Папки-передвижки

Собрание для родителей «Как понять своего ребёнка»

Елена Таймолкина
Собрание для родителей «Как понять своего ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы

Форма: тренинг

Задачи:

1. Создать благоприятный психологический климат.

2. Учить родителей осознавать уникальность ребёнка, его темперамент.

3. Провести совместный анализ ситуаций, в которых возникают трудности понимания поведения ребёнка.

4. Познакомить родителей с техникой активного слушания, упражняться использовать технику активного слушания.

Материалы: материалы для визитных карточек; бумага,восковые мелки, фломастеры; музыка.

Публикация «Собрание для родителей „Как понять своего ребёнка“» размещена в разделах

Ход тренинга

-Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть вас на нашем собрании, которое будет проходить в форме урока-тренинга. В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому предлагаю вам представиться, чтобы все знали, как к вам обращаться.

1. Упражнение “Смысл имени”

Всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: назвать качество, характерное для вас, которое начинается с первой буквы вашего имени. (Например, Лариса – ласковая). Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя.

- Сегодня мы будем говорить о ситуациях, которые возникают у нас в процессе отклонения поведения ребёнка. Все эти ситуации нам хорошо известны. Часто можно услышать такие упрёки в адрес ребёнка : «Кто тебя этому научил?», «Не знаю, что мне с тобой делать….» и т. д. Главная причина конфликтов в том, что родители неспособны понять природные особенности своих чад, того, что каждый ребенок с рождения уникален и наделен собственным темпераментом.

-Что вы знаете о темпераменте своих детей? Назовите основные признаки темперамента своего ребёнка.

Ребёнок возбудимого типа – холерик – имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Все реакции ребёнка-холерика носят ярко выраженный характер. Дети-холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, свою активность, стремятся исполнить главную роль в игре.

Рекомендации

- с пониманием относиться к проявлению активности ребёнка

- говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров

- целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка (кино, чтение и т. д.) - всё должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия

- необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (без соревнований, конструирование, рисование, лепка – всё что требует усидчивости

- приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с другими, просить, а не требовать

- необходимо строго соблюдать режим дня.

Дети спокойного типа – сангвиники – с сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой. Внешне они похожи на детей – холериков тем, что активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко. У ребёнка-сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам. Ребёнок охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причём могут и руководить, и подчиняться. Однако такие дети меняют одну за другой игрушки, имеют много товарищей, но ни одного близкого друга, за всё берутся, но ничего не доводят до конца. Основное свойство данного сангвиника – неустойчивость (поведения, интересов, привязанностей).

Рекомендации

- важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку.

- обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки)

- необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать заниматься другим делом, если не выполнено первое)

- целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново, показать ребёнку конечный результат добросовестных действий

- важно формировать у ребёнка устойчивые интересы, не допускать частой смены деятельности

Ребёнок-флегматик – имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. В раннем детстве это спокойный малыш, который много спит, проснувшись - лежит спокойно, редко плачет, редко смеётся. Дети- флегматики трудно засыпают и просыпаются с трудом, после сна остаются некоторое время вялыми. Все реакции таких детей имеют нечё ткий характер: смеются негромко, плачут тихо, мимика слабо выражена. Нет лишних движений, жестов. Речь тоже особая – неторопливая, с паузами не только между предложениями, но и между словами. Ему трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между вопросом к ребёнку и его ответом следует пауза. Флегматики неуютно себя чувствуют в гостях, неохотно знакомятся с новыми детьми. В привычной обстановке ребёнок без принуждения выполняет правила поведения, справляется с незнакомой работой, любое дело выполняют тщательно и аккуратно. Положительные стороны – это стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надёжности, по всех проявлениях, отрицательные – вялость, низкая активность, замедленный темп действий.

Рекомендации

- нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка

- не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий

- следует чаще хвалить детей за их быстрые действия

- необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера

- следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег)

-нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности

Дети со слабой нервной системой – меланхолики – отличаются повышенной чуткостью, ранимостью. Слабость нервных процессов не обозначает неполноценности. Просто у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители: быстро наступает утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения. Меланхолик - это тип ребёнка, о котором говорят, что его «не видно и не слышно». Он громко не кричит, не смеётся, а улыбается, не просит, а жалобно смотрит на желаемое, малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Ребёнок говорит тихо, нерешительно, запинается. Он склонен к играм в одиночестве или с товарищем, которого хорошо знает, шумные сверстники его утомляют. Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность – основные недостатки ребёнка меланхолика. В то же время они имеют такие ценные свойства, как чуткость, отзывчивость, устойчивость интересов, привязанностей, привычек.

Рекомендации

-нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки

-ребёнку полезно заниматься спортом

- надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми

- важно развивать у него общительность

-необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость

-Из характеристики темпераментов ясно, что нельзя детей с различным темпераментом воспитывать одинаково. Очевидно, этим и можно объяснить, что в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди. Родители в таких случаях часто говорят: «Мы же их воспитываем одинаково». Именно – одинаково, а надо было воспитывать неодинаково.

-Мы с вами стараемся учитывать все рекомендации, но конфликтные ситуации повторяются. Давайте попробуем вспомнить, каким образом мы выстраиваем беседу с ребенком, чтобы разрешить эти ситуации.

Ведущий описывает несколько типичных конфликтных ситуаций и на этом этапе каждый раз спрашивает у родителей, что они обычно говорят своим детям в таких случаях. Родители делятся своим опытом.

-Как вы думаете, чего ждут от нас дети в эти минуты?

Родители высказывают свою точку зрения. На данном этапе важно выйти на понимание родителями того, что каждый ребенок ждет понимания и поддержки в свой адрес, а не родительских лекций и нотаций, а порой и угроз.

-Причины трудностей детей часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Поэтому если просто что-то показать, чему-то научить или как-то направить ребенка — мы ему не поможем. В таких случаях лучше всего ребенка выслушать. Этот способ называется активным слушанием.

Что значит активно выслушать?

-Что Вы знаете о технике активного слушания? Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства. Первый и важный шаг при использовании этой техники: занять правильное положение по отношению к ребенку. Почему это так важно? Психологические исследования показали, что человек воспринимает преимущественно именно невербальную информацию, поэтому наша поза является для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать и услышать. Ответы ваши должны звучать в утвердительной форме и выражать сочувствие. Во время беседы бывает очень важно и полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувства.

АЛГОРИТМ

1. Занять правильное положение по отношению к ребенку (глаза взрослого о ребенка должны находиться на одном уровне)

2. Повтор услышанного от ребенка.

3. Делать паузы между фразами.

4. Обозначение чувств ребёнка.

-Предлагаю потренировать использовать технику. Прошу вас разбиться на пары. Каждой паре предстоит обсудить, а затем записать на листе одну из типичных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь в общении с ребенком.

Участники по желанию разбиваются на пары и обсуждают различные ситуации, с которыми сталкивались в процессе общения с детьми. Затем записывают эти ситуации на карточки и отдают ведущему.

Сейчас каждая пара будет вытягивать по одной карточке. Задача пар: познакомиться с описанной ситуацией и попробовать ее решить и показать.

-Вы только что попробовали использовать технику. Убедились в том, как это непросто. Ни для кого не секрет, что, чем больше мы анализируем с ребёнком его поступки, поведение, чем больше проговариваем жизненные ситуации, тем эффективнее помогаем ему понять себя и свои чувства. А значит, помогаем ребёнку контролировать свои эмоции и поведение.

В заключение нашей встречи разрешите рассказать вам притчу о добре и зле.

Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

- Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.

- Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?

- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Вопросы для получения обратной связи:

-Оправдались ли ваши ожидания от тренинга?

- Что было интересным?

-Что хотелось бы изменить?

Выскажите свои пожелания и впечатления.

СВЕРНУТЬ

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания в старшей группе «Знаете ли вы своего ребёнка?» Цель собрания: • подвести итоги совместной деятельности детей, родителей и воспитателя за прошедший год. • определить перспективы на будущее.

Консультация для родителей «Как приблизить к себе своего ребёнка» Как приблизить к себе своего ребенка. Очень часто из-за большой загруженности на работе,проблем,или просто не желанию проявлять любовь к.

Консультация педагога-психолога для воспитателей «Как понять язык ребёнка» Консультация педагога-психолога для воспитателей "Как понять язык ребёнка" Конечно очень сложно педагогу не растеряться и справится в группе.

Буклет для родителей Правила дорожного движения для дошкольников «Будьте примером для своего ребёнка» При выходе из дома Если у подъезда дома возможно движение, обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда.

Рекомендация для родителей. Как защитить своего ребёнка в детском саду? Даже в детсадовской жизни найдется немало поводов для того, чтобы защитить интересы ребенка. Самая распространенная ситуация - проведение.

Родительское собрание «Как научиться понимать своего ребёнка» Родительское собрание на тему «Как научиться понимать своего ребёнка» (Средняя группа) Это более широкое название нашего собрания, более.

Родительское собрание «Умеете ли вы любить своего ребёнка» Умеете ли вы любить своего ребёнка Родительское собрание в средней группе Составила и провела: Мархинина О. А., 1кв. кат. Цель: Помочь.

Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребенка» ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ГОСТИНОЙ в старшей группе «Знаете ли вы своего ребёнка?» : 1. Вступительное слово воспитателя 2. Беседа «Что нужно.

Родительское собрание «Знаете ли Вы своего ребенка» Форма проведения: традиционная. Участники: воспитатель, родители, по возможности педагог – психолог. План проведения: 1. Вступительное слово.

Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребенка» Ход собрания. Вступление. Здравствуйте, уважаемые родители. Знаете ли Вы своего ребенка? «Конечно!» — ответят почти все родители. Как сказала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Собрание для родителей «Как понять своего ребёнка»
Опубликовано: 13 декабря 2016 в 12:00
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Собрание для родителей «Как понять своего ребёнка»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Таймолкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД