Елена Таймолкина
Собрание для родителей «Как понять своего ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма: тренинг
Задачи:
1. Создать благоприятный психологический климат.
2. Учить родителей осознавать уникальность ребёнка, его темперамент.
3. Провести совместный анализ ситуаций, в которых возникают трудности понимания поведения ребёнка.
4. Познакомить родителей с техникой активного слушания, упражняться использовать технику активного слушания.
Материалы: материалы для визитных карточек; бумага,восковые мелки, фломастеры; музыка.
Публикация «Собрание для родителей „Как понять своего ребёнка“» размещена в разделах
Ход тренинга
-Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть вас на нашем собрании, которое будет проходить в форме урока-тренинга. В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому предлагаю вам представиться, чтобы все знали, как к вам обращаться.
1. Упражнение “Смысл имени”
Всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: назвать качество, характерное для вас, которое начинается с первой буквы вашего имени. (Например, Лариса – ласковая). Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя.
- Сегодня мы будем говорить о ситуациях, которые возникают у нас в процессе отклонения поведения ребёнка. Все эти ситуации нам хорошо известны. Часто можно услышать такие упрёки в адрес ребёнка : «Кто тебя этому научил?», «Не знаю, что мне с тобой делать….» и т. д. Главная причина конфликтов в том, что родители неспособны понять природные особенности своих чад, того, что каждый ребенок с рождения уникален и наделен собственным темпераментом.
-Что вы знаете о темпераменте своих детей? Назовите основные признаки темперамента своего ребёнка.
Ребёнок возбудимого типа – холерик – имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Все реакции ребёнка-холерика носят ярко выраженный характер. Дети-холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, свою активность, стремятся исполнить главную роль в игре.
Рекомендации
- с пониманием относиться к проявлению активности ребёнка
- говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров
- целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка (кино, чтение и т. д.) - всё должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия
- необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (без соревнований, конструирование, рисование, лепка – всё что требует усидчивости
- приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с другими, просить, а не требовать
- необходимо строго соблюдать режим дня.
Дети спокойного типа – сангвиники – с сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой. Внешне они похожи на детей – холериков тем, что активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко. У ребёнка-сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам. Ребёнок охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причём могут и руководить, и подчиняться. Однако такие дети меняют одну за другой игрушки, имеют много товарищей, но ни одного близкого друга, за всё берутся, но ничего не доводят до конца. Основное свойство данного сангвиника – неустойчивость (поведения, интересов, привязанностей).
Рекомендации
- важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку.
- обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки)
- необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать заниматься другим делом, если не выполнено первое)
- целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново, показать ребёнку конечный результат добросовестных действий
- важно формировать у ребёнка устойчивые интересы, не допускать частой смены деятельности
Ребёнок-флегматик – имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. В раннем детстве это спокойный малыш, который много спит, проснувшись - лежит спокойно, редко плачет, редко смеётся. Дети- флегматики трудно засыпают и просыпаются с трудом, после сна остаются некоторое время вялыми. Все реакции таких детей имеют нечё ткий характер: смеются негромко, плачут тихо, мимика слабо выражена. Нет лишних движений, жестов. Речь тоже особая – неторопливая, с паузами не только между предложениями, но и между словами. Ему трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между вопросом к ребёнку и его ответом следует пауза. Флегматики неуютно себя чувствуют в гостях, неохотно знакомятся с новыми детьми. В привычной обстановке ребёнок без принуждения выполняет правила поведения, справляется с незнакомой работой, любое дело выполняют тщательно и аккуратно. Положительные стороны – это стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надёжности, по всех проявлениях, отрицательные – вялость, низкая активность, замедленный темп действий.
Рекомендации
- нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка
- не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий
- следует чаще хвалить детей за их быстрые действия
- необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера
- следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег)
-нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности
Дети со слабой нервной системой – меланхолики – отличаются повышенной чуткостью, ранимостью. Слабость нервных процессов не обозначает неполноценности. Просто у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители: быстро наступает утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения. Меланхолик - это тип ребёнка, о котором говорят, что его «не видно и не слышно». Он громко не кричит, не смеётся, а улыбается, не просит, а жалобно смотрит на желаемое, малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Ребёнок говорит тихо, нерешительно, запинается. Он склонен к играм в одиночестве или с товарищем, которого хорошо знает, шумные сверстники его утомляют. Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность – основные недостатки ребёнка меланхолика. В то же время они имеют такие ценные свойства, как чуткость, отзывчивость, устойчивость интересов, привязанностей, привычек.
Рекомендации
-нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки
-ребёнку полезно заниматься спортом
- надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми
- важно развивать у него общительность
-необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость
-Из характеристики темпераментов ясно, что нельзя детей с различным темпераментом воспитывать одинаково. Очевидно, этим и можно объяснить, что в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди. Родители в таких случаях часто говорят: «Мы же их воспитываем одинаково». Именно – одинаково, а надо было воспитывать неодинаково.
-Мы с вами стараемся учитывать все рекомендации, но конфликтные ситуации повторяются. Давайте попробуем вспомнить, каким образом мы выстраиваем беседу с ребенком, чтобы разрешить эти ситуации.
Ведущий описывает несколько типичных конфликтных ситуаций и на этом этапе каждый раз спрашивает у родителей, что они обычно говорят своим детям в таких случаях. Родители делятся своим опытом.
-Как вы думаете, чего ждут от нас дети в эти минуты?
Родители высказывают свою точку зрения. На данном этапе важно выйти на понимание родителями того, что каждый ребенок ждет понимания и поддержки в свой адрес, а не родительских лекций и нотаций, а порой и угроз.
-Причины трудностей детей часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Поэтому если просто что-то показать, чему-то научить или как-то направить ребенка — мы ему не поможем. В таких случаях лучше всего ребенка выслушать. Этот способ называется активным слушанием.
Что значит активно выслушать?
-Что Вы знаете о технике активного слушания? Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства. Первый и важный шаг при использовании этой техники: занять правильное положение по отношению к ребенку. Почему это так важно? Психологические исследования показали, что человек воспринимает преимущественно именно невербальную информацию, поэтому наша поза является для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать и услышать. Ответы ваши должны звучать в утвердительной форме и выражать сочувствие. Во время беседы бывает очень важно и полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувства.
АЛГОРИТМ
1. Занять правильное положение по отношению к ребенку (глаза взрослого о ребенка должны находиться на одном уровне)
2. Повтор услышанного от ребенка.
3. Делать паузы между фразами.
4. Обозначение чувств ребёнка.
-Предлагаю потренировать использовать технику. Прошу вас разбиться на пары. Каждой паре предстоит обсудить, а затем записать на листе одну из типичных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь в общении с ребенком.
Участники по желанию разбиваются на пары и обсуждают различные ситуации, с которыми сталкивались в процессе общения с детьми. Затем записывают эти ситуации на карточки и отдают ведущему.
Сейчас каждая пара будет вытягивать по одной карточке. Задача пар: познакомиться с описанной ситуацией и попробовать ее решить и показать.
-Вы только что попробовали использовать технику. Убедились в том, как это непросто. Ни для кого не секрет, что, чем больше мы анализируем с ребёнком его поступки, поведение, чем больше проговариваем жизненные ситуации, тем эффективнее помогаем ему понять себя и свои чувства. А значит, помогаем ребёнку контролировать свои эмоции и поведение.
В заключение нашей встречи разрешите рассказать вам притчу о добре и зле.
Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
- Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.
- Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?
- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Вопросы для получения обратной связи:
-Оправдались ли ваши ожидания от тренинга?
- Что было интересным?
-Что хотелось бы изменить?
Выскажите свои пожелания и впечатления.
СВЕРНУТЬ