Яна Соркина
Игровые технологии в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая технология охватывает определенную часть учебного процесса в ДОУ.
В нее включаются последовательно:
• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Публикация «Игровые технологии в дошкольном образовании» размещена в разделах
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии для обучения дошкольников содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Внимание и память развиваются приемами мнемотехники : коллажи, мнемотаблицы, открытки, наборы слов и т. д.
Развивающие игры.
Те же психические процессы: внимание, память и мышление развиваются и посредством развивающих игр:
• Кубики ''Сложи узор'',
• Кубики для всех,
• Сложи квадрат,
• Рамки и вкладыши Монтессори,
• Компьютерные игры.
В этой работе важен творческий подход к самим играм. Каждая игра предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать.
Кубики ''Сложи узор''
В начале учебного года развивают зрительное и слуховое восприятие, двигательные функции и логическое мышление. Одновременно с этим, материал хорошо развивает учебные навыки. Т. е. этот, очень игровой, материал дает возможность быстро процесс игры перевести в процесс обучения.
Принцип ''От простого - к сложному'', 4 кубика, 9, затем 16.
• Сложи рисунки по заданному образцу;
• Сложи рисунки по памяти;
• Узор с кубиков зарисуй в тетради;
• Сложи из кубиков свой узор такой, какого ни у кого нет.
Доска Сегена ''Сложи квадрат''
Квадраты на досках раскладываются по уровню сложности, и давая ребенку задание обязательно учитываются его индивидуальные особенности. Ребенок должен справиться с заданием, оно должно быть ему по силам.
''Кубики для всех''
Для детей старшего 3-5 лет даются цветные картинки, где прорисованы все детали, с черно-белыми картинками играют дети подготовительной группы.
Рамки и вкладыши Монтессори
Из них строятся дома для любимых сказочных героев, затем дети получают задание быстро закрыть окна, чтобы не влетел злой волшебник. Количество рамок увеличивается с возрастом детей.
Блоки Дьенеша.
Игры с блоками отличаются от других игр тем, что обобщение предметов в группы происходит не только по наличию, но и по отсутствию свойств.
Постепенное усложнение задач позволяет развернуть процесс формирования умений от простых к более сложным, перевести с сенсорного на вербальный уровень.
Работу с блоками Дьенеша можно проводить в три этапа. На первом этапе формируется умение классифицировать по одному свойству, на втором – по двум свойствам, на третьем этапе формируется умение классифицировать по трем свойствам.
Первый этап.
1. Учить детей определять свойства предметов по их абстрактным изображениям, т. е. по карточкам.
Игры с карточками – обозначениями:
• ''Какие свойства изображены на карточках? Назовите их''.
• Предлагается карточка. ''Найти все такие предметы, назвать их''.
2. Учить детей выявлять свойства в различных объектах уже по слову: ''Найти все круглые предметы, все красные, все большие и т. д''. Игры: ''засели дом'', ''кто быстрее спрячет?'', и т. д.
3. Формировать умение выявлять отсутствие свойств в разных предметах. Игры с карточками отрицания, цепочки и другие.
Второй этап.
Формировать у детей умение оперировать одновременно двумя свойствами.
''Построй цепочку'' – по двум свойствам.
''Засели домик''.
''Заполни таблицу''.
Таблица 2.
Таблица 1.
Таблица 3.
Игры с двумя кольцами.
Третий этап.
Формировать умение оперировать одновременно тремя свойствами.
''Выложи цепочку'' – по 3-м признакам.
''Игры с тремя кольцами''.
Алгоритмы.
Алгоритм – это последовательность действий.
В старшем дошкольном возрасте упражнения по освоению детьми алгоритмов направлены на освоение дошкольниками зависимости между соблюдением последовательности действий и достижением результатов.
Мы должны научить детей читать алгоритм, имеющий вид блок-схемы, и показать, как он составляется.
Этот комплект логических блоков позволяет научить детей читать алгоритм как прямолинейный, так и разветвляющийся.
Что такое ''читать алгоритм в виде блок-схемы''? – это уметь выполнять действия в направлении стрелки.
Вначале можно предложить детям такие схемы:
Это прямолинейные алгоритмы.
Здесь необходимо оговорить начальную фигуру, с которой дети должны начинать составление цепочки.
Понятие прямолинейного алгоритма можно закрепить на игре типа ''Вычислительная машина'', где дети упражняются в чтении алгоритма и устном счете:
вход
выход
В подготовительной группе ''Вычислительные машины'' приобретают более сложный вид.
Разветвляющийся алгоритм –та же ''Вычислительная машина'', только с условным блоком.
вход
выход
Дав детям понятие условного блока на простой схемке, можно упражняться в составлении цепочек из логических блоков по разветвляющемуся алгоритму.
вход вход вход
выход выход
выход
В старшем дошкольном возрасте освоение программного материала должно быть направлено на развитие познавательных и творческих способностей ребенка: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
Для лучшей организации работы можно проводить опросы детей (педагогическую диагностику) в начале и в конце года
Очень важно работать с учетом возможностей каждого ребенка в отдельности.