ученика. В данном понятии также такие особенности ребёнка, как личностная зрелость (наличие школьной мотивации, желание занять позицию ученика, социальная зрелость (особенности поведения, общительность, эмоциональная зрелость (умение управлять своими эмоциями, а также эмоциональное состояние ребёнка (активное или пассивное реагирование на ту или иную ситуацию, позитивное или негативное восприятие значимости школьных ситуаций).

Публикация «Опыт работы „Организация работы по подготовке детей к обучению в школе“» размещена в разделах

(СЛАЙД 3)

Развитие познавательных способностей и формирование предпосылок учебной деятельности формируется у воспитанников постепенно, в течение всего времени пребывания в детском саду через усвоение «Основной образовательной программы ДОУ» в пяти образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

(СЛАЙД 4)

Первоочередной задачей педагогов стало создание предметно-пространственной развивающей среды, в которой происходит максимальное развитие ребёнка. Развивающая среда дает возможность дошкольнику использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества. Наполняя пространство развивающими пособиями, я учитываю их соответствие возрастным и гендерным особенностям воспитанников.

(СЛАЙД 5)

Для решения задач по развитию мелкой моторики рук, представлений о цвете, форме, величине, ориентировки в пространстве в группе созданы Центры «Дидактических и настольных игр», которые решают множественные задачи. Для развития логического пространственного мышления представлены игры «Танграм», «Логический дом», «Логический куб», кубики Никитина, имеются схемы построек, карточки с алгоритмом выполнения различных моделей. Такие игры являются своеобразными «тренажёрами для ума», требуя от детей интеллектуальных усилий, умственного напряжения. Технические устройства и игрушки, имеющиеся в группе, не просто занимают свободное время детей, но и активизируют познавательную деятельность детей.

(СЛАЙД 6)

Для развития функции планирования активно использую занятия конструированием, например, сборка по образцу моделей из различных конструкторов, воспроизведение построек из строительного материала.

Для этого в группах в удобном для использования детьми месте создан «Центр конструктивной деятельности». В нем находится мелкий настольный и крупный напольный строительные наборы, конструкторы, различные по материалу изготовления, по сложности, способам соединения деталей, мягкие модули. По мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приёмами, у детей возникает способность к построению новых и оригинальных построек. Крупные модули конструктора «Строитель» активно используются детьми для обыгрывания в сюжетно-ролевых играх и позволяют развивать пространственное мышление, воображение.

(СЛАЙД 7)

Чтобы ребёнок успешно обучался в школе, совместно с логопедом прорабатываем пропедевтический этап обучения, в который включаются игры и занятия по развитию речи, на которых ребенок обучается выполнять фонематический анализ слов, выделять звуки. С целью развития зрительного и слухового внимания, совершенствования грамматического строя речи и увеличения словарного запаса детей в группах создан «Центр речевого развития», в котором представлены дидактические игры, имеются картотеки пальчиковых игр, чистоговорок, скороговорок.

Для развития у детей коммуникативных навыков в группах оформлены сюжетно-ролевые игры «Семья», «Строители», Ателье», «Улицы города», «Моряки», «Зоопарк», «Ферма», «Пожарная часть», «Полиция», «Автомастерская», «Столовая», «Парикмахерская», в которых дети знакомятся с профессиями и назначением инструментов. В процессе таких игр у детей формируется понимание художественного и практического назначения результатов своей деятельности.

(СЛАЙД 8)

Для решения задач по развитию мелкой моторики руки оборудован «Центр художественно-эстетического развития», в котором собственные впечатления воспитанники отображают в продуктах своего творчества – в рисунках и поделках.

(СЛАЙД 9)

Для развития крупной моторики в группах создан «Центр физического развития», в котором имеются наборы массажных ковриков, дорожки «Здоровья», массажные мячи, инвентарь для подвижных игр и развлечений.

(СЛАЙД 10)

Для формирования у детей целеустремленности, самостоятельности и инициативности имеется «Центр трудового воспитания» с оборудованием для ухода за растениями. Используются различные формы работы с воспитанниками : поручения, дежурства, коллективный труд. В процессе выполнения поручений, а позже – самостоятельного ухода за растениями, дошкольники приучаются к последовательному выполнению заданий, у них формируются нравственно-волевые качества - настойчивость, ответственность, самооценка, самоконтроль. Дежурство в группе способствует развитию партнерских доброжелательных взаимоотношений между детьми, осознанию ими ответственности за порученное дело, за качественное и своевременное выполнение всей работы. При организации коллективного труда у детей формируется умение распределять обязанности между собой, учитывая интересы друг друга и оказывая товарищу необходимую помощь.

(СЛАЙД 11)

Один из важных аспектов положительного желания посещать школу - это успешность в сфере общения со сверстниками. Поступление в школу означает активную социализацию через постоянное пребывание в коллективе сверстников.

Коммуникативность – это сложная интегральная характеристика, включающая в себя не только общительность как свойство личности, но и чувство уверенности в себе, умение прогнозировать поведение другого человека, рефлексировать последствия слов и поступков, контролировать свои эмоции и поведение. Эмоциональная неустойчивость, низкий самоконтроль, излишняя сфокусированность на себе затрудняют установление дружеских отношений. Некоторые дети испытывают большие трудности в общении, связанные с их индивидуально-психологическими особенностями. Успешность функционирования в роли ученика является интегральным показателем успешной школьной адаптации. Чтобы чувствовать себя успешным учеником ребенок должен уметь справляться с учебной нагрузкой, адекватно реагировать на различные факторы школьной среды, управлять собственным поведением и должен быть способен к самоорганизации.

(СЛАЙД 12)

Изначально отношение к школьной жизни определяется желанием учиться и желанием идти в школу. Высокая мотивация позволяет ребенку стать активным участником процесса обучения и адаптации за счет саморазвития и самоизмерения. Изначально низкая учебная мотивация затрудняет адаптацию первоклассника к школьному обучению. Поэтому в подготовительной к школе группе формирую мотивацию детей стать школьником. Это достигается, в том числе, за счет организации сюжетно-ролевой игры «Школа», в которой дети принимают на себя роли ученика и учителя.

(СЛАЙД 13)

На занятиях по математике, познавательных занятиях формирую у детей предпосылки учебной деятельности, такие как: принятие и выполнение учебной задачи, произвольность учебных действий, самоконтроль. Для этого на протяжении нескольких лет успешно внедряю технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон, позволяющую ребенку быть активным участником процесса обучения, а не получать знания в готовом виде.

При постановке задания обращаю особое внимание на понимание ребёнком инструкции к нему и использование этого понимания в процессе самостоятельного продолжения выполнения задания с учётом всех правил работы, привлечения уже имеющегося опыта, а также самоконтроля в процессе выполнения задания.

(СЛАЙД 14)

В старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию ориентировки на листе бумаги. Прежде всего, ребенку объясняется значение выражений: в центре, посередине листа, слева, справа; верхняя, нижняя, левая, правая сторона листа; левый, правый) угол; нижний, верхний угол. Работа на листе бумаги позволяет научить ребёнка воспринимать инструкцию взрослого, данную в устной форме. При этом начинают работу с простых заданий : ребёнку предлагается обвести точки, палочки (вертикальные, горизонтальные, диагональные – длиной в одну клетку, далее - в две и т. д. клетки) затем различные элементы, использующиеся при рисовании орнаментов. Сначала ребенок действует по подражанию педагога, затем - по устной инструкции. В сложных узорах ребенок учится определять закономерность расположения рисунка, чередование его элементов.

Особенно полезны упражнения в рисовании геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников, стороны которых содержат определенное количество клеток. Например, ребёнку предлагается нарисовать строку квадратов, стороны которых равны двум клеткам и строку квадратов со сторонами в четыре клетки.

Одним из эффективных приемов обучения ориентировке на листе бумаги являются «зрительные» и «слуховые» диктанты. Сначала проводится серия «зрительных» диктантов. На листе бумаги педагог выкладывает орнамент из геометрических фигур, ребенку предлагается составить такой же (по образцу). На следующем тапе обучения образец убирается и ребенку предлагается составить узор по памяти. И наконец, применяется «слуховой» диктант, когда ребенок действует под диктовку взрослого - педагог говорит инструкцию поэтапно: какие фигуры и как нужно выложить, а ребёнок выполняет задание (например, положи круг в середине листа, вокруг него размести шесть треугольников острым углом к кругу, между треугольниками – овалы; в верхнем левом углу – квадрат и т. д.). Со временем задания усложняются детям даются многоэтапные инструкции, при этом, чтобы выполнить задание правильно, ребёнку необходимо удерживать в памяти не одну, а несколько задач одновременно.

Игры «Найди такой же узор», «Найди узор по описанию», «Что изменилось?» «Составь узор по описанию» позволяют научить ребёнка выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.

(СЛАЙД 15)

Таким образом, у воспитанников формируется система требований, моделирующая процесс школьного обучения. При этом особое внимание обращаю на то, правильно ли понимает ребёнок условия задачи, планирует ли пошагово свои действия по её решению.

Ценность таких упражнений для ребят несомненна: закрепляются умения ориентироваться на плоскости, совершенствуются счетные навыки, вводится измерительная деятельность – одна клетка принимается за единицу измерения, уточняются знания о геометрических фигурах и их свойствах. Кроме того, у ребенка развиваются целеустремленность, усидчивость, желание выполнить задание без ошибок. В дальнейшем ребенок уже использует функцию самоконтроля - самостоятельно составляет орнаменты из фигур, а затем рассказывает, сколько каких фигур использовал, как их расположил относительно друг друга.

Обращаю особое внимание на формирование у детей умения следовать алгоритму выполнения учебного задания, плану решения учебной задачи. Некоторые дети отказываются от выполнения задания, поэтому педагогу важно, чтобы ребёнок «принял» учебную задачу.

Не вызывает сомнения, что уровень готовности ребёнка к школе во многом определяется вкладом семьи в подготовку к школе. Большой блок работы педагогов касается обучению родителей будущих первоклассников. На родительских собраниях, в деятельностных играх и мастер-классах педагоги обучают родителей несложным правилам, способствующим успешному обучению детей в школе : организованному режиму учебы и отдыха, создание условий для занятий (места для занятий, домашней библиотеки, помощи ребёнку со стороны родителей на первом этапе школьной жизни, а также сотрудничество с учителем.

В этом плане возможность поддержки дома играет существенную роль в уверенности ребенка. Родителям предлагается не настраивать ребёнка заранее только на отличную учёбу, когда любые неудачи излишне драматизируются, а вся жизнь не только ребёнка, но и всей семьи концентрируется на школьных успехах. Также предлагается не использовать позицию, когда учёба воспринимается как нечто, не имеющее большой ценности. Возможны негативные последствия двух последних позиций.

К сказанному выше добавляется еще одна широко распространенная установка, когда родители говорят своим детям о том, что в первом классе у них на игры не будет времени. Такая жесткая установка родителей вносит свой вклад в усиление тревожных ожиданий ребенка в отношении школы. Школа может восприниматься ребенком как фактор, резко изменяющий и ухудшающий качество его жизни, ожидание учебы как конца беззаботного детства, то есть ожидание потери и лишения радости.

Ну и конечно же, не возможно не отметить, что школа и детский сад – два смежных звена в системе образования.

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития умственных способностей ребёнка.

Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет ценность дошкольного детства, формирует личностные качества ребенка, а главное, сохраняет радость детства. Преемственность с точки зрения детского сада- это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения.

С другой – преемственность с позиции школы - это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения; это подразумевает организацию работы с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

Школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

В нашем детском саду преемственность осуществляется через посещения учителя открытых занятий в ДОУ. На которых он знакомится с детьми, уровнем их знаний, дает рекомендации воспитателю по дальнейшему развитию детей.

Таким образом, в нашем дошкольном образовательном учреждении в течение всего периода дошкольного детства происходит педагогически обоснованная, целенаправленная, планомерная, всесторонняя подготовка воспитанников к поступлению в школу.

Публикации по теме:

Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей»Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей» Тресина Лариса Юрьевна, воспитатель Шишова Светлана Викторовна, воспитатель «Организация непосредственно - образовательной деятельности.

Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООПОсновные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП Сообщение из опыта работы «Основные направления учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с особыми образовательными.

Опыт работы «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы»Опыт работы «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы» Фотоотчет «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы» (из опыта работы)Экологическое воспитание – одно из важных.

Опыт работы «Организация элементарной исследовательской деятельности с использованием игрового оборудования Ultimate»Опыт работы «Организация элементарной исследовательской деятельности с использованием игрового оборудования Ultimate» Активизация речемыслительной деятельности детей дошкольников при организации элементарной исследовательской деятельности с использованием.

Инновационный опыт педагога-психолога ДОУ «Коррекционные занятия со старшими дошкольниками по подготовке к обучению в школе» Тема: «Коррекционно – развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению в школе» Актуальность и перспективность:.

Опыт работы по обучению дошкольников квиллингуОпыт работы по обучению дошкольников квиллингу В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных.

Организация логопедической работы в общеобразовательной школе Введение 1. Правовые аспекты организации логопедической работы в общеобразовательных школах 1.1. Должностные обязанности учителя-логопеда.

Опыт работы по краеведению в школе. Поисковая работа учащихся ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ В МКОУ «Кировский сельский лицей»» Химочкина Т. И. учитель истории и обществознания МКОУ «Кировский сельский лицей» «.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Организация работы по подготовке детей к обучению в школе»
Опубликовано: 21 мая 2024 в 14:44
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Организация работы по подготовке детей к обучению в школе»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Авдеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД