Азиза Азатовна Хасанова
Методическое руководство для учителей информатики и воспитателей в ДОУ «Использование интерактивной доски в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Публикация «Методическое руководство для учителей информатики и воспитателей в ДОУ „Использование интерактивной доски в работе с детьми“» размещена в разделах
- Информатика для дошкольников
- Информатика. Уроки информатики
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Современные исследования в области дошкольной педагогики К. Н. Моторина, С. П. Первина, М. А. Холодной, С. А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.
Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль преддошкольной подготовки детей. Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. С момента поступления в детский сад и до окончания начальной школы с детьми работают : медсестра, психолог, логопед, педагоги-специалисты, воспитате-ли. Специфика введения интерактивного обучения в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду — в условиях коллективного воспитания. Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников.
Новизна компьютера и интерактивного оборудования отражаются в расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ребенка. Использование интерактивного оборудования в детских садах говорит о том, что оборудование можно и нужно использовать для : интенсификации процесса обучения; развития творческих способностей у детей, путём создания анимации, работе со звуком, участия в процессе создания мультфильмов, рисовании и решении специальных задач просмотра видеофильмов и передач. Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства. Процесс обучения дошкольников может быть более эффективным, если при объяснении определенных заданий будет использованы компьютер и интерактивное оборудование, так как: применение цвета, графики, звука, компьютера позволяет моделировать различные ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности детей дошкольного возраста, вызывая интерес к изучаемому предмету. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры.
Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты: дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигаются понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве тренируется элективность внимания и память; раньше овладевают чтением и письмом; активно пополняется словарный запас; развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз, уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора; воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность; развивается воображение и творческие способности; развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления. Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом условием при подготовке детей к обучению школе.
По-моему мнению, одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить себе не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются столь важные операции мышления, как обобщения, классификация Компьютерные игры повышают самооценку дошкольников. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно-действенные операции мышления. Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость» — способность ребенка находить наибольшее количество принципиально различных решений задачи.
Проблема заключается в отсутствии системы эффективного использования современных компьютерных технологий педагогическим коллективом.
Поэтому назрела необходимость создания системы внедрения в практическую деятельность педагогов современных информационных технологий.
Сущность новшества заключается во внедрении в практическую образовательную деятельность ИКТ.
Имея ТСО решила внедрить в практику работы с детьми ИКТ, т. к. интерактивное обучение позволяет стимулировать познавательную активность и интерес детей к освоении новых знаний.
Цель: Создать методическое руководство, разработать развивающие игры для детей и воспитателей с использованием интерактивной доски.
Задачи:
Создать условия для использования ИКТ в работе с детьми.
Подобрать игры и комплексы игровых упражнений для различных видов деятельности.
Создание мультимедийных презентаций
Использовать ИКТ в работе с родителями.
В своей педагогической работе постоянно приходится учителю работать с огромным количеством информации, и это количество увеличивается с каждым годом. Но вся эта информация направлена на достижение одной цели – научить детей думать. Меняются средства для решения этой проблемы. Но этого требует от нас наша современная жизнь. Процесс «информатизации» на сегодняшний день рассматривается Министерством образования и науки как одно из стратегических направлений развития образования.
Введение ИКТ в процесс образования – неизбежный процесс, веление времени. Педагог востребован, пока он учиться, повышает свой профессионализм, то есть шагает в ногу со временем, умело применяя в своей работе новые технологии. Педсовет является одной из форм делового совещания, с помощью которого можно организовать обмен информацией, опытом между педагогами, повысить степень заинтересованности к проблеме. И проведение данного педагогического совета актуально и значимо для пропаганды по внедрению в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникативных технологий. Обмен творческими наработками преподавателей в этой области немаловажно. Наши педагоги стали чаще использовать компьютер в образовательно-воспитательном процессе.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс влечет за собой применение новых методов учебно-воспитательного процесса, повышения педагогической компетентности учителя.
1. Использование ИКТ дает возможность педагогу индивидуализировать процесс обучения, повысит мотивацию к изучению предмета, стимулировать учащихся;
2. Все участники образовательного процесса имеют возможность, используя средства Интернет, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью, что, важно для всестороннего развития личности, как ребенка, так и взрослого;
3. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность учащимся спланировать время обучения при работе с компьютерными тренажерами, сформировать общую картину при восприятии и запоминании материала;
4. ИКТ дают возможность создать собственный фонд демонстрационных материалов, которые способны развивать логическое и образное мышление учащихся, использовать разные виды внимания.
5. Свобода поиска и выбора учебной информации, ее доступность, неограниченность информационных ресурсов, разнообразие видов информации и т. д.
7. Процесс обучения становится более индивидуализированным, личностно-ориентированным. Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. У учителя появляются дополнительные стимулы отойти от традиционной репродуктивной модели преподавания в пользу исследовательских, проектных методик;
8. С появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т. д.)
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Современные информационные технологии начинают занимать свою нишу в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений. Сегодня ИКТ позволяет:
Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы, методики.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды. Компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
Детский сад №29 находится в постоянном поиске новых, более эффективных способов передачи воспитанникам знаний, умений и навыков. Поскольку компьютер занимает прочные позиции в жизни современного ребёнка, задача наших педагогов – показать детям его многочисленные возможности. Так, с помощью компьютера можно рисовать, создавать и слушать музыку, анимацию, оформлять тематические открытки, писать тексты и т. д.
Целью одного из вариантов использования компьютера для нашего дошкольного учреждения стало – создания собственного методического пособия «Использование интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста».
Таким образом, с помощью ИКТ усиливается информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом которой является формирование более эффективной модели обучения, повышается мотивация к изучению общественных дисциплин.
Применение ИКТ позволяет добиться следующих результатов:
1. Повышение эффективности процесса обучения.
2. Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ.
3. Активизация познавательной деятельности детей.
4. Создание единой информационной среды.
5. Повышение интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования информационно-коммуникативных технологий.
Комплекс дидактических игр для использования интерактивной доски
Игра: Дни недели
Цель: закрепить знания названия дней недели на трех языках
Задачи: учить детей называть дни недели на трех языках; развивать умения пользоваться карандашом интерактивной доски; воспитать бережное отношение к ПК, информационную культуру детей.
Игра: Распорядок дня
Цель: учить различать части суток
Задачи: учить различать части суток; развивать наглядно-образную память, речь, внимания; воспитать бережное отношение к ПК, информационную культуру детей.
Игра: Времена года
Цель: учить различать времена года
Задачи: учить детей различать времена года и называть на трех языках; развивать умения пользоваться карандашом интерактивной доски; воспитать бережное отношение к ПК, информационную культуру детей.
Игра: Отгадай когда бывает
Цель: отгадать время года по методике Мурашковского
Задачи: учить детей различать времена года и называть на трех языках; развивать наглядно-образную память, речь, внимания; воспитать интерес к изучаемому предмету.
Игра: Отгадай кто это?
Цель: отгадать животных по методике Мурашковского
Задачи: учить детей различать животных и называть на трех языках; развивать наглядно-образную память, речь, внимания; воспитать интерес к изучаемому предмету.
Игра: Собери компьютер
Цель: ознакомить с основными устройствами компьютера
Задачи: ознакомить с основными устройствами компьютера и называть на трех языках; развивать логическое мышление, речь, внимания; воспитать интерес к изучаемому предмету.
Игра: Где спряталась снежинка
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве
Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве используя слова возле, на, между, справа, слева; развивать логическое мышление, речь, внимания; воспитать интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.
Игра: Наряди ёлку
Цель: учить детей группировать объекты и ориентироваться в пространстве
Задачи: учить детей группировать объекты и ориентироваться в пространстве; развивать наглядно-образную память, речь, внимания, ловкость; воспитать интерес к изучаемому предмету.
Игра: Соедини картинки, противоположные по значению
Цель: учить детей находить противоположные объекты
Задачи: учить детей находить противоположные по значению объекты и соединять их; развивать наглядно-образную память, речь, внимания, ловкость; воспитать бережное отношение к ПК.
Игра: Найди свое место
Цель: учить детей сопоставлять объекты по величине
Задачи: учить детей сопоставлять объекты по величине; развивать логическое мышление, речь, внимания, ловкость; воспитать интерес к изучаемому предмету.
Игра: Расставь фигуры по образцу
Цель: Развивать у детей внимательность
Задачи: учить детей называть геометрические фигуры и цвета; развивать у детей внимательность, умения пользоваться карандашом интерактивной доски; воспитать бережное отношение к ПК, информационную культуру детей.
Игра: Соедини одинаковые фигуры
Цель: учить детей сравнивать и находить одинаковые фигуры
Задачи: учить детей сравнивать и находить одинаковые фигуры; развивать у детей внимательность, умения пользоваться карандашом интерактивной доски; воспитать бережное отношение к ПК, информационную культуру детей.
Игра: Расставь фигуры по образцу
Цель: учить детей называть геометрические фигуры и цвета
Задачи: учить детей называть геометрические фигуры и выкладывать их по образцу; развивать у детей внимательность, умения пользоваться карандашом интерактивной доски; воспитать бережное отношение к ПК, информационную культуру детей.
Игра: Сравни две группы предметов
Цель: учить детей сравнивать объекты и закрепить количественный счет
Задачи: учить детей сравнивать объекты и закрепить количественный счет; развивать у детей внимательность, умения пользоваться карандашом интерактивной доски; воспитать бережное отношение к ПК, информационную культуру детей.
Игра: Один - много
Цель: закрепить у детей понятия один-много и называть объекты
Задачи: закрепить у детей понятия один-много и называть объекты; развивать у детей речь, умения пользоваться карандашом интерактивной доски; воспитать бережное отношение к ПК, информационную культуру детей.
Игра: Сравни множества
Цель: учить сравнивать множества
Задачи: учить сравнивать множества и ставить знаки =,<,> между множествами; развивать у детей речь, внимательность, логическое мышление; воспитать бережное отношение к ПК, информационную культуру детей.
Игра: Сравни числа
Цель: закрепить счет от 1 до 10
Задачи: закрепить счет от 1 до 10, соединить числа с подходящим количеством предметов; развивать у детей речь, логическое мышление, сообразительность; воспитать интерес к изучаемому предмету, информационную культуру детей.
Игра: Веселый счет
Цель: закрепить у детей понятия количество и счет
Задачи: закрепить у детей понятия количество и счет; развивать у детей речь, умения пользоваться карандашом интерактивной доски; воспитать бережное отношение к ПК, информационную культуру детей.
Игра: Физминутка
Физминутки проводятся на английском и казахсом языках. Дети повторяют слова и движения героев.
Игра: Красивые цвета
Цель: учить детей называть цвета и предметы на трех языках
Задачи: учить детей называть цвета и предметы на трех языках; развивать у детей речь, умения пользоваться карандашом интерактивной доски, логическое мышление; воспитать интерес к изучаемому предмету, информационную культуру детей.
Игра: Красивые цвета
Цель: учить детей называть цвета и предметы на трех языках
Задачи: учить детей называть цвета и предметы на трех языках; развивать у детей речь, умения пользоваться карандашом интерактивной доски, логическое мышление; воспитать интерес к изучаемому предмету, информационную культуру детей.
Игра: Красивые цвета
Цель: учить детей называть цвета и предметы на трех языках
Задачи: учить детей называть цвета и предметы на трех языках; развивать у детей речь, умения пользоваться карандашом интерактивной доски, логическое мышление; воспитать интерес к изучаемому предмету, информационную культуру детей.
Игра: Красивые цвета
Цель: учить детей называть цвета и предметы на трех языках
Задачи: учить детей называть цвета и предметы на трех языках; развивать у детей речь, умения пользоваться карандашом интерактивной доски, логическое мышление; воспитать интерес к изучаемому предмету, информационную культуру детей.
Игра: Найди одинаковые цвета
Цель: учить находить одинаковые по цвету объекты
Задачи: учить находить одинаковые по цвету объекты и называть их; развивать у детей речь, умения пользоваться карандашом интерактивной доски; воспитать бережное отношение к ПК, информационную культуру детей.
Игра: Раскраски
Цель: учить детей раскрашивать объекты по образцу
Задачи: учить детей раскрашивать объекты по образцу и называть из каких геометрических фигур составлен; развивать у детей речь, умения пользоваться карандашом интерактивной доски; воспитать бережное интерес к изучаемому предмету, информационную культуру детей.
Игра: Подарки
Цель: учить детей находить одинаковые объекты
Задачи: учить детей находить одинаковые подарки и читать слова; развивать у детей речь, умения пользоваться карандашом интерактивной доски; воспитать бережное отношение к ПК, информационную культуру детей.
Игра: Подарки
Цель: учить детей находить одинаковые объекты
Задачи: учить детей находить одинаковые подарки и читать слова; развивать у детей речь, умения пользоваться карандашом интерактивной доски; воспитать бережное отношение к ПК, информационную культуру детей.
Игра: Множества объектов
Цель: Учить детей называть множества и находить лишний объект
Задачи: учить детей называть множества и находить лишний объект; развивать у детей речь, логическое мышление, внимательность; воспитать интерес к изучаемому предмету, информационную культуру детей.
Игра: Найди лишний объект
Цель: учить детей находить лишний объект
Задачи: учить детей классифицировать множества и находить лишний объект; развивать у детей речь, логическое мышление, наглядно-образную память; воспитать интерес, информационную культуру детей.
Игра: Собери овощи и фрукты
Цель: закрепить у детей понятия овощи и фрукты
Задачи: закрепить у детей понятия овощи и фрукты, называть их на 3 языках; развивать у детей речь, умения пользоваться карандашом интерактивной доски; воспитать бережное отношение к ПК, информационную культуру детей.
Игра: Животный мир
Цель: закрепить у детей понятия домашние и дикие животные
Задачи: закрепить у детей понятия домашние и дикие животные; развивать у детей речь, умения пользоваться карандашом интерактивной доски; воспитать бережное отношение к ПК, информационную культуру детей.
Игра: Схемы
Цель: Учить детей составлять предложения
Задачи: учить детей составлять предложения с помощью схем; развивать у детей речь, умения пользоваться карандашом интерактивной доски; воспитать бережное отношение к ПК, информационную культуру детей.
Список использованной литературы
1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду//Дошкольное воспитание. – 1991. — № 5;
2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003;
3. Дошкольник и компьютер : медико-гигиенические рекомендации / под ред. Л. А. Леоновой, А. А. Бирюкович и др. – М. : Изд-во Моск. психол. -соц. ин-та ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2004.
4. Бабакова, Т. Интеграция знаний на основе компьютерных программ / Т. Бабакова // Дошкольное воспитание. – 1994. - №5. – С. 32-35.
5. Глушкова, Е. К. Гигиенические требования к занятиям дошкольников / Е. К. Глушкова // Информатика и образование. – 1990. - №6. – С. 102-104.
6. Фигурнов В. Э. IBM PC для пользователей. – М. : 2007.
7. Якубайтис Э. А. Информационные сети и системы : Справочная книга. - М. : Финансы и статистика, 2008
8. Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. С. В. Симоновича. - СПб. : Питер, 2004. -640 с. : ил.
9. Информатика : Учебник, - 3-е перераб. изд. /Под ред. Н. В. Макаровой. – М. :Финансы и статистика, 2007. – 768 с.
10. Сергеева И. М., Музалевская А. А., Тарасова Н. В. Информатика : Учебник. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. – 336 с.
11. Программа «Компьютер для дошкольников».
12. Программа «Сатр-игры».
13. Новосёлова, С. Л. «Компьютерный мир дошкольника» //Новая школа. – 1997. — № 3;