Получи документы

Психологическая готовность к обучению ребенка в школе

Тарасова Мария Сергеевна
Психологическая готовность к обучению ребенка в школе
▼ Скачать + Заказать документы

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения.

Публикация «Психологическая готовность к обучению ребенка в школе» размещена в разделах

Готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позиции школьника.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости :

• интеллектуальный;

• эмоциональный;

• социальный;

Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.

Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Так же психологи выделяют несколько параметров психологического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них - определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальность сферы. Наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе психологами признается мотивационный план.

Выделяют две группы мотивов обучения :

1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;

2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями»

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослых и потому, что у него есть познавательная потребность, которую не могут удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, так называемая «внутренняя позиция школьника».

Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен сам стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям и "ответственным" поручениям. У ребенка должно появиться стремление овладеть важной содержательной деятельностью, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. В этом понимании ему необходима поддержка и мнение ближайших родственников, в первую очередь мам и пап, бабушек и дедушек. Кроме того, на решение стать Учеником влияет и отношение других детей. Для ребенка очень важна сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника.

Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни - разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т. п. Возникает потребность в новых впечатлениях, в новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою "работу" оценку (разумеется, положительную).

Новообразование «внутренняя позиция школьника», возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляющее собой сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в социальном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.

Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.

Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности – главный камень преткновения психологической готовности к школе. Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе – вопрос, весьма слабо проработанный в психологической литературе. Трудность заключается в том, что с одной стороны, произвольное поведение считается новообразование младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны – слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.

О психологической диагностике готовности к школьному обучению.

Интеллектуальная готовность к школе связана с развитием мыслительных процессов - способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должен быть достаточно развит кругозор, образные и пространственные представления, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

В процессе диагностики интеллектуального развития ребенка проверяются следующие психические процессы :

• кратковременная речевая и зрительная память;

• наглядно-образное мышление;

• пространственное и словесно-логическое мышление;

• обобщение и абстрагирование;

• последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления.

Совсем не обязательно, что абсолютно по всем критериям ребенок достигает уровня готовности к школьному обучению одновременно. Однако, для того, чтобы уверенно себя чувствовать за партой, среди других учеников, ребенок к моменту поступления в школу должен владеть большинством из перечисленных выше интеллектуальных способностей (на фоне личностной готовности к школе). Интеллектуальная неготовность к обучению приводит к невозможности понять и выполнить требования учителя и, следовательно, к низким оценкам. Это, в свою очередь сказывается на мотивации: то, что хронически не получается, ребенок делать не хочет.

Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития как мотивационной, так и интеллектуальной сферы. Отставание в развитие одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

Публикации по теме:

Психологическая готовность ребенка к школе ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Уровень готовности малыша к школе складывается из нескольких одинаково важных компонентов: физическая.

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Психологическая готовность детей к обучению в школе Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимость и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения.

Психологическая готовность к обучению в школе Психологическая готовность к обучению в школе. Дети по-разному привыкают к школе. Одни адаптируются уже в первый месяц. У других – может.

Психологическая готовность к школе Современная действительность предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. Обучение в школе кардинально меняет всю его жизнь:.

Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации «Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации». Содержание: • Теоретические подходы к изучению гендерных различий.

Рекомендации для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе» Ну, вот ваш ребенок и закончил детский сад, закончилось его дошкольное детство. Вы уже думаете о том, как ваш ребенок пойдет в школу. И.

Родительское собрание «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению» Психологическая готовность ребенка в школе это не значит, что ребенок умеет читать писать и считать, это значит, что ребенок готов всему.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Психологическая готовность детей к школе»Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Психологическая готовность детей к школе» Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня я бы хотела поговорить с вами о психологической готовности ребёнка к школе, ведь, к сожалению,.

Выступление на родительском собрании «Психологическая готовность детей к обучению в школе» Цель: познакомить родителей с понятием психологической готовности детей к обучению в школе. Материалы: бланки анкет на каждого родителя,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая готовность к обучению ребенка в школе
Опубликовано: 9 октября 2017 в 09:54
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая готовность к обучению ребенка в школе» (включая файлы) размещена пользователем Тарасова Мария Сергеевна (УИ 1173298) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД