МААМ-картинки

Опыт работы «Обряды и обычаи как средство сохранения национальной культуры и духовно-нравственного воспитания»

Ирина Гамзина
Опыт работы «Обряды и обычаи как средство сохранения национальной культуры и духовно-нравственного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы

Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в нстоящее время. Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников, является взаимодействие воспитателя, музыкального руководителя, педагогов по дополнительному образованию, родителей.

Каждый народ имеет национальную культуру, в которой заложены пласты народной мудрости, культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность идеалам.

Публикация «Опыт работы „Обряды и обычаи как средство сохранения национальной культуры и духовно-нравственного воспитания“» размещена в разделах

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Происходит подчас подмена идеалов, разрушение взглядов предшествующих поколений, навязывание массовой культуры, чуждых русскому народу мышления, образа жизни, поведения. Проблемы страны политического, социально – экономического характера, резкий отказ от опыта прошлых поколений незамедлительно сказались на падении уровня духовности общества. Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет поиск новых, более соответствующих методов образования и воспитания. Художественное и эстетическое воспитание не может развиваться без такой важной составляющей, как народная культура. Основные задачи воспитания – формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Формирование полноценной личности с ценной ориентацией, с нравственными принципами и духовностью.

Русский народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки. Народная культура становила и укрепляла всегда нравственный облик народа, была его исторической памятью, наполняла глубоким содержанием всю его жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

Мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых нам народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Русское народное творчество – источник чистый и вечный. Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. В нем не только широта и щедрость русского характера, но и тайна его непобедимости. Фольклор близок нашим детям. Попевки, считалки, скороговорки, песни – часть детского быта. Произведения детского фольклора, как полевые цветы. Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться мы взрослые окружаем его заботой, любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является народное творчество. Именно оно способно разбудить чувства, воображение и фантазию. Устное народное творчество помогает

подготовиться к фольклорным праздникам, к драматизациям сказок. Важно знакомить детей с тем, как зарождались сказки в народе, как их собирали и записывали. Народные песни, обряды, игры, праздники расширяют кругозор и повышают культурный уровень наших детей.

Народный фольклор – средство нравственного этического и патриотического воспитания. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках и поговорках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа. Использование в работе небылиц, частушек развивает у детей чувство юмора, логическое мышление.

Основные формы приобщения детей к культурному наследию :

- знакомство с малыми формами устного народного творчества;

- праздничные посиделки;

- познавательные беседы;

- творческая продуктивная и игровая деятельность детей;

- посещение краеведческих музеев;

- экскурсии, целевые прогулки по городу;

- чтение и драматизация народных сказок;

- проведение календарных народных праздников;

- знакомство с народными промыслами (Хохлома, Городецк, Палех, Дымка.)

Характерной особенностью по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию является приобщение к крестьянской культуре и быту.

Посиделки – начинались после уборки урожая, по вечерам. Девушки пряли, шили, вышивали, тихо разговаривали, пели протяжные песни. Позже приходили парни и начинались игры, хороводы. Любили на посиделках и загадки загадывать и сказки послушать. Отсюда и присказка «Посидим рядком – покалякаем ладком». Дети с удовольствием принимают участие в посиделках. На них знакомимся с мудрыми пословицами и хитрыми загадками, веселыми обрядовыми песнями, частушками. Значение их так велико не только потому, что они тренируют память, но и способствуют активному мышлению. В пословицах народ всегда осуждал глупость, лень, хвастовство и восхвалял ум, находчивость.

Особое внимание в своей работе уделяю знакомству и проведению народных праздников. Наши предки любили веселиться. Под балалайку, гармонь они водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. На Пасху катали крашеные яйца. В мае встречали весну, плели венки. Осенью отмечали пору «изобилия плодов. Участниками всех праздников были скоморохи, они веселили всех людей.

В народных играх тоже много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения всегда точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют эстетическое значение и составляют игровой фольклор. Игры воспитывают честность, способствуют развитию напевности и красоты русской речи развивают ловкость. Часто проводим игры с руками: «Бабушка Маланья», «Братья», которые развивают внимание, воображение, мелкую мускулатуру. Особым успехом у детей пользуются игры: «Ручеек», «Эхо», «Арина», «Блин», «Солнце и месяц», «Испорченный телефон», «Колечко», «Пятнашки», в которых развиваются такие нравственные качества как доброта, товарищество, умение уступить, умение жить в коллективе.

С детьми я проводила такие праздники как «Осенины», «Рождественские святки», ««Масленицу», «Троицу», где дети, одетые в русские национальные костюмы, пели песни, колядки, частушки, разыгрывали сценки. Праздник – это состояние детской души, без него окружающий мир становится серым и неинтересным.

Важно знакомить детей с народным костюмом, что позволяет показать связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Дети с огромной радостью наряжаются, входят в образ. Костюм является средством духовного единения ребенка с прапрабабушками. В рисунках, аппликациях дети с выдумкой и фантазией украшают узором сарафан, косоворотку, фартук, полотенце.

Знакомлю на занятиях с разнообразными видами декоративного искусства (резьба по дереву, гончарные изделия из глины, шитье, вышивка, плетение.) Показывала детям росписи узоров, изготовленные народными умельцами. Рассказы о народных промыслах завораживают внимание детей. Например: в некотором царстве, в некотором государстве, в деревушке под названием Гжель жил да был старик по прозванию Федот. Долгую жизнь он прожил, сызмальства рисовал. Сначала палочкой на песке, потом и кистью. Да так у него красиво все выходило, что прозвали его – «Федот – золотые руки». Как взмахнет кистью, словно палочкой волшебной, так и вырастают цветы да ягоды красоты невиданной. Взмахнет другой, еще краше прежнего. Только цветы да ягоды не простые, а сказочные, цвета синего да голубого….

Дети сами задумывают узор и расписывают тарелки, посуду. Девочки учились расшивать вышивкой полотенца, салфетки. С удовольствием изготавливали игрушки, поделки на основе русских обычаев, из которых оформлялись выставки.

Посещение музея – важное средство развития эмоционально – чувственного восприятия старины. В музее дети знакомятся с предметами старины, народно-прикладным искусством, промысловой деятельностью предков, что является огромной воспитательной силой. Богатство материала возбуждают творческое воображение, сильно действуют на чувства детей. Поэтому посещение музея – неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.

Для формирования чувства любви к Родине и воспитания эмоционально-положительного отношения к тем местам, где родился и живешь, проводятся регулярно экскурсии по городу, целевые прогулки. Детям всегда интересно узнать, в честь кого названа улица, или с каким событием связано название. Экскурсии обогащают кругозор, запас знаний о своем городе. Каждый человек любит и гордится своим городом. Каждый город в свою очередь славен своей историей, прошлым, традициями, памятниками.

Эта работа помогает мне формировать у детей чувства любви, уважения и гордости к Родине, к русскому народу, к народному творчеству. Древние говорили, что для абсолютного счастья человека необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей.

Публикации по теме:

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрастаСказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТ-СКИЙ САД №14»Светлячок». ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 2018-2019г. «Сказка – как средство духовно.

Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Мы живем в динамичном мире, где все движется с такой скоростью, что некогда даже перевести дыхание. Все мы погружены в социальные и личностные.

Опыт работы «Реализация государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Слайд 1. Добрый день уважаемые коллеги! Слайд 2. Проблема формирования национально – государственной идентичности – это одна из актуальных.

Опыт работы «Изучение культурных традиций народа как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. Г. Н.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Основы православной культуры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников в ДОУ Основы православной культуры как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников в ДОУ. Листишенкова Елена Анатольевна, воспитатель.

Проект «Классическая музыка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности, благодаря которому ребенок познает мир во всем его многообразии. Благодаря современным.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Традиции национальной культуры как средство нравственного воспитания К. Д. Ушинский: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы.».

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Введение «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Обряды и обычаи как средство сохранения национальной культуры и духовно-нравственного воспитания»
Опубликовано: 6 ноября 2019 в 22:59
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Обряды и обычаи как средство сохранения национальной культуры и духовно-нравственного воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Гамзина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД