Ульяна Захарова
Консультация для воспитателей «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
"Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ"
Воспитатель Захарова У. В. МДОУ детский сад "Золотые зернышки" с. Детчино
Слайд 2 Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня- врач, завтра- банкир и даже Президент…
Публикация «Консультация для воспитателей „Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Слайд 3 Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям – это и есть профессиональная ориентация.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.
Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, что способствует ранней профессиональной ориентации.
Слайд 4 Проблемы ранней профориентации дошкольников:
- потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуются в полной мере;
- не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий;
- работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда;
- нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.
Слайд 5 Главная цель ранней профориентации детей - это развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, предоставление ему возможности проявить свои силы в различных видах деятельности.
Получая такие знания, у ребенка формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; расширяется его кругозор; все это способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии.
Слайд 6
Основные задачи ранней профориентации дошкольников:
- расширить представление детей о профессиях;
- сформировать познавательный интерес к профессиям, понимание их значения в жизни общества;
- мотивировать к игровой, коллективной, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности;
- развивать коммуникативные навыки, научить употреблять в речи названия профессий, рассказывать об их особенностях.
Следовательно, знакомство детей с миром профессий подразумевает их подготовку к тому, чтобы они в свое время смогли смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении
Слайд 7 Периоду дошкольного детства соответствует первый этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий.
На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а так же положительное отношение к профессиональному миру, людям, которые трудятся и к их занятиям.
Методические рекомендации, как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых:
Слайд 8 1. Уточните знания детей о труде взрослых
Прежде чем начать работу по трудовому воспитанию, нужно выяснить, что дошкольники знают о труде взрослых. С этой целью можно использовать диагностическую методику «Представления о труде взрослых» (Г. А. Урунтаева и Т. И. Гризик). Диагностика поможет выявить представления детей о труде взрослых и отношение к нему. (см. Приложение)
Слайд 9 2. Создайте условия
Чтобы трудовое воспитание было успешным, необходимо создать психолого-педагогические условия:
- учитывать шесть принципов формирования позитивного отношения дошкольников к труду;
- организовать развивающую предметно-пространственную среду (подобрать наглядные пособия, литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование);
- включить в работу всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).
Слайд 10 Шесть принципов, которые помогут сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых
1. Принцип воспитывающего обучения: приобщайте детей к культуре труда, воспитывайте у них уважение к людям разных профессий.
2. Принцип научности: используйте научно обоснованные и апробированные на практике методики.
3. Принцип наглядности: опирайтесь на чувственный опыт ребенка, организуйте наблюдения окружающей действительности.
4. Принцип систематичности и последовательности: усложняйте материал постепенно, формируемые у детей знания должны складываться в систему.
5. Принцип доступности: соотносите содержание, характер и объем материала с уровнем развития, подготовленности детей.
6. Принцип осознанности: формируйте у воспитанников активную и осознанную позицию по отношению к собственным достижениям.
Слайд 11 3. Используйте разнообразные методы и приемы
Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще, нужно использовать разнообразные методы:
наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);
словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);
практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки);
игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры).
Слайд 12 Но предпочтение следует отдать практическим методам и игре как ведущему виду деятельности дошкольников. В результате профориентационных сюжетно-ролевых игр детьми усваиваются знания о профессиональной деятельности взрослых. А о том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.
Слайд 13 4. Организуйте сотрудничество с семьями детей
Обязательный элемент трудового воспитания – знакомство с работой родителей и других членов семей. На примере их деятельности у ребенка формируется представление о труде вообще.
Проведите для родителей консультации на темы «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии наших родителей». Предложите им рассказать о том, какие традиции и интересы, связанные с трудом, существуют в семье, чем занимались предки, кем работали бабушки и дедушки. Семейные профессиональные традиции – важная часть воспитания ребенка.
Можно организовать выпуск стенгазет ко дню профессиональных дат, создать папки-передвижки по названием: «В мире профессий», «Мамы разные нужны – мамы всякие важны», «Это интересно» и т. д. Пригласить родителей принять участие в экскурсиях, занятиях организованных детским садом.
Проводя работу с родителями нужно придерживаться следующих направлений:
Четыре направления взаимодействия с родителями:
1. рассказать родителям о важности трудового воспитания в дошкольном возрасте;
2. привлечь к взаимодействию, сформировать желание общаться с воспитателями, участвовать в жизни группы;
3. создать условия, чтобы раскрыть творческие способности в совместной деятельности с детьми;
4. укрепить партнерские взаимоотношения в семье.
Слайд 14 5. Подводите итоги и оценивайте результаты работы
Чтобы определить, какие достигнуты результаты по трудовому воспитанию, проведите итоговую педагогическую диагностику. Она покажет уровень сформированности у детей знаний о современных профессиях, позволит скорректировать и спланировать дальнейшую работу.
Слайд 15 Трудовое воспитание можно считать успешным, если у ребенка появилось желание отразить новую информацию в рисунках, рассказах, а у родителей – осознанное отношение к воспитательной деятельности, стремление понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на всех участников образовательной деятельности. Дети подробно знакомятся с трудом сотрудников детского сада и профессиями родителей, приобретают знания и умения, которые могут применять в игре. В результате этой деятельности развивающая предметно-пространственная среда пополняется атрибутами для творческих и сюжетно-ролевых игр.
Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей позволит освоить тему «Профессии», что станет начальной ступенью их социализации.
Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы в нашей группе.
Наша задача: в доступной форме дать детям знания о профессиях.
В ДОУ воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада: воспитателей, помощников воспитателей, медсестры, заведующей, повара, дворника. При этом мы стараемся обращать внимание детей на то, что весь коллектив ДОУ работает дружно, слаженно, все взрослые заботятся о том, чтобы им здесь было тепло, уютно и интересно.
Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными профессиями. Нами разработан долгосрочный проект (на 1 год) "Все профессии важны, все профессии нужны!", плану которого мы следуем.
Начали свою работу по профориентации детей нашей группы со знакомства с профессиями сотрудников детского сада. Выпустили стенгазету «Кто работает у нас в саду», провели экскурсии в медицинский кабинет, на кухню, в прачку, наблюдали за работой дворника. С участием родителей сделали подборку сюжетно-ролевых игр с костюмами: "Больница", "Почта", "Салон красоты", "Повар", "Моряки", "Автомастерская", "Мы строители", "Магазин". Создали электронную папку с видеороликами и презентациями о профессиях.
Разработали конспекты занятий по знакомству с профессиями повара, врача, продавца, военного, швеи, парикмахера.
Таким образом, мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.
Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, труд является основой нашей жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами — не только по причине, что это им нравится и интересно, а еще и потому, что это надо;
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
Приложение
Диагностическая методика Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик
«Представления о труде взрослых»
Критерии:
1. Характер представлений о труде взрослых.
2. Отношение детей к труду взрослых.
Показатели характера представлений о труде взрослых:
полнота, содержательность представлений об орудиях труда, внешнего вида, трудовых действий, результата труда.
Показатели отношения к труду взрослых:
адекватность и выразительность экспрессивных действий: мимических, жестовых, пантомимических, речевых.
Для изучения уровня информированности детей о труде взрослых проводится беседа, индивидуально каждому ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Для чего люди ходят на работу?
2. Что такое профессия?
3. Какие ты знаешь профессии?
4. Какие профессии тебе нравятся больше всего?
5. Кем работают твои мама и папа?
Далее проводится эксперимент с использованием визуальных методик. Детям предлагается 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, регулировщик, работник почты. Ребёнок самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней рассказ.
Оценивание критериев трудовых умений осуществляется по 3-х бальной системе:
3 балла – умение у ребенка сформировано полностью.
2 балла – ребенок частично проявляет умение.
1 балл – ребенок не проявляет умение.
На основании показателей составлены характеристики уровней развития:
Сформирован (3-2,4 балла) – ребенок осознанно относиться к выполнению задания. При этом проявляет способность планировать трудовые действия и проявляет самостоятельность. Умеет осуществить отбор инвентаря для выполнения поручения и бережно пользоваться им. Принимает активное участие в коллективном труде. Осознает пользу выполнения трудовых действий. Радуется результатами своего и коллективного труда.
Находится в стадии становления (2,3-1,8 балла) – ребенок относиться к выполнению задания положительно. При этом не всегда самостоятелен в планировании трудовых действий. Осуществляет отбор инвентаря для выполнения поручения и бережно пользуется им. Принимает активное участие в коллективном труде. Осознает пользу выполнения трудовых действий. Радуется результатами своего и коллективного труда чаще всего, остается довольным.
Не сформирован (1,7-1 балл) – ребенок не осознанно относиться к выполнению задания. Не способен планировать трудовые действия и проявлять самостоятельность. Не умеет осуществить отбор инвентаря для выполнения поручения и бережно пользоваться им. Не принимает активное участие в коллективном труде, выполняет трудовые поручения вне коллектива. Не осознает пользу выполнения трудовых действий, не способен радоваться результатами своего и коллективного труда.