Лучший педагог года

Речевое развитие детей посредством формирования компонентов устной речи в различных формах и видах деятельности

Марина Казакова
Речевое развитие детей посредством формирования компонентов устной речи в различных формах и видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«Речевое развитие детей посредством

формирования компонентов устной речи в различных формах и видах деятельности»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесна связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.

Публикация «Речевое развитие детей посредством формирования компонентов устной речи в различных формах и видах деятельности» размещена в разделах

Говорить умеют почти все, но говорят правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Детский сад- это первая ступень образования, и на нас педагогов ложится огромная задача: заложить основу, базис личностной культуры.

Согласно закону об образовании: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие всех компонентов устной речи детей; развитие речевого творчества; знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров; создание предпосылок у детей к обучению грамоте».

Типичные проблемы в развитии речи детей дошкольного возраста:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3. Замусоривание (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция. Общая интонационная и произносительная смазаность речи.

Приоритетным направлением работы нашего дошкольного учреждения является: «Речевое развитие дошкольника во всех видах деятельности».

Работая по этой теме наш детский сад ставит следующую цель:

способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.

Для этого решаем следующие задачи:

- Создание в группе развивающей среды;

- Развитие всех компонентов устной речи : грамматический строй речи, связная речь;

- Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи;

-Развитие мелкой моторики рук.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Это и подвело к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию активной речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задачи обогащения словаря и активизации речи детей решается ежеминутно, ежесекундно, она постоянно звучит в беседах с родителями, пронизывает все режимные моменты. Особое внимание уделяется словарной работе, как неотъемлемой части образовательной деятельности по развитию активной речи и худ. литературе.

В своей работе используем различные методы и формы работы.

Методы речевого общения

Наглядный

Практический

Словестный

Формы работы с детьми.

Непосредственно – образовательная деятельность.

Использование ИКТ

Развитие связной речи посредством художественной литературы.

Художественное творчество

Игровая деятельность

Развитие речи на прогулке

Подвижные игры

Работа с родителями

Лучше всего дети дошкольного возраста воспринимают индивидуальное обращение. И поэтому в разговоре с детьми учитывается уровень развития каждого ребёнка, уровень их речи.

Свободное речевое общение детей младшего дошкольного возраста происходить в быту, во время прогулок, в процессе игр, при ознакомлении с окружающим, во время праздников и развлечений, различных наблюдений.

Качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды во всех группах.

В группах детского сада созданы все условия для развития речи детей :

«Речевой центр»

В нем размещены все необходимые для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры.

Например: у детей младшего и среднего возраста формируем навык образования имён существительных суффиксальным способом (игра «Назови ласково», развиваем умения составлять словосочетания и простые предложения по опорным словам («Фразовый конструктор»).

В старшем дошкольном возрасте совершенствуем умения образовывать новые слова приставочным и суффиксальным способом; составлять словосочетания и предложения по опорным словам и картинкам, по схемам, распространять предложения, использовать в самостоятельной речи полные развёрнутые предложения.

«Центр музицирования и театрализации».

Очень важна для ребенка театральная деятельность. Участвуя в спектаклях дети обмениваются информацией, что способствует общению детей, взаимодействие и сотрудничество между ними. Для обучения детей средствам речевой выразительности используется артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика.

«Центры Сюжетно – ролевой игры по ознакомлению с социальной действительностью»

В ходе игры ребенок разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Учится вести диалог со сверстником.

- развивается диалогическая речь,

- закрепляется навык пользования инициативной речью,

- совершенствуется разговорная речь,

- обогащается словарь,

- формируется грамматический строй языка и т. д.

«Центр книги»

Необходимый элемент предметно развивающей среды. В нем мы выставляем различные книги, портреты писателей. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать (слайд)

Дети знакомятся с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами.

В группах старшего дошкольного возраста значительно чаще рассказывают о писателях, знакомят с историей произведения, расширяют и усложняют круг чтения детей. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и словарный запас. (слайд).

«Центр изодеятельности».

Художественное творчество - уникальное средство для развития речи и мелкой моторики в их единстве и взаимосвязи.

Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно.

В процессе ручного труда и изодеятельности активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В этой связи мы обратили внимание на метод проекта, и реализовали проект по «Нейроигра и нейроупражнения, как средство развития речи детей», который транслировали на районном методическом объединении и конкурсе «Воспитатель года». Нейроигры – это воздействие на основные отделы головного мозга, через мелкую и крупную моторику при одновременной работе обеих рук. Данное направление может компенсировать проблему нарушений речи, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников. Диагностика показала хороший результат.

В содержание проекта включали игры и упражнения, которые широко используются в коррекционной работе с детьми, при устранении недостатков устной речи.

Разновидность нейроигр большая, может применятся в любых режимных моментах и занятиях.

Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, ель, рябина, клен, шиповник и т. д. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.

Во время подвижных игр стремимся к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с детьми потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.

Совместная деятельность ДОУ и семьи является одной из главных ступеней реализации программы.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) педагоги стараются убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Стараемся объяснить, что если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса и в результате пострадает их ребенок.

Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками. В нашем ДОУ используются различные формы работы с родителями. Мы предлагаем родителям различные консультации по развитию речи ребёнка в семье, папки-передвижки дидактических игр и упражнений «Домашняя игротека», открытые занятия, индивидуальные беседы, родительские собрания, памятки для родителей, подготовка детей к праздникам и досугам, анкетирование и опросы, выставки поделок из овощей, природного и бросового материалов, которые были сделаны детьми дома, сочинение сказок и загадок, рисование к ним картинок, участие в акциях и конкурсах.

Вывод:

Работая над данной проблемой, мы сделали вывод, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми а, следовательно, и его личность в целом.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Фотоотчёт о семинаре для педагогов «Формирование семейных ценностей у детей дошкольников в различных видах деятельности»Фотоотчёт о семинаре для педагогов «Формирование семейных ценностей у детей дошкольников в различных видах деятельности» В рамках Года Семьи в МБДОУ "Дельфин" состоялся семинар - практикум для педагогов дошкольного образования "Формирование семейных ценностей.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей в различных видах деятельности»Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей в различных видах деятельности» Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» Как известно,.

Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых»Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых» Тема Деда Мороза и Снегурочки так любима нами, что мы часто в своём творчестве обращаемся к ней. Сколько в этих образов чудес, загадок,.

Использование мягкого конструктора Г. В. Урадовских в различных видах детской деятельностиИспользование мягкого конструктора Г. В. Урадовских в различных видах детской деятельности Я познакомилась с новым для меня видом конструирования в 2015 году, когда проходила обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие детей посредством формирования компонентов устной речи в различных формах и видах деятельности
Опубликовано: 14 сентября 2024 в 23:21
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие детей посредством формирования компонентов устной речи в различных формах и видах деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Марина Казакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД