Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ»

Ульяна Захарова
Консультация для воспитателей «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

"Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ"

Воспитатель Захарова У. В. МДОУ детский сад "Золотые зернышки" с. Детчино

Слайд 2 Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня- врач, завтра- банкир и даже Президент…

Публикация «Консультация для воспитателей „Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ“» размещена в разделах

Слайд 3 Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям – это и есть профессиональная ориентация.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, что способствует ранней профессиональной ориентации.

Слайд 4 Проблемы ранней профориентации дошкольников:

- потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуются в полной мере;

- не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий;

- работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда;

- нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

Слайд 5 Главная цель ранней профориентации детей - это развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, предоставление ему возможности проявить свои силы в различных видах деятельности.

Получая такие знания, у ребенка формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; расширяется его кругозор; все это способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии.

Слайд 6

Основные задачи ранней профориентации дошкольников:

- расширить представление детей о профессиях;

- сформировать познавательный интерес к профессиям, понимание их значения в жизни общества;

- мотивировать к игровой, коллективной, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности;

- развивать коммуникативные навыки, научить употреблять в речи названия профессий, рассказывать об их особенностях.

Следовательно, знакомство детей с миром профессий подразумевает их подготовку к тому, чтобы они в свое время смогли смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении

Слайд 7 Периоду дошкольного детства соответствует первый этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий.

На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а так же положительное отношение к профессиональному миру, людям, которые трудятся и к их занятиям.

Методические рекомендации, как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых:

Слайд 8 1. Уточните знания детей о труде взрослых

Прежде чем начать работу по трудовому воспитанию, нужно выяснить, что дошкольники знают о труде взрослых. С этой целью можно использовать диагностическую методику «Представления о труде взрослых» (Г. А. Урунтаева и Т. И. Гризик). Диагностика поможет выявить представления детей о труде взрослых и отношение к нему. (см. Приложение)

Слайд 9 2. Создайте условия

Чтобы трудовое воспитание было успешным, необходимо создать психолого-педагогические условия:

- учитывать шесть принципов формирования позитивного отношения дошкольников к труду;

- организовать развивающую предметно-пространственную среду (подобрать наглядные пособия, литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование);

- включить в работу всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).

Слайд 10 Шесть принципов, которые помогут сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых

1. Принцип воспитывающего обучения: приобщайте детей к культуре труда, воспитывайте у них уважение к людям разных профессий.

2. Принцип научности: используйте научно обоснованные и апробированные на практике методики.

3. Принцип наглядности: опирайтесь на чувственный опыт ребенка, организуйте наблюдения окружающей действительности.

4. Принцип систематичности и последовательности: усложняйте материал постепенно, формируемые у детей знания должны складываться в систему.

5. Принцип доступности: соотносите содержание, характер и объем материала с уровнем развития, подготовленности детей.

6. Принцип осознанности: формируйте у воспитанников активную и осознанную позицию по отношению к собственным достижениям.

Слайд 11 3. Используйте разнообразные методы и приемы

Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще, нужно использовать разнообразные методы:

наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);

словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);

практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки);

игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры).

Слайд 12 Но предпочтение следует отдать практическим методам и игре как ведущему виду деятельности дошкольников. В результате профориентационных сюжетно-ролевых игр детьми усваиваются знания о профессиональной деятельности взрослых. А о том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.

Слайд 13 4. Организуйте сотрудничество с семьями детей

Обязательный элемент трудового воспитания – знакомство с работой родителей и других членов семей. На примере их деятельности у ребенка формируется представление о труде вообще.

Проведите для родителей консультации на темы «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии наших родителей». Предложите им рассказать о том, какие традиции и интересы, связанные с трудом, существуют в семье, чем занимались предки, кем работали бабушки и дедушки. Семейные профессиональные традиции – важная часть воспитания ребенка.

Можно организовать выпуск стенгазет ко дню профессиональных дат, создать папки-передвижки по названием: «В мире профессий», «Мамы разные нужны – мамы всякие важны», «Это интересно» и т. д. Пригласить родителей принять участие в экскурсиях, занятиях организованных детским садом.

Проводя работу с родителями нужно придерживаться следующих направлений:

Четыре направления взаимодействия с родителями:

1. рассказать родителям о важности трудового воспитания в дошкольном возрасте;

2. привлечь к взаимодействию, сформировать желание общаться с воспитателями, участвовать в жизни группы;

3. создать условия, чтобы раскрыть творческие способности в совместной деятельности с детьми;

4. укрепить партнерские взаимоотношения в семье.

Слайд 14 5. Подводите итоги и оценивайте результаты работы

Чтобы определить, какие достигнуты результаты по трудовому воспитанию, проведите итоговую педагогическую диагностику. Она покажет уровень сформированности у детей знаний о современных профессиях, позволит скорректировать и спланировать дальнейшую работу.

Слайд 15 Трудовое воспитание можно считать успешным, если у ребенка появилось желание отразить новую информацию в рисунках, рассказах, а у родителей – осознанное отношение к воспитательной деятельности, стремление понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на всех участников образовательной деятельности. Дети подробно знакомятся с трудом сотрудников детского сада и профессиями родителей, приобретают знания и умения, которые могут применять в игре. В результате этой деятельности развивающая предметно-пространственная среда пополняется атрибутами для творческих и сюжетно-ролевых игр.

Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей позволит освоить тему «Профессии», что станет начальной ступенью их социализации.

Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы в нашей группе.

Наша задача: в доступной форме дать детям знания о профессиях.

В ДОУ воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада: воспитателей, помощников воспитателей, медсестры, заведующей, повара, дворника. При этом мы стараемся обращать внимание детей на то, что весь коллектив ДОУ работает дружно, слаженно, все взрослые заботятся о том, чтобы им здесь было тепло, уютно и интересно.

Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными профессиями. Нами разработан долгосрочный проект (на 1 год) "Все профессии важны, все профессии нужны!", плану которого мы следуем.

Начали свою работу по профориентации детей нашей группы со знакомства с профессиями сотрудников детского сада. Выпустили стенгазету «Кто работает у нас в саду», провели экскурсии в медицинский кабинет, на кухню, в прачку, наблюдали за работой дворника. С участием родителей сделали подборку сюжетно-ролевых игр с костюмами: "Больница", "Почта", "Салон красоты", "Повар", "Моряки", "Автомастерская", "Мы строители", "Магазин". Создали электронную папку с видеороликами и презентациями о профессиях.

Разработали конспекты занятий по знакомству с профессиями повара, врача, продавца, военного, швеи, парикмахера.

Таким образом, мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.

Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, труд является основой нашей жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами — не только по причине, что это им нравится и интересно, а еще и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Приложение

Диагностическая методика Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик

«Представления о труде взрослых»

Критерии:

1. Характер представлений о труде взрослых.

2. Отношение детей к труду взрослых.

Показатели характера представлений о труде взрослых:

полнота, содержательность представлений об орудиях труда, внешнего вида, трудовых действий, результата труда.

Показатели отношения к труду взрослых:

адекватность и выразительность экспрессивных действий: мимических, жестовых, пантомимических, речевых.

Для изучения уровня информированности детей о труде взрослых проводится беседа, индивидуально каждому ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Для чего люди ходят на работу?

2. Что такое профессия?

3. Какие ты знаешь профессии?

4. Какие профессии тебе нравятся больше всего?

5. Кем работают твои мама и папа?

Далее проводится эксперимент с использованием визуальных методик. Детям предлагается 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, регулировщик, работник почты. Ребёнок самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней рассказ.

Оценивание критериев трудовых умений осуществляется по 3-х бальной системе:

3 балла – умение у ребенка сформировано полностью.

2 балла – ребенок частично проявляет умение.

1 балл – ребенок не проявляет умение.

На основании показателей составлены характеристики уровней развития:

Сформирован (3-2,4 балла) – ребенок осознанно относиться к выполнению задания. При этом проявляет способность планировать трудовые действия и проявляет самостоятельность. Умеет осуществить отбор инвентаря для выполнения поручения и бережно пользоваться им. Принимает активное участие в коллективном труде. Осознает пользу выполнения трудовых действий. Радуется результатами своего и коллективного труда.

Находится в стадии становления (2,3-1,8 балла) – ребенок относиться к выполнению задания положительно. При этом не всегда самостоятелен в планировании трудовых действий. Осуществляет отбор инвентаря для выполнения поручения и бережно пользуется им. Принимает активное участие в коллективном труде. Осознает пользу выполнения трудовых действий. Радуется результатами своего и коллективного труда чаще всего, остается довольным.

Не сформирован (1,7-1 балл) – ребенок не осознанно относиться к выполнению задания. Не способен планировать трудовые действия и проявлять самостоятельность. Не умеет осуществить отбор инвентаря для выполнения поручения и бережно пользоваться им. Не принимает активное участие в коллективном труде, выполняет трудовые поручения вне коллектива. Не осознает пользу выполнения трудовых действий, не способен радоваться результатами своего и коллективного труда.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей ДОУ «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ» «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей».[/h3].

Консультация для воспитателей ДОУ «Неформальное общение с родителями воспитанников ДОУ» В педагогических журналах сегодня много рассказывается о том, как в дошкольных учреждениях осуществляется деятельность по установлению.

Консультация для воспитателей «Праздники в ДОУ» «ПРАЗДНИКИ В ДОУ». (по программе «Ладушки»). Консультация для воспитателей. Яркие, радостные праздники оставляют в душе ребенка неизгладимый.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» ВидеоКонсультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

Консультация для воспитателей «Формы и методы правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 «Золотой ключик» " Формы и методы правового воспитания.

Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду»Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду» Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива нашего детского сада. Наша задача: в доступной форме дать детям.

Ранняя профориентация дошкольников с учётом мордовского компонента. Проект «Путешествие в мир профессий с Куйгорожем» Видео Климова Е. Г. воспитатель МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» Проект на тему: «Путешествие в мир профессий с.

Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ Выбор профессии ответственный шаг в жизни каждого человека и от того на сколько правильным будет этот выбор зависит будущее благополучие.

Ранняя профориентация с детьми дошкольного возрастаРанняя профориентация с детьми дошкольного возраста 12 января 2018 года в г. Саранск на площадке бизнес-центра "ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА" прошел республиканский фестиваль "Проектирование креативного.

Взаимодействие ДОУ с семьей по физическому воспитанию (консультация для воспитателей ДОУ) С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ»
Опубликовано: 26 марта 2018 в 19:54
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Захарова (УИ 1477543) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД