Валентина Киштеева
Соблюдение режима дня как обязательное условие укрепления здоровья детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Соблюдение режима дня – обязательное условие укрепления здоровья детейраннего возраста
Аннотация: Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет
режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий - обязательное условие
правильного воспитания ребенка. Ключевые слова: режим дня, укрепление здоровья, дошкольники. Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов
Публикация «Соблюдение режима дня как обязательное условие укрепления здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах
пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельнойдеятельности детей. Бодрое, жизнерадостное настроение детей в большой мере
зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок
отрицательно сказывается на нервной системе детей : они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо
засыпают и спят беспокойно. Один из немаловажных отличительных признаков
воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детскомсаду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к
аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог
подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует ростуздорового организма. Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональнуюорганизацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующийвозрастным возможностям ребёнка режим укрепляет здоровье, обеспечивает
работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. Любая деятельность - это ответная реакция на
внешний раздражитель, осуществляемая рефлекторно. Она является результатомсложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой
нервной энергии и приводит к утомлению. У ребенка, приученного к строгому
распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные
промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в
деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно
настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется
достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает
выраженного утомления. В первые три года жизни режим дня меняется несколькораз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей дошкольноговозраста : способствовать правильному росту и развитию, укреплениюздоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции. Режим дня детейдошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей
нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостьюклеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов. Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразиемвидовдеятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется
способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. Вкаждыйотдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именноте, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменениихарактера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются
условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга. Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся впрямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в
обычные, а также в выходные дни. Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Не
случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чемво второй, третий день недели. Необходима серьезная организационная и
воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима иприведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание
родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в
выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра
телевизионных передач, особенно перед сном.