Елена Табанакова
Собрание в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели собрания :
- повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;
- раскрыть понятие «Психологическая готовность к школьному обучению»;
- помочь родителям осознать собственное отношение к поступлению ребенка в школу.
Публикация «Собрание в подготовительной группе „Психологическая готовность ребенка к школьному обучению“» размещена в разделах
Ход собрания
- Здравствуйте, уважаемые родители!
Что для Вас значит «Ребенок готов к школе?»
Упражнение «Продолжите фразу»
- Сейчас мы с вами будем передавать по кругу букварь. Тот, у кого он окажется в руках, продолжает фразу: «Ребенок готов к школе, если…». По завершению упражнения ведущий проводит обобщение всех ответов родителей.
- А сейчас давайте послушаем ответы ваших детей на вопрос: «Зачем надо учиться в школе?» (включается запись ответов детей). После прослушивания происходит обсуждение ответов.
Готовность к обучению – понятие комплексное и охватывает все сферы жизни ребенка. Выделяют такие виды готовности, как физическую, психологическую и специальную.
1. Физическая готовность определяется состоянием здоровья и уровнем развития всех систем организма. Именно в возрасте 7 лет происходит созревание тех отделов головного мозга, которые обеспечивают систематическое обучение, начинает окостеневать позвоночник, укрепляется зрение. Однако, частоболеющие и физически ослабленные дети, а также дети 6 лет – испытывают трудности в обучении
2. Специальная готовность – умение писать, считать, читать. В настоящее время эти умения и навыки ребенка важны и на начальном обучении в школе.
3. Но прежде всего важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты присущие школьнику.
Важными компонентами психологической готовности являются интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая и личностная готовность.
В октябре проводилась диагностика готовности детей к школьному обучению.
(результаты ….)
Рекомендации по формированию интеллектуальной готовности :
1. развивайте речь ребенка : читайте книги, обсуждайте прочитанное, учите ребенка задавать вопросы и отвечать на них
2. постоянно разговаривайте с ребенком, отвечайте на его вопросы, следите, чтобы ваша речь была грамотная и выразительная
3. развивайте память и внимание, учите ребенка приемам запоминания (проговаривать вслух, повторять на следующий день)
4. учите ребенка наблюдать за окружающим миром, выделять свойства и признаки предметов
5. учите сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия, узнавать предметы по заданным признакам, классифицировать предметы по группам, анализировать.
6. развивайте мелкую моторику рук
• Главное, что необходимо будущему первокласснику – желание учиться (мотивационная готовность) результата диагностики
Рекомендации родителям по формированию мотивационной готовности :
1. Беседуйте с ребенком о школе, рассказывайте о своих школьных годах, любимых учителях, рассматривайте свои школьные фотографии
2. Играйте с ребенком в школу
3. Читайте стихи, рассказы о школе.
4. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
Рекомендации родителям по формированию волевой готовности :
1. Следите, чтобы ребенок выполнял начатое дело до конца
2. Приучайте ребенка хранить личные вещи в порядке, в определенном месте (организованность)
3. Учите ребенка самостоятельно принимать решения (планируйте проведение выходных дней, дайте самостоятельность при выборе одежд)
4. Играйте с ребенком в игры по правилам, сюжетно-ролевые игры, в которой есть правила и ребенок должен подчинить им свое поведение. Поиграть с ребенком в известную игру "Да и нет, не говорите" родителям вполне по силам.
5. Также развитию произвольности способствуют любые действия по заданному образцу: рисование узоров, конструирование из геометрических фигур, складывание из бумаги.
6. Поддержите ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно было бы похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («молодец!», «ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.
Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
Рекомендации родителям по формированию самооценки ребенка
1. Принимайте ребенка таким какой он ест
2. Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать…». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.
3. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, т. е. ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а, следовательно, и заниженную самооценку и уровень притязаний.
Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка.
4. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми – только с ним самим. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование.
Часто нам кажется, что ребенок с приходом в 1 класс, становится взрослее. Что 1 сентября он станет настоящим первоклассником, будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги. Но что происходит на самом деле? Ребенок остается все тем же дошкольником, так как школьником стать за один день невозможно. И именно в это время. В первый год обучения ребенку нужна поддержка и помощь родителей. Потому что, от того как успешно пройдет первый год обучения, будет зависеть учеба в последующие годы.
А сейчас я предлагаю вам провести небольшой эксперимент. Возьмите карандаш и напишите: «Мой ребенок – будущий первоклассник». А теперь переложите карандаш в другую руку и напишите эту фразу еще раз. Как ровно и красиво мы пишем привычной, ведущей рукой, и как трудно и непривычно дается письмо, если мы перекладываем карандаш в другую руку. Так и ваш ребенок. Как весело и легко быть дошкольником, и как непривычно стать школьником. Первоклассником быть трудно, и родителям первоклассника – тоже не просто. И если в течение учебного года вам покажется, что ваше терпение на исходе, вспомните этот эксперимент. Желаю вам терпения и удачи, любите своего ребенка!