МААМ-картинки

Методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников в группе детского сада

Юлия Корхова
Методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

ГБОУ СОШ №8 п. г. т. Алексеевка

г. о. Кинель Самарской области

структурное подразделение детский сад «Тополёк»

Подготовили воспитатели:

Корхова Юлия Александровна

Зотова Людмила Николаевна

Тонаканян Рузанна Владимировна

Цель: Предоставление возможности педагогам, участникам занятий получить теоретические знания и практический опыт в разрешении конфликтов у дошкольников в группе детского сада.

Задачи:

Публикация «Методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников в группе детского сада» размещена в разделах

предоставить теоретическую информацию о конфликтах и их причинах; обучать способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации; помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности; способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению; развивать умения и навыки командного взаимодействия; использовать и применять в работе различные методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников для эмоционального благополучия в ДОУ.

«Помогая детям преодолевать трудности,

мы всякий раз сотворяем своего рода чудо.

Это результат совместных усилий педагога

и детей, маленькое произведение искусства,

в создании, которого все принимают участие

подобно музыкантам одного оркестра».

К. Фопель

Конфликт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Конфликты между детьми – довольно частое явление, неизменный атрибут их взросления и эмоционального развития.

Конфликт - это острейший педагогический инструмент, способствующий выявлению направленности личности и ее формированию.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Какие же причины возникновения конфликта? В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые.

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети (агрессивисты, жалобщики, всезнайки, максималисты и др.).

Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт. Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, неусидчивость, леность, лживость, слабоволие – часто служат причиной недовольства взрослых, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение. Главное – знание возрастных особенностей ребенка.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к психическому заболеванию. В дошкольном возрасте у ребенка активно формируется характер и ему необходима постоянная коррекция поведения со стороны взрослого. Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения.

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию с другими людьми, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).

Нужно учить детей объяснять друг другу, чего они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения.

Существует два способа разрешения конфликта:

1. Деструктивный – «Уйду, и не буду с ним играть», «Сам буду играть», «Позову воспитателя, и она заставит всех играть», «Всех побью и заставлю играть».

2. Конструктивный – «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть».

В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.

Способы разрешения кофликтов:

- Идти до конца

- Уклонение (стремление уйти от конфликта

- Третейский суд (привлечение к разрешению конфликта третьей стороны)

- Сотрудничество

- Юмор (постараться увидеть смешное в создавшейся ситуации)

- Уступка

- Угроза, насилие

- Грубость, унижение

- Уход от решения проблемы

- Разрыв отношений

- Компромисс (соглашение на основе взаимных уступок)

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми:

Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми.

Правило 2. Никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват.

Правило 3. Приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?".

Правило 4. Следите за тем, чтобы дети не переходили на личности.

Правило 5. Не забудьте вслух объяснить детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают.

Приёмы разрешения конфликтной ситуации:

- В решении проблем учитывать нужды каждого;

- Использовать творческий подход к решению проблемы:

- Превратить конфликтную ситуацию в проблемную, саму проблему - в возможность открыть для себя и для других нечто новое

- Развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению

- Оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка

- Высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;

- Нейтрализовать борьбу за власть

- Учить детей управлять эмоциями

- Формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта

- Вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.

Рекомендации по преодолению конфликтов между детьми:

1. Обсудите конфликт с детьми, когда все участники конфликта успокоятся. Расскажите о произошедшем, как о каком-то конфликте, который произошел с другими детьми, и изложите в доступной форме свои мысли по поводу, того, стоит ли решать конфликты между братьями и сестрами с помощью силы и жестокости.

2. Установите четкие строгие правила, объясните их детям, чтобы каждый из них понял. Нечестно наказывать детей за нарушение правил, о которых они впервые слышат.

3. Сыграйте в ролевую игру, покажите детям на примере своего поведения, каких действий вы от них ожидаете в конфликтных ситуациях.

4. Поощряйте умение себя вести.

5. Учите детей идти на компромисс, причем делать это без вмешательства со стороны взрослого в качестве судьи.

Рекомендации воспитателю по разрешению конфликтных ситуаций между детьми:

• Прервать конфликт

• Избавиться от зрителей

• Развести конфликтующих в разные стороны, устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока придут в себя.

• Успокоить участников конфликта, подключить другого взрослого, специалиста, помощника воспитателя.

• расспросить в индивидуальной беседе, что случилось.

• оценить обстановку, выяснить что произошло

• разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу; сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, какие уроки извлек ребенок, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким либо нежелательным осложнениям.

Литература:

1. Захаров А. И. предупреждение отклонений в поведении ребенка. 3 изд. Испр. (Психология ребенка). СПБ. : Союз, лениздат, 2000.

2. Лютова Е., Монина Г. Основы конфликтологии. Ижевск: изд-во УдГУ, 2000.

3. Семенака С. И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. 2-е изд. Испр. И доп. М: Инфра-М., 1999.

4. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. М. : Аркти, 2003. (развитие и воспитание дошкольника).

5. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М. : Юнити, 2000. — 545 с. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна — М. : Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 380 с. Валеев Г. Х.

6. Методология и методы психолого-педагогических исследования: Учебное пособие для студентов 3–5 курсов педагогических вузов. — М. : Академия, 2002. — 134 с.

7. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — М. : Просвещение, 1983. — 210 с. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб. : Питер, 2001. — 320 с. Громова О. Н. Конфликтология: Курс лекций. — М. : Тандем, 2000.–316с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Методы и приемы формирования и поддержания дисциплины у дошкольников Дисциплинированность - это обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка. Условием.

Методы и приемы проведения мониторинга образовательной деятельности в младшей и средней группе Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит проблему педагогической диагностики в новом контексте.

Консультация «Конфликты. Причины конфликтов Ребенок-Взрослый. Способы разрешения» Конфликт - это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную зависимость.

Методы и приемы нетрадиционного рисования 22:16 Методы и приемы нетрадиционного рисования Методы и приемы нетрадиционного рисования Тычок жесткой полусухой кистью Средства выразительности:.

Методы и приемы обучения дошкольников Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных.

Методы и приемы обучения дошкольников Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных.

Методы и приемы работы с перчаточными куклами в речевом развитии дошкольников Развитие речи - это важный аспект в работе с любой возрастной группой, но наиболее актуально этот вопрос стоит именно в младшем дошкольном.

Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Памятка для воспитателей «Методы и приемы коррекции девиантного поведения дошкольников» Одним из направлений является сказкотерапия, которая поможет детям сформировать такие понятия, как "добро" и "зло", раскрыть их творческий.

Урок «Способы разрешения конфликтов» в рамках курса по выбору «Учимся общаться» в 9 классе Урок по теме «Конфликты. Игры, способствующие разрушению стереотипности поведения» находится в логической последовательности уроков по изучению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников в группе детского сада
Опубликовано: 12 ноября 2018 в 08:51
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников в группе детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Корхова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД