Елена Семенова
Методы формирования навыков управляемого воображения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воображение – психический процесс создания новых образов на основе ранее сформированных представлений. Этот процесс основан на познании свойств объектов и преобразовании этих свойств. Поэтому при всей разновидности методов развития воображения, они имеют общую модель:
Объект - Преобразование признака или его значения - Новый объект
Пример создания фантастического объекта по данной модели:
Кот (объект) - говорит (добавлен признак человека) - говорящий кот (новый объект)
Кот (объект) - без цвета (убран признак цвета) - прозрачный кот (новый объект)
Публикация «Методы формирования навыков управляемого воображения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Кот (объект) - все части тела сменили форму и стали круглыми (преобразование значения признака формы) - кот, составленный из шариков (новый объект - Шарокот).
Умение манипулировать признаками объекта и их значениями необходимо человеку при решении творческих задач. Работа с данной моделью способствует развитию воображения и является первым шагом при формировании творческих способностей человека в целом.
Уже в раннем детстве можно заметить возникновение творческих процессов, которые в большей степени выражаются в играх, речевой и изобразительной деятельности. Игры детей – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование и построение из них новой действительности.
Стремление ребенка к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра.
В каждый период детского развития воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития. Оно, несомненно, зависит от опыта ребенка, складывается и развивается постепенно. Можно выделить основные характеристики воображения, на основании которых можно определить уровень развития этого психического процесса.
1. Произвольность (активность) характеризуется степенью принятия дошкольником творческой задачи. Произвольность зависит от мотива, который позволяет ребенку сделать то или иное, и воли, которая помогает “удержать” и довести творческую деятельность до конца.
Поэтому перед педагогом ставятся следующие задачи:
• формирование произвольного воображения,
• формирование мотивационного поля,
• развитие волевых процессов как саморегуляции ребенком своей деятельности.
Непроизвольность характеризуется пассивностью, уходом от заданной темы.
2. Воображение может быть воссоздающим (представление образа по описанию) или творческим (создание новых образов, требующее от ребенка отбора материала в соответствии с замыслом).
Учитывая эти показатели, перед педагогом ставятся следующие задачи:
• организация работы с дошкольниками по развитию творческого воображения;
• расширение информационного фонда ребенка.
3. Уровни творческого воображения :
Первый уровень - представление объектов или процессов, существующих в опыте ребенка.
Второй уровень - представление объектов или процессов, которых не было в опыте дошкольника, но у него имеется достаточно полная информация о них из разнообразных источников (телевидение, рассказы очевидцев, чтение литературы и т. д.).
Третий уровень - представление объектов или процессов, которых не было в опыте ребенка и информации о них крайне мало.
В связи с этим, перед педагогом ставятся следующие задачи:
• организация работы по увеличению заданий, требующих от ребенка второго и третьего уровней творческого воображения;
• расширение информационного фонда ребенка, которое позволит представить тот или иной объект с разной степенью подробности;
• организация длительных наблюдений объекта или процесса с подробным обсуждением;
• создание условий для восприятия объекта всеми органами чувств.
4. Показатели вариативности и подробности воображаемого объекта.
Об уровне развития воображения можно судить по показателям вариативности (выделение большого количества разных модификаций какого-либо образа) и подробности (умение ребенка представить разнообразные признаки одного объекта в их взаимосвязи).
При развитии уровня подробности воображаемого образа целесообразно использовать модель описания объекта по набору признаков: функция, составляющие части, материалы, размер, форма, цвет, окружение фантастического объекта, история его возникновения и возможности дальнейшего развития.
В связи с этим, перед педагогом ставятся следующие задачи:
• организация работы по созданию детьми разных вариантов одного объекта;
• выбор одного из созданных образов и составление речевого или изобразительного продукта о нем с большой степенью подробности.
5. Показатель оригинальности.
Ребенок способен выдвигать идеи, отличающиеся от общепринятых или типичных.
В связи с этим, перед педагогом ставятся следующие задачи:
• создание условий работы в группе (предоставление детям возможности выслушать ответы других и выбрать самый необычный объект из предложенных);
• создание условий для воспитания у детей умения слушать друг друга, доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относиться к высказываниям других детей.
6. Показатель толерантности характеризуется степенью открытости творческому продукту, созданному другим.
В связи с этим, перед педагогом ставятся следующие задачи:
• создание условий для воспитания у детей умения слушать друг друга,
• учить радоваться чужим успехам,
• приучать уважительно относиться к мнению других детей.
Глава 1 "Круги Луллия"
Описание метода
Раймондо Луллий (14 век н. э.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги были разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определенные сектора на каждом из кругов. Раймондо Луллий на каждый сектор ставил свое обозначение. Это были и рисунки, и слова, и даже целые изречения. Любой желающий мог с помощью комбинаций получать какой-либо текст.
В дошкольном учреждении целесообразно использовать не более четырех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. К кругам на общий стержень добавляется стрелка, которая показывает соединение секторов.
Круги Луллия могут использоваться в работе с дошкольниками не только как метод развития воображения, но и в качестве приспособления для ознакомления с окружающим миром, развития речи, математике и др.
Метод синектики (аналогии)
Метод разработан У. Гордоном (США) в 50-е годы. Синектика основа на МШ при использовании приемов различных видов аналогии. Цель метода : представление незнакомого-знакомым, а привычное-чуждым. В основании такой работы лежит 4 типа операций.
Метод аналогий (синектика)
Общая характеристика основных видов аналогий
• эмпатия (личностная аналогия,
• прямая аналогия,
• фантастическая аналогия,
• символическая аналогия.
Типы операций:
Эмпатия (личное уподобление, которое отождествляет с кем-либо или чем либо личность человека. При этом надо уметь сопереживать уподобленному объекту.
Прямая аналогия - поиск сходных процессов в других областях знаний.
Символическая аналогия - использование метафор, символов, поэтических образов, сравнение для характеристик объектов,либо процессов,происходящих в них.
Фантастическая аналогия - представление объекта,либо процесса и решение проблем с ним связанных, посредством игнорирования фундаментальных законов природы
Технологическая цепочка (вариант 1)
Рассматривание объекта по системному оператору: функция объекта, составные части, место функционирования, объект в прошлом и будущем.
Фантастическое преобразование объекта:
о. Личная аналогия (я - объект в какой- либо проблемной
ситуации; что я чувствую как птичка)
о. Символическая аналогия
(загадки, сравнения объекта с чем-либо);
Изменение фундаментальных законов природы (как в волшебной сказке фантастическая птичка говорит по английски)
Итог: продукт детской деятельности:
о. Рисование. Лепка преобразованного объекта;
о. История или сказка с преобразованием объектом
1. Технологическая цепочка (вариант 2)
Проведения игры (занятия) с использованием метода синектики
1.1 Предложить детям представить какой-либо объект.
Например:
комнатное растение-фиалку.
Обсудить объект с обычной точки зрения.
Поговорить с детьми о ее внешнем виде, зависимости роста от ухода за растением, эмоциональном состоянии человека при восприятии фиалки разными органами чувств.
1. 2 Предложить пофантазировать с объектом:
а) превратиться в данный объект и рассказать,что ребенок
при этом почувствовал. Например: что чувствует «фиалка»,
если ее забыли полить и на 3 дня оставили на
подоконнике, освещенном жарким солнцем.
б) у фиалки сломался стебель, как помочь растению?
-Давайте поможем ей. Как врач помогает человеку,если у него поранена рука?
Дети говорят,что надо перевязать стебель.
в) Попробовать описать с помощью поэтических
образов,метафор, сравнений выбранный объект.
Например, взять какое-нибудь свойство фиалки и сравнить его
с другим объектом: («листья пушистые, как цыплята»). Объект может быть представлен в виде загадки.
г) Представить вместе с детьми, что проблема, возникшая с выбранным объектом, можетрешаться как в волшебной сказке:
§ Как сделать так, чтобы цветок был вовремя полит и в достаточном количестве? У цветка появляется способность - корни, по мере необходимости, дотягиваются до водопроводного крана, или самостоятельно добывают воду из воздуха.
1.3. Продуктивная деятельность детей :
(рисование, лепка, аппликация, схематизация действий, сочинение сказки по теме занятия)
Например:
-Нарисовать, как мы получили бы сломанную фиалку (прямая аналогия);
-Слепить веселые,грустные, гордые цветы фиалки из пластилина (эмпатия);
-Сделать аппликацию фиалки из пушистых материалов (символическая аналогия);
-На полосе бумаги схематизировать историю, придуманную каждым ребенком, на тему: «Путешествие фиалки в гости к муравью» (фантастическая аналогия);
2. Технологическая цепочка
Построения системы занятий с помощью метода аналогии :
Операции синектики необходимо давать в зависимости от возраста детей :
1. С лет-эмпатия;
2. С 4-х лет- фантастическая аналогия;
3. С 5-ти лет- прямая и символическая аналогия.
Обучение аналогии должно проходить по этапам:
1. этап- педагог сам рассказывает, что почувствовал или
представил;
2. этап- рассказ взрослого дополняется ответами
детей (совместной театрализацией)
3. этап- сами дети рассказывают, что представили и
почувствовали, педагог дополняет, уточняет и
расширяет представление детей об изменяемой
точке зрения на объект;
4. этап- ребенок самостоятельно, без помощи
взрослого, рассказывает о том, что представил
или почувствовал.
1. Особенности усвоения личностной аналогии:
а) Ребенок с 3 лет представляя, как правило, живой объект,
может показать несложные его действия, сказать какой он в
виде этого образа.
Например:
-«Ты кузнечик». Ребенок прыгает. «Кузнечик устал»- ребенок показывает, как кузнечик устал.
-«Что у тебя устало больше всего?». Ребенок -«Ножки мои устали. Я сейчас отдохну и снова попрыгаю».
- «Куда?» -«К цветочку»
-«Почему?» – «Там хорошо пахнет».
б) В возрасте с 4-х лет необходимо давать упражнения
на превращение в рукотворные системы и постепенный
ввод в прочувствование проблемных ситуаций.
Например:
-«Ты -стиральная машина». Ребенок показывает, как он «стирает».
-«Но у тебя проблемы: много белья положили в тебя. Что ты чувс
в) С пяти лет и старше, важно сформировать умений
по отождествлению себя с проблемной ситуацией в рамках
заданного образа.
Например:
-«Покажи и расскажи о том, что ты почувствуешь, если будешь пожарником и вдруг услышишь, как в горящем доме плачет ребенок.»
-«Представь, что ты почувствуешь, если ты раскаленный утюг и тобой гладят капроновую косынку» (другой ребенок может быть «капроновой косынкой»)
-«Если бы ты был старой женщиной (мужчиной) ,что бы ты почувствовал, когда тебе надо нести тяжелые вещи или долго стоя ехать в автобусе…»
-«Представь, что ты звездочка на небе и ночью увидела ребенка, который никак не может уснуть от страха. Как бы ты помогла этому маленькому человеку?»
Эмпатия
Цель метода
Учить детей менять точку зрения на обычные объекты с помощью превращения себя в кого-нибудь или во что-нибудь в проблемной ситуации.
Технология проведения тренинга
1. Предложить детям представить какой-либо объект.
2. Обсудить объект с обычной точки зрения.
3. ПР: внешний вид, зависимость роста от ухода за цветком, эмоциональное
состояние человека при восприятии фиалки разными органами
чувств и т. п.
4. Предложить пофантазировать (превратиться в данный
объект в какой-либо ситуации и рассказать о своих чувствах в данный
момент).
5. Организовать продуктивную деятельность детей : рисование, лепка,
аппликация, схематизация действий, сочинение сказки.
Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста
• Метод эмпатии целесообразно начать использовать в работе с детьми 3-х лет. Ребенок этого возраста по слову воспитателя представляет живой объект, показывает несложные действия и говорит, что он чувствует.
• В возрасте 4 лет необходимо давать упражнения на отождествление себя с рукотворными объектами. Предлагать возможные решения проблемных ситуаций.
• С 5 лет и старше формировать умения отождествлять себя с выбранным самостоятельно образом в рамках проблемной ситуации.
• Обучение должно проходить по этапам:
• 1 этап - педагог сам рассказывает, что почувствовал или представил;
• 2 этап - рассказ взрослого дополняется ответами детей;
• 3 этап - сами дети рассказывают, что представили или почувствовали; педагог дополняет, уточняет и расширяет представления детей об изменяемой точке зрения на объект;
• 4 этап - ребенок самостоятельно, без помощи взрослого, рассказывает о том, что представил или почувствовал.
Ожидаемые результаты
Умение представить себя в качестве кого-либо или чего-либо в проблемной ситуации и составить рассказ о себе с точки зрения выбранного объекта.