Юлия Мелихова
Патриотическое воспитание дошкольников: задачи, приемы и методы
▼ Скачать + Заказать документы
Белгородская обл. г. Губкин
МБДОУ"Детский сад комбинированного вида №9"Рябинушка"
Воспитатель : Мелихова Ю. А.
Патриотическое воспитание дошкольников
Патриотическое воспитание – процесс взаимодействия воспитателя, родителей, воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников: задачи, приемы и методы» размещена в разделах
Роль патриотического воспитания в настоящее время очень актуальна. Ситуация, в которой мы оказались сегодня, требует серьезного и глубокого анализа причин происходящих событий, изменений в обществе, в сознании людей. Происходит колоссальная ломка устоявшихся ценностей, мнений, норм поведения. Сегодня понятно лишь одно: пренебрежение прошлым чревато серьезными последствиями. Поэтому важно воспитывать детей в уважении к себе, другим людям, Родине.
Чувство патриотизма многократно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сократить и приумножить богатства своей страны.
Выделяют следующие задачи патриотического воспитания :
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, на которой живет ребенок, городу;
2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
3. Воспитание уважения к труду, а так же людям труда, которые создают материальные ценности;
4. Развитие интереса ребенка к русскому языку (как государственному, народным промыслам, традициям;
5. Расширение представления о других городах России;
6. Знакомство детей с государственными символами (герб, флаг, гимн) и символами города, в котором мы живем;
7. Формирование чувства уважения к культуре и традициям других народов, толерантного отношения к ним.
Эти задачи решаются в познавательной, игровой, развивающей, трудовой и других видов деятельности ребенка.
В нашем дошкольном образовательном учреждении ведется большая работа по патриотическому воспитанию.
В своей работе воспитатель старается использовать следующие методы и приемы :
1. Рассказ воспитателя;
2. Беседа с детьми;
3. Экскурсии в музеи и к памятным местам воинской славы;
4. Чтение художественной литературы о родном крае и его историческом прошлом и настоящем, чтение рассказов и стихов и Великой Отечественной войне;
5. Разучивание военных и патриотических песен;
6. Организация встреч детей с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, детьми войны, участниками боевых действий в «горячих точках», встречи с участниками военно-патриотического клуба «Рубеж»;
7. Привлечение родителей для обогащения предметно-развивающей среды: изготовление макетов по военной тематике;
8. Организация выставки детских рисунков;
9. Организация мероприятий познавательного характера с использованием мультимедийные технологии, с помощью которых наглядно (показ презентаций и документальных фильмов) дети знакомятся с событиями Вов.
Перечисленные методы и приемы позволяют воспитателю вовлечь в процесс патриотического воспитания родителей. Многие из них приносили фотографии своих дедушек и прадедушек, участников Вов, а также награды, документы.
Работа по патриотическому воспитанию предусматривает и любовь к своей малой родине, своему городу. С этой целью в 2017-2018 учебном году воспитанники нашего сада совершили многочисленные экскурсии по г. Губкину, его историческим местам. Детей знакомили с историческим прошлым родного города.
Огромная роль в развитии патриотических чувств у детей отводятся художественной литературе и искусству. Воспитанники заучивают стихи о Родине, родном крае, знакомятся с героями ВОВ и их подвигами. Воспитатель знакомит детей с картинами известных художников (Левитана, Шишкина, Поленова, Пластова, которые передают в своих работах подвиг российского народа в ВОВ, а также красоту нашей Родины.
Любовь к своей Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается в стремлении не только больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться на благо Отечества. Дела ребенка не велики и не сложны, но именно в труде проявляется такие качества характера, как самостоятельность, интерес, упорство, умение доводить начатое дело до конца. Дети совместно с родителями и педагогами участвуют в субботниках по благоустройству территории детского сада, в конкурсах по эстетическому оформлению участков, цветочных клумб.
Значение патриотического воспитания в жизни ребенка – огромно. В союзе детского сада и семьи ребенок получает основы патриотизма, которые являются залогом развития его как личности.
Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы, Комаровой, Васильевой,/ М, 2014
2. Шорыгина Т. А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М: ТЦ Сфера, 2013
3. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. : Линка – Пресс, 2003.