Оксана Ефременко
Сообщение из опыта работы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же о запахе, вкусе и т. д.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития, а так же имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Развитие психомоторики и сенсорных процессов“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Ощущение и восприятие – это процессы непосредственного отражения действительности. Ощущать и воспринимать можно те свойства и предметы внешнего мира, которые непосредственно действуют на анализаторы.
Накопление фонда условных рефлексов лежит в основе восприятия. У нормального ребенка этот процесс носит стремительный, бурный характер. У детей с поражением нервной системы ощущения и восприятие формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков.
Ощущение и восприятие – первая ступень познания окружающего мира. Эта ступень остается важной на протяжении всех лет жизни. Замедленная, ограниченная восприимчивость, характерная для умственно отсталых детей, оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психического развития.
Корректируя ощущение и восприятие у умственно отсталых детей, должны помнить, что это не самоцель, а средство, облегчающее развитие их психических процессов.
То есть во время изучения нового материала, например: на формировании элементарных математических представлений, при знакомстве с геометрической фигурой, дети не только зрительно наблюдают на картинке или предмет похожий на эту фигуру, но и производят с этим предметом различные действия. Предположим, обвести пальцем на листе, нарисовать в воздухе, обвести фломастером на листе, подержать, потрогать в руках – от этого повышается качество их представлений, знаний и суждений о свойствах этого предмета.
Большое значения для развития психомоторики и сенсорных процессов имеет продуктивная деятельность – аппликация, лепка, рисование, конструирование. Так как обычно не хватает средств и материала для работы на занятиях. Для конструирования я сделала полоски и другие фигурки из линолеума (показать). Дети ими очень хорошо играют, складывают различные фигуры. На занятиях по лепки, использую не только пластилин, но и лепим из соленого теста. На этих занятиях развиваем не только мелкую моторику, но и восприятия вкуса. Лев Хамидулин в прошлом году в основном съедал тесто, а в этом году слепил тарелочку.
Так же для развития мелкой моторики использую игру «Разбери по цвету пуговицы», шнуровку.
Еще сделала из линолеума настольные игры по типу «Доски Сегена».
Очень детям нравиться игры связанные с тактильно-двигательной коррекцией, особенно с водой. Такие как «Три стакана», «Какие предметы тонут, какие плавают», но и, конечно же, стирка.
При коррекции слухового восприятия использую музыкальное оборудование: стараемся определять веселую и грустную музыку, узнавать знакомые песенки.