Татьяна Бойчук
Информационно-компьютерные технологии в музыкальном образовании
Активное развитие различных видов техники, в том числе и компьютерной, начавшееся в середине XX века и охватившее все сферы деятельности человека, теперь является неотъемлемой частью действительности. Электронные технологии используются повсеместно, в науке и культуре, в быту и при организации досуга.
В музыкальной педагогике подобные методики появились только в последние десятилетия, однако они уже приобрели большое значение в сфере творческой деятельности, что не могло не отразиться на учебных планах различных профильных заведений, где стали внедряться курсы музыкальной информатики и электронной музыки для композиторов. Также стали возникать компьютерные классы в музыкальных школах, сформировались такие направления, как звукозапись для звукорежиссеров, саунд-дизайнеров, звукотехников и звукооператоров. Во многих частных музыкальных школах ведутся занятия для концертных и радио DJ(ди-джеев).
Публикация «Информационно-компьютерные технологии в музыкальном образовании» размещена в разделах
Широкое применение компьютерных технологий в области музыкального образования, составляет одну из примечательных особенностей современного этапа развития. Поэтому эта тема достаточно актуальна.
Вопрос о применении компьютерных технологий в музыкальном образовании вызывает безусловно неоднозначные суждения. При этом, новые направления и инструменты вовсе не исключают мирного сосуществования со всем тем, что всегда пользовалось традиционным признанием, предлагая сегодняшнему музыкальному образованию большой спектр явных преимуществ.
Следует отметить, что музыкально-педагогический процесс изначально весьма консервативен. Это объясняется тем, что методика преподавания, особенно исполнительских дисциплин, складывалась и выверялась на протяжении многих десятков, а то и сотен лет. Традиции и опыт многих авторитетных педагогов, зафиксированные в авторских методиках, определяют устойчивость форм и видов обучения, репертуара, взаимодействия между учителем и учениками. Однако все вышесказанное совершенно не означает, что в музыкальной педагогике не происходит никакого развития.
По сравнению с традиционными формами музыкального образования новые технологии обладают рядом преимуществ:
• представление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у учащихся огромный интерес к деятельности;
• ИТ несут в себе образный тип информации, понятный детям;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание.
ИТ являются отличным средством для решения задач обучения.
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. Педагог-музыкант становится для ученика проводником в мир новых технологий музыкального образования. Музыка и компьютер – всё – таки совместимые вещи.
Как и многие преподаватели в своей работе я использую информационно-компьютерные технологии в различных видах музыкальной деятельности :
• Слушание
• Пение
• Музыкально – ритмические движения
• Развитие чувства ритма
• Музицирование
ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировать процесс понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на более высокий уровень интерес к предмету. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются ИКТ, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип привлекательности.
При проведении уроков музыки можно в комплексе использовать ряд цифровых средств обучения:
1. Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов.
2. Анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;
3. Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства; документальные фотографии, художественные фотографии.
4. Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры; тексты, поясняющие способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных понятий программы.
5. Звуковые фонограммы музыкальных произведений различных стилей и жанров: от классики до современной музыки.
6. Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание музыкальных и художественных образов ; отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей.
7. Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития ученика.
Использование в процессе музыкального обучения интерактивных средств позволяет производить быструю смену дидактического материала, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти. Уже имеющийся опыт показал, что демонстрация презентационных материалов в образовательной деятельности улучшают восприятие материала детьми.
Использование анимации делает познавательный процесс интересным и выразительным.
Гармоничное сочетание традиционных средств, с применением информационных технологий, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся в музыкально – образовательном процессе.
Информационные технологии – замечательное дидактическое средство, позволяющее воспитывать личность в соответствии с требованиями современной жизни.
Свои достижения в области информационных технологий использую при проведении рядовых занятий, открытых уроков, музыкальных гостиных, мероприятий для родителей, на концертах и праздниках.
Видео футажи:
1. Музыкально - дидактическая игра «Ножки-ладошки».
Использую эту игру на развитие координации рук.
2. Сказка «Про Машу, длительности нот и их счёт».
3. Знакомство с написанием нот 1 октавы.
4. Развитие ритма :
• «Солнечные зайчики и белочки», «Ромашковые ритмы»
(для детей подг. класса на ТИ-ТИ, ТА).
• «Ритмический оркестр» (для детей уже знакомых с длительностями).