Елена Главинская
Проблемы психического развития детей в раннем возрасте: пути профилактики и решения
▼ Скачать + Заказать документы
СООБЩЕНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Проблемы психического развития детей в раннем возрасте. И пути их профилактики и решения»
К «раннему возрасту» относят детей возрастного периода от 1 года до 3х лет. Соответственно этому возрасту выделяют следующие проблемы психического развития :
1. СТРАХ И ТРЕВОГА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ.
Публикация «Проблемы психического развития детей в раннем возрасте: пути профилактики и решения» размещена в разделах
Все дети периодически испытывают страх, и это нормально. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого, непонятного и реализующегося через страх чего-либо или кого-либо.
Большинство страхов обусловлено возрастными особенностями детей и носят временный характер, если к ним правильно относиться. Существует определенная норма страхов для каждого возраста, совместимая с нормальным развитием психики ребенка. Эта норма несколько различна для девочек и мальчиков.
Негативные эмоциональные переживания, как правило, возникают у ребенка в связи с наличием у него:
Страха определенных или незнакомых вещей: 1,5 года – боязнь незнакомых детей (проходит к 2 – 2,5 годам, грозы, темноты, больших водных поверхностей, врачей, уколов. До 2-х лет, ребенок задает вопросы взрослым: «что это?», «кто это?», он хочет знать: опасны для него эти «кто» и «что».
Страха громких звуков: В 2 года дети боятся неожиданных (непонятных) звуков. Боятся поездов, транспорта, животных.
Страха предчувствия наказания: Дети боятся неодобрения и наказания со стороны родителей.
Страха темноты (фантазии, воображение) : Возникают страхи, связанные с пространством. Дети боятся темного времени суток, одиночества, высоты. Дети боятся засыпать в одиночестве. Дети боятся унитаза, ванной, бытовых приборов, теней на стене.
Страха, вызванного знакомством со сказочными персонажами (Волк, Баба-яга).
Советы родителям для решения проблемы страха у детей, возраста 1-3 года.
1. Отнеситесь к страху ребенка серьезно, не преуменьшайте значимость страха и наоборот – преувеличения его значимости, не смейтесь над признанием ребенка в том, что он чего-то боится, а уж тем более не стыдите ребенка за испытываемый им страх.
2. Не недооценивайте влияние страха на психику ребенка. Помните, что страх подчиняет себе такие психические процессы, как мышление, воображение, память и речь.
3. Пугающий объект перестает вызывать страх, если с ним поближе познакомиться. Малыши, иной раз, боятся незнакомых звуков, но, увидев источник этих звуков, тут же перестают обращать на них внимание.
4. Если страх выражен слабо или только что проявил себя, не надо фиксировать внимание ребенка на таком страхе. Займите ребенка интересной для него деятельностью, игрой, отвлеките его.
5. Первым шагом на пути преодоления страха является рассказ ребенка о страхе. Когда ребенок проговаривает вслух свои переживания, его тревога уменьшается. Задача взрослого – «правильно» послушать малыша, то есть применить навыки активного слушания и эмоционально поддержать его.
6. Рисование страха. Ребенок не всегда может рассказать о своем страхе в силу недостаточного речевого развития (особенно при задержке речевого развития, к тому же страх может вызвать блокировку спонтанной речи ребенка. Рисовать ребенок зачастую начинает раньше, чем хорошо говорить и для него это естественный способ общения с миром. Попросите ребенка нарисовать то, что его напугало. Посредством рисунка ребенок может безболезненно соприкоснуться с пугающими образами и ситуациями, как-то повлиять на них, что значительно снижает детскую тревогу (например, нарисованный страх можно разорвать, сжечь, можно сделать его смешным или жалким). Для вас как для родителя рисунок будет нести информацию о том, с какой сферой жизни ребенка связан страх, с каким объектом он связан и т. д.
7. Проигрывайте страхи. Игра для ребенка является наиболее адекватным способом выражения чувств, познания мира, отношений между людьми. Игра является самой привычной деятельностью для ребенка и несет много информации для наблюдательного взрослого. Игра терапевтична сама по себе, в игре ребенок может стать хозяином положения, устанавливать свои правила, он властелин в этом мире, а значит сильнейший. Играя, ребенок в условном, символическом смысле переживает травмирующие жизненные обстоятельства, происходит их эмоциональное отреагирование и снижается напряжение. Если у ребенка есть возможность поиграть, он становится сам себе психотерапевтом.
8. Используйте сказки в борьбе со страхами. Каждая сказка содержит в себе главную проблему и пути ее решения. Как показывает практика, дети переносят в реальную жизнь способы преодоления трудностей, услышанные в сказках, и успешно реализуют их.
9. Всегда старайтесь найти истинную причину детского страха. Причины могут крыться как в возрастных особенностях ребенка, так и в событиях, происходящих внутри семьи или ближайшем окружении ребенка. Отсутствие должного внимания к причине страха может свести на нет все попытки избавить ребенка от него. Причины страхов могут быть самыми разнообразными: излишняя строгость по отношению к ребенку в семье, внушение страхов взрослыми или сверстниками, испуг, ранняя интеллектуализация ребенка, психотравма (развод родителей, смерть близкого человека, насилие).
Профилактики детских страхов.
Общаясь с ребенком необходимо соблюдать несколько важных правил:
Детей никогда не следует пугать ради послушания.
Не следует оставлять маленького ребенка одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление чего-то неожиданного для ребенка. Ребенок должен оказаться в неизвестной еще ему ситуации только рядом с взрослым.
Не берите с собой ребенка на «взрослые» мероприятия – на стадионы, многочасовые шоу, эмоционально окрашенные зрелища, в гости, где будет большое скопление людей: чужие эмоции возбуждают и не дают возможности успокоиться.
Следите за своим эмоциональным состоянием. Дети с самого рождения очень чувствительны к эмоциональному состоянию мамы и других близких. Ваше раздражение, напряжение, беспокойство легко передается малышу.
Следите за своей речью, за тем, что вы говорите в присутствии ребенка. Многие слова взрослых дети понимают буквально, это связано с особенностями детской психики.
Избегайте переноса на ребенка своих страхов и переживаний. Много детских страхов возникает по вине взрослых. Страхами, как и вирусами, можно заразиться от людей, с которыми общаешься очень близко. Как показывает практика психологического консультирования, у детей часто бывают страхи их родителей (страхи, которые у родителей были в детстве и те, которые существуют в настоящий момент). Чаще всего это страхи животных, одиночества, детского сада.
Ребенок должен достаточно (по возрасту) ориентироваться в окружающем его мире. Неведение, низкий уровень ориентации ребенка в окружающем его мире провоцируют многие страхи. С другой стороны, излишняя информация (фильмы, художественные произведения, которую ребенок еще не в силах понять также может стимулировать возникновение страхов.
Не стремитесь к ранней интеллектуальной нагрузке ребенка, игнорирующей возрастные нормы восприятия и переработки информации (раннее чтение, письмо, математика) : перегрузка, ситуация неуспеха ослабляет психологическую устойчивость и добавляет новые страхи.
Обратите особое внимание на развитие самостоятельности ребенка, она впрямую связана с уверенностью ребенка в себе и помогает бороться с робостью и тревожностью.
Не допускайте слишком большого напряжения внутрисемейных событий, не увлекайтесь порицаниями на повышенных тонах – это усиливает тревожность ребенка.
2. НЕЗАВИСИМОСТЬ ВМЕСТО СТЫДА И СОМНЕНИЯ.
Потребность в проявлении независимости, автономии связана с важнейшим этапом развития самосознания, когда человек выделяет себя из мира людей, осознает свое «Я» и громко об этом заявляет. Главной тенденцией в поведении ребенка становится желание самостоятельности — «Я сам!». Проблемы развития начинают появляться вследствие про-тиворечия между стремлением ребенка быть независимым, проявлять самостоятельность и теми ограничениями (запретами, которым нужно следовать, усваивая определенные требования социального окружения.
Последствия неудовлетворенности потребности в автономии (независимости) :
Негативизм: реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
Упрямство: ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.
Капризы, закрепление форм поведения, при которых настаивание на своем приобретает характер манипулирования родителями: поведение направлено против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
Чувство стыда и сомнений в своих возможностях при отсутствии позитивной поддержки со стороны родителей: возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.
Принятие решений в условиях выбора быстрее формирует ответственность ребенка, позитивное отношение к себе и своим успехам: Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность.
Советы родителям для решения и профилактики развития у детей, возраста 1-3 года, стыда и сомнения в своей способности справляться с проблемами :
Терпение и поддержка родителей помогают воспитывать в ребенке самостоятельность.
Поощрение самодостаточного поведения, при котором у малышей развивается чувство автономии - чувство способности справляться со многими проблемами самостоятельно.
Не предъявлять завышенных требований от ребенка слишком рано, или наоборот, не отказывать детям выполнять задачи, на которые они способны.
Не высмеивать ранние попытки самодостаточности.
3. ПРИТЯЗАНИЕ НА ПРИЗНАНИЕ И ВНИМАНИЕ.
Маленький ребенок испытывает потребность быть принятым, получать эмоциональную поддержку и в этом суть его притязаний — ожиданий. Не имея опыта удовлетворения своих потребностей, он экспериментирует, ищет те способы, которые помогли бы ему получить желаемый результат. В ходе этого поиска появляются как позитивное поведения, так и те, которые станут тормозом, создавая проблемы развития.
Нарушение поведения может выступать в роли индикатора проблем во взаимодействии со взрослыми. Ребенок ведет себя плохо, если:
желает привлечь к себе внимание;
желает властвовать над ситуацией, взрослыми, сверстниками;
желает за что-то отомстить взрослому;
ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи;
у него не сформировалось чувство меры, позволяющее оценить последствия тех или иных поступков.
Советы родителям для решения и профилактики проблемы притязания на признание и внимание, у детей 1-3 лет :
Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
Не бойтесь залюбить ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему это хочется. В качестве поощрения чаще используйте ласку.
Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях, лучше понять друг друга.
Чаще разговариваете с ребенком, объясняете ему суть запретов и ограничений. Помогите ребенку вербально выражать свои чувства и переживания, научиться понимать свое поведение и поведение других людей.
Психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию.
Диалогу с обществом ребенок учится у нас, взрослых. Мы его мера, его масштаб, его критерии оценки других, отношения к другим и к себе. Первый шаг в мире взрослых и сверстников он начинает с того, что оглядывается на нас и судит этот мир по законам, преподанным ему нами.
Очень важно осознать, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на детское поведение, но и на психическое здоровье детей; так неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность.
4. ПРИВЯЗАННОСТЬ К РОДИТЕЛЯМ И СТРАХ ЕЕ ПОТЕРИ.
Формирование привязанности к родителям начинается с момента появления малыша на свет. К одному году ребенок уже способен довольно активно передвигаться самостоятельно. На этом этапе его главной задачей становится осваивать мир за пределами маминых рук. А задача родителей – создать ребенку безопасные условия для его исследований. От года до трех лет: этап отделения от родителя.
Первое и очень важное свойство привязанности, которое многое объясняет в поведении детей. Привязанность – витальная потребность, уровень значимости – максимальный. «Без нее не живут».
Вторая важная вещь, которую стоит запомнить: если ребенок не уверен в своем взрослом, в его привязанности, он будет добиваться подтверждений связи, стремиться ее сохранить и укрепить любой ценой. «Любой. Потому что, на кону – его жизнь».
5. ОБОСТРЕНИЕ КРИЗИСА 3-х лет (капризы, упрямство, негативизм) ПРИ НЕПРАВИЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ РОДИТЕЛЕЙ.
Кризис трёх лет может выражаться в проявлении таких симптомов, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму.
Советы родителям для решения и профилактики обострения у детей кризиса 3х лет :
Существует ряд общих рекомендаций, использование которых постепенно приводит к преодолению негативных симптомов в поведении ребё нка:
Избегание авторитарного стиля взаимоотношений и гиперопеки в воспитании.
Осуществление единой тактики воспитания в семье.
Поощрение познавательного интереса и самостоятельности ребёнка в доступных для данного возраста пределов.
Использование игровых приёмов в общении и обучении ребёнка самостоятельности.
Объяснение правил поведения ребёнку в простой и доступной для него форме; проявление спокойной требовательности к исполнению этих правил.
Акцент в воспитании на позитивном разрешении действовать, а не на запретах и наказании.
Совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право выбора.
Обучение ребёнка навыкам общения со сверстниками и взрослыми