таня азизова
Использование сенсорной интерактивной доски
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ
В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Абдулкадирова Татьяна
Насруллаховна,воспитатель
МАДОУ ДС №12 "Буратино" город Радужный
Одним из основных вопросов модернизации образовательного пространства - как повысить уровень усвоения учебного материала, т. е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания.
Публикация «Использование сенсорной интерактивной доски» размещена в разделах
Уже давно установлено, что около 80 % информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 % - через слух, оставшиеся 5% - через осязание, обоняние и вкус.
Но, когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании ин- формации, повышается роль моторной памяти, т. е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и «потрогает», т. е. сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т. п., применит на практике. Поэтому важно во время занятия постоянно предоставлять детям возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают новые информационные технологии, не только предоставляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации, но и повышающие мотивацию детей к изучению этой информации.
Важнейшим компонентом современных информационных технологий, используемых в образовании, стали сенсорные интерактивные доски. Выглядят они как обычные маркерные доски, но все, что пишется на интерактивной доске, мгновенно появляется на экране персонального компьютера.
Интерактивная доска - это проекционный экран, оснащенный приемниками-передатчиками ультразвуковых и инфракрасных сигналов. Сигналы эти не представляют опасности для здоровья. Между тем, согласно санитарным нормам, в течение недели количество занятий с применением технических средств обучения не должно превышать для обучающихся I ступени (дошкольники и младшие школьники) — обучающихся II и III ступени.
Сенсорная интерактивная доска выполняет разные функции в образовательном процессе (табл. 1).
Таблица 1. Функции сенсорной интерактивной доски в учебно-образовательном процессе
Функция Содержательная характеристика
Коммуникативная Передача информации
Управленческая Подготовка детей к выполнению заданий и организация их выполнения (отбор, систематизация, упорядочивание, получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекция этих процессов
Кумулятивная Хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации
Научно- исследовательская Преобразование получаемой детьми информации с исследовательской целью, моделирование содержания и форм подачи информации педагогом
Развивающая 1. Развитие всех видов мышления.
2. Развитие творческих способностей детей и усвоение ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации (возможность дописывать, дорисовывать, заполнять пропуски, самостоятельно что-либо создавать).3. Развитие положительной мотивации к учению. 4. Возможность работать в индивидуальном темпе, запрашивать у компьютера помощь, возвращаться к изученному ранее материалу, воспользоваться образцом выполнения задания
Использование сенсорной интерактивной доски вносит в образовательный процесс новое качество, поскольку не только заметно облегчает подготовку и проведение занятий, но и открывает такие возможности, которые до появления интерактивных досок просто не существовали.
Важным свойством сенсорной интерактивной доски при подготовке занятия является возможность размещать материал на нескольких страницах. Специализированное программное обеспечение, разработанное для интерактивных досок, позволяет легко и быстро составить план, подобрать и правильно расположить нужный материал. При этом педагог может использовать входящие в комплект поставки различные фоны и богатую библиотеку клипартов.
Следует отметить, что при подготовке к занятию не обязательно использовать интерактивную доску, достаточно иметь на компьютере то же самое программное обеспечение, которое установлено на интерактивной доске. Заранее подбираются нужные материалы и размещаются на нескольких страницах. Затем, во время занятия, вместо того, чтобы, стоя спиной к детям, тратить драгоценное время на стирание одного материала с доски и написание другого, педагог одним щелчком переключается на следующую страницу. Это позволяет постоянно контролировать ситуацию.
Включенные в состав программного обеспечения различные спец- эффекты («фонарик», «шторка» и др.) позволяют акцентировать внимание детей на наиболее существенных фрагментах занятия, что также способствует пониманию и усвоению материала. Если нужно, чтобы обучающиеся видели не весь материал, а некоторую его часть, то «шторкой» можно закрыть часть интерактивной доски, которую педагог открывает в конце, чтобы проверить правильность решения.
Еще одним важным свойством сенсорной интерактивной доски является мультимедийность. На доске можно не только показывать статические изображения, но и демонстрировать слайд-шоу, воспроизводить анимацию и видеоролики, т. е. использовать как экран. Это намного эффективнее по сравнению с использованием персонального компьютера, размеры экрана которого обычно не превышают "19".
При всех этих демонстрациях на интерактивной доске можно делать пометки цветными маркерами, выделяя наиболее важные фрагменты.
Материал каждого занятия со всеми сделанными пометками можно сохранить в файле, чтобы потом скопировать его на носители или рас- печатать в нужном количестве экземпляров для раздачи обучающимся, переслать по электронной почте или поместить в архив для последующего анализа, редактирования и использования.
Таким образом, сенсорная интерактивная доска позволяет педагогу :
• объяснять новый материал из центра, в том числе при большой аудитории;
• импровизировать и обеспечивать гибкость образовательного процесса (выполнение рисунков, записей поверх любых приложений);
• сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия;
• делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
• использовать новые формы работы с детьми и коллегами
Преимущества для обучаемых:
• сенсорная интерактивная доска делает занятия интересными и развивает мотивацию к обучению у детей;
• освобождает от необходимости записывать, благодаря возможности сохранять и распечатывать все, что появляется на доске;
• обеспечивает возможность понимания более сложных идей в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
• позволяет проявить творческие возможности, повысить уверенность в себе;
• позволяет работать с детьми с ограниченными возможностями. Следует отметить, что доска может применяться на любых этапах занятия (табл. 2).
Таблица 2. Основные возможности использования сенсорной интерактивной доски на различных этапах занятия
Этапы занятия Возможные варианты использования сенсорной интерактивной доски
Организационный момент Мотивация обучаемых через использование интерактивных моделей, анимации, иллюстраций. Запись темы урока. Актуализация известного
Объяснение нового материала Использование интерактивных моделей, анимации, иллюстраций. Запись ключевых моментов. Запись фрагмента занятия
Закрепление изученного материала Тестирование, выполнение практических заданий, поиск и исправление ошибок, индивидуальные и групповые выступления с использованием коллекции цифровых образовательных ресурсов или самостоятельно разработанными материалами. Запись фрагмента занятия
Подведение итогов занятия Запись ключевых моментов. Просмотр фрагментов занятия
При этом могут использоваться разные формы организации деятельности обучаемых (табл. 3).
Таблица 3. Формы организации деятельности детей с использованием сенсорной интерактивной доски
Форма организации обучаемых Возможные варианты использования сенсорной интерактивной доски
Фронтальная (одновременная работа со всеми)
Диалог педагога и обучающегося в форме вопросов и ответов с записью ключевых моментов на доске. Построение интерактивных схем, выполнение практических заданий, результаты которых записываются либо педагогом, либо одним из обучаемых
Групповая Выполнение практических заданий на доске одновременно несколькими детьми. Защита и демонстрация группового проекта
Индивидуальная Выполнение практических заданий на доске, построение интерактивных схем, дополнение, исправление. Защита и демонстрация индивидуального задания
Кроме того, необходимо учитывать психолого-педагогические и возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Устойчивость внимания — продолжительность времени, в течение которого ребенок способен концентрироваться на определенном объекте или деятельности.
Объем внимания - количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью.
Распределение внимания - одновременное внимание к нескольким объектам и одновременное полное их восприятие у детей развито слабо, поэтому в подготовке экранных пособий необходимо использовать принцип «фон и фигура» (изучаемый объект выделяется крупнее всего, что изображено на экране).
Переключение внимания - перемещение внимания с одного объекта на другой. Сенсорная интерактивная доска позволяет сфокусировать внимание детей на отдельной части рассматриваемого объекта, установить необходимую последовательность изображений.
При работе с сенсорной интерактивной доской необходимо соблюдать правила техники безопасности:
1. Обучающиеся и педагог должны стоять спиной к аудитории, когда пишут поверх проецируемого изображения, чтобы луч света от проектора не попадал в глаза.
2. Прежде чем повернуться лицом к слушателям, необходимо от- ступить в сторону от интерактивной доски.
3. Шнуры от проектора, компьютера, интерактивной доски должны быть изолированы от детей, не должны препятствовать подходам к сенсорной интерактивной доске.
4. Время работы с доской — 10– 15 минут. Превышение времени не повлечет ухудшения здоровья, но значительно снизит эффективность работы.
При разработке педагогического программного средства для сенсорной интерактивной доски необходимо учитывать следующие эргономические требования:
1. Цветовое решение. Оптимальным является светлый фон и темный цвет текста. Максимально удобным при продолжительном чтении является сочетание черного текста на белом фоне. Необходимо учитывать принцип единства, согласно которому для оформления страниц допускается до четырех цветов (желательно одной цветовой гаммы). Желателен единый стиль оформления всех слайдов.
2. Размер и тип шрифта. Оптимальный размер для основного текста — 20–24 пункта. Интервал между строчками должен быть не меньше одинарного. С экрана лучше воспринимаются шрифты без «засечек», например: жирное, полужирное начертание больше подходит для заголовков, курсив — для выделения слов в тексте. Психологи не рекомендуют набирать информацию прописными буквами. Чтение такого текста осуществляется примерно на 10 % медленнее, чем его аналога, выполненного с использованием строчных букв.
3. Размещение текста на экране. Основной текст выравнивается влево, либо «по ширине», эпиграф — вправо. Заголовки центрируются (и выделяются жирным). Подзаголовки можно выравнивать влево, обычно так поступают с названиями нумеруемых разделов. Начало всех строк текста, должно находиться на одном уровне. Материал, предлагаемый для чтения, должен быть статичным. Движущийся, мерцающий или изменяющийся в размерах текст воспринимается значительно хуже.
4. Объем и структурирование информации на слайде. Приветствуется сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста (тяжело читать большой текст с экрана). Если информации слишком много, то лучше разделить ее на порции и связать гиперссылками.
5. Списки — 5–7 элементов. Если элементов списка больше, их лучше расположить в две колонки.
Сенсорная интерактивная доска может широко применяться в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Под формированием элементарных математических представлений понимают целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности в области математики.
Рассмотрим виды упражнений и игр с математическим содержанием, которые можно использовать при работе с сенсорной интерактивной доской.
Мультимедийные игры («Цветные счетные палочки Кюизенера», «Логические блоки Дьенеша», «Танграм», «Головоломка Пифагора» и т. п.).
Цветные счетные палочки Кюизенера. Палочки изображаются на экране. При этом используется утилита множественного клонирования для того, чтобы дети могли рассмотреть все возможные варианты состава числа из двух меньших.
Логические блоки Дьенеша. На доске изображаются геометрические фигуры трех цветов, большие и малые: квадраты, треугольники, круги, а также условные обозначения (используется утилита множественно- го клонирования, указывающие на цвет, размер, знак отрицания.
Танграм. На доске изображается квадрат, разделенный на части. Из данных частей складываются различные изображения по образцу или придумываются самостоятельно. При этом необходимо учитывать следующие условия: детали игры не должны даже частично прикрывать друг друга, в состав каждого изображения должны входить все части квадрата.
Таким образом, использование сенсорной интерактивной доски не только позволяет интенсифицировать процесс обучения и воспитания дошкольников, в том числе и по математике, но и заметно облегчает процесс подготовки и проведения занятий для педагога, открывает такие возможности, которые до появления интерактивных досок просто не существовали.