Анна Чупикова
Сообщение для педсовета «Профориентация дошкольников — путь к успеху обучения в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
По данным Агентства стратегических инициатив к 2030 году исчезнут 57 востребованных сегодня профессий. Их места займут 186 других. Кто подготовит профессионалов, которые всего через несколько лет окажутся в первом составе специалистов будущего? Как разработать единый подход обучения? Москва первой сделала шаги в достижении цели. «Курчатовский проект», «Медицинские и инженерные классы»- это основа нового подхода к обучению.
Дошкольное образование является первой ступенью московского образования и поэтому мы не должны быть в стороне от данных проблем.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования помогает в развитии УУД (универсальные учебные действия), умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
ФГОС учитывает основные принципы дошкольного образования : вы видите их на экране
Поэтому, закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду. Одним из важнейших направлений, которое приведет к успеху в жизни является профориентационное образование.
Педагоги в дошкольных образовательных площадках ГБОУ Школа № 2083 обращают особое внимание на раннюю профориентацию дошкольников. Целью ранней (детской) профориентации в ДОУ является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых в социуме.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром начинается уже в самом младшем дошкольном возрасте, когда дети через чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, познавательные беседы, общение со взрослыми и сюжетно-ролевые игры узнают о разных профессиях.
Самые маленькие дошколята знакомятся с профессиями, которые окружают их ежедневный мир : повар, прачка, дворник, медицинский персонал детского сада. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях в процессе сюжетно-ролевой игры.
Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.
У старших дошкольников в ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора о мире профессий. Для этого педагоги активно сотрудничают с родителями своих воспитанников, приглашая их на мастер-классы для знакомства с разнообразными профессиями.
Во многих московских школах давно ведется речь об открытии профильных классов, например - инженерных и медицинских и мы, дошкольники, тоже работаем в этом направлении – готовим будущих учащихся таких классов, показываем детям различные варианты профессиональной занятости, чтобы дать ребенку возможность формировать свои предпочтения.
Для развития системного мышления и межотраслевых коммуникаций и для того, чтобы ребенок был успешным в школе, мы уже в детском саду даем возможность познакомиться с профессией инженер. Столь большая востребованность инженерских навыков во многих областях привела в появлению в этой профессии различных направлений. Так, среди инженеров существуют конструкторы механики, программисты, технологи, экономисты, организаторы труда. Побывав на мастер-классе у инженера, наши воспитанники пришли к выводу, что это одна из самых интереснейших профессий, и она подобна изобретателю.
Бешеный темп жизни приводит к тому, что люди отстраняют свое здоровье на второй план и обращаются к специалисту лишь тогда, когда становится совсем плохо. Врачи всегда будут нужны обществу, поэтому мы знакомим дошкольников с этой интереснейшей и сложной профессией.
Абсолютно актуальное и во все времена остается неизменным нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Мы очень гордимся, что в нашей школе есть юнармия и надеемся, что наши воспитанники тоже захотят учиться в таком классе. Большое внимание мы уделяем знакомству дошкольников с такими мужественным профессиями как : военнослужащий, полицейский, сотрудник МЧС и ОМОН. У человека все закладывается с детства: и воспитание любви к Родине и профессиональная направленность.
Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
В 2011 году, Департамент образования города Москвы предложил реализацию новых образовательных проектов в сфере дошкольного образования, с целью использования образовательных возможностей социокультурного пространства города Москвы в развитии, образовании и воспитании детей дошкольного возраста. В связи с этим, с 2012 года в нашей образовательной организации очень активно реализуется проект "Дети в музее", «Детский сад и спорт» и «Классическая музыка в детском саду». Благодаря этим проектам дети узнали о таких профессиях как : спортсмен, тренер, музыкант, экскурсовод и др.
Для этого мы сотрудничаем с окружающими нас организациями: библиотеками, дворцами культуры, детскими школами искусств, спортивными комплексами, музеем-усадьбой Остафьево, санаторием Ерино, отрядом особого мобильного назначения). Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает весь дошкольный период. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге оказываю т эмоциональное отношение на детей к труду взрослого.
Отдельно хочется остановиться на сотрудничестве со школами, ведь труд учителя несколько отличается от работы воспитателя и очень интересен дошкольникам, которые готовятся к этому новому и серьезному этапу своей жизни – обучению в школе. Воспитанники подготовительных к школе групп знакомятся с профессией учитель, с большим интересом узнают, что учителя бывают разными. Дошколята не только хотят учиться в школе, некоторые их них озвучивают свое желание стать учителем в будущем.
Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду. На каждой дошкольной образовательной площадке комплекса есть цветники и огороды, где дошколята учатся выращивать зелень, овощи, ягоды и цветы. Таким образом педагоги не только приучают своих воспитанников к труду, а и знакомят их в профессиями агроном, фермер, дизайнер ландшафта.
На городском фестивале «Мастерград» состоялось знакомство дошкольников с такими специальностями, как кондитер, визажист, инспектор ГИБДД, эколог и многими другими.
Для знакомства с профессиями бухгалтер, экономист, банкир мы участвовали в городском фестивале, где постарались дать детям основы финансовой грамотности.
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути не только успешного обучения в школе, а и к успешности во взрослой жизни.
Проанализировав деятельность по профессиональной ориентации дошкольников за прошедшие три учебных года, мы видим, что интерес детей к профессиям увеличился по сравнению с прошлыми годами.
На следующей диаграмме вы можете заметить, как расширился кругозор наших воспитанников в мире профессий.
Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Мы не должны стоять на месте, мы должны постоянно двигаться вперед.
Педагоги дошкольных образовательных площадок планируют принять активное участие в Московском проекте «Конвергентное образование», использовать конвергентный подход в дошкольном образовании, применять технологии ОТСМ (общая теория сильного мышления, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, РТВ (развитие творческих возможностей) с целью развития у детей способности к самостоятельному мышлению, познанию и коммуникации; с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Мы хотим дальше создавать условия для ранней профориентации, развивать направления «робототехника», билингвальные группы. Одна из главных наших задач – формирование целостного жизненного опыта ребенка с целью дальнейшего компетентностного подхода на следующей ступени образования.
Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.
Нам бы хотелось верить, чтобы именно наши дети не ошибутся в выборе профессии!