Мария Фадеева
Сценарий мероприятия «Снятию блокады Ленинграда посвящается» для учащихся старших классов, студентов колледжей, вузов
▼ Скачать + Заказать документы
СЦЕНАРИЙ
литературно-музыкального мероприятия, посвященного 80-летию прорыва блокады Ленинграда
для учащихся старших классов школ, студентов колледжей, ВУЗов.
Подготовила: педагог театрального кружка ВТЭП Фадеева Мария Александровна.
Целевая аудитория: обучающиеся 15-19 лет.
Публикация «Сценарий мероприятия „Снятию блокады Ленинграда посвящается“ для учащихся старших классов, студентов колледжей, вузов» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- Блокада Ленинграда. Сценарии
- День Победы. Школьные уроки и сценарии к 9 мая
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Старшая группа
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2024
Цель: Воспитание патриотизма и чувства гордости за советский народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.
Задачи:
1. Привлечь внимание к истории России.
2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам.
3. Расширить кругозор учащихся, студентов в рамках исторически значимых событий нашей страны через поэтические и музыкальные произведения.
4. Создать условия для более глубокого ознакомления детей и подростков с событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины.
Оборудование: презентация, компьютер, медиапроектор, оборудование для музыкального воспроизведения.
Ход мероприятия
Слайд 2, 3. Музыка 1.
На сцену выбегают две девушки и парень, смеются.
Девушка 1: Ребята, а правда, наш город самый лучший?
Помните, Ахматова писала: (читает мечтательно)
Cardan solaire* на Меньшиковом доме.
Подняв волну, проходит пароход.
О, есть ли что на свете мне знакомей,
Чем шпилей блеск и отблеск этих вод!
Как щелочка, чернеет переулок.
Садятся воробьи на провода.
У наизусть затверженных прогулок
Соленый привкус — тоже не беда.
Девушка 2: Правда-правда! А здорово, что наш выпускной именно сегодня, 21 июня, в самую короткую ночь в году! Эх, всю ночь напролет будем гулять, читать стихи и петь под гитару!
Парень: Девчата, а вы куда поступать будете?
Девушка 1: Ну, ребят, сегодня такой прекрасный день! Экзамены сданы, вечером выпускной бал. Давайте все важные разговоры отложим до ЗАВТРА!
(они же ведущие)
Слайд 4.
Ведущий 1 (парень): А ЗАВТРА была война.
Музыка 2.
Что может быть страшнее, чем война!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.
Музыка 3. Звучит голос Левитана о начале войны.
Ведущий 2: Ранним утром 22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Гитлер считал, что Москва – это сердце Советского Союза, а Ленинград её душа.
Слайд 5.
Не получается уничтожить сердце, уничтожим её душу. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.
Гитлер уготовил ужасную участь городу. Вот выдержка из секретной документации немецкого военно-морского штаба от 22 июня 1941 года:
«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград…. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Отдан приказ блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей».
Ведущий 3: Началась блокада. Блокада – это кольцо, которым фашисты окружили город.
Слайд 6, 7.
Блокада Ленинграда – это осада немецкими и финскими войсками во время Великой Отечественной войны города Ленинграда. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. Длилась блокада с 31 августа 1941 года по 27 января 1944 (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 879 дней.
Музыка 4
Чтец:
Стрелки непочиненных часов,
Как трамваи, неподвижно стали.
Но спокойно, под набат гудков,
Девочка играет на рояле.
У нее косички за спиной.
На диване в ряд уселись куклы.
Бомба, слышишь? В корпус угловой.
Дрогнул пол. Коптилка вдруг потухла.
Кто-то вскрикнул. Стекла, как песок,
Заскрипели под ногой. Где спички?
Девочка учила свой урок,
В темноте играя по привычке.
И наутро, в очередь идя,
Постояла я под тем окошком.
Ты играешь, ты жива, дитя.
Потерпи еще, еще немножко.
Зимовать остался Мендельсон.
Как надежда, музыка бессмертна.
Стали стрелки. Город окружен.
До своих — большие километры.
Хлеб, как пряник, съеден по пути.
Раскладушка в ледяном подвале.
. Но, как прежде, ровно с девяти
Девочка играет на рояле.
Ведущий 1: Гитлер был уверен, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город. Но случилось так, что оборона Ленинграда сорвала все планы врага.
Слайд 8. Дети сбрасывают бомбы с крыш.
Чтец:
Враги ломились в город наш свободный,-
крошились камни городских ворот.
Но вышел на проспект Международный
вооруженный трудовой народ.
Он шел с бессмертным возгласом в груди:
- Умрем, но Красный Питер не сдадим.
Красногвардейцы, вспомнив о былом,
формировали новые отряды,
и собирал бутылки каждый дом
и собственную строил баррикаду.
И вот за это долгими ночами
пытал нас враг железом и огнем.
- Ты сдашься, струсишь, - бомбы нам кричали,-
забьешься в землю, упадешь ничком.
Дрожа, запросят плена, как пощады,
не только люди - камни Ленинграда!
Но мы стояли на высоких крышах
с закинутою к небу головой,
не покидали хрупких наших вышек,
лопату сжав немеющей рукой.
Чтец:
. Наступит день, и, радуясь, спеша,
еще печальных не убрав развалин,
мы будем так наш город украшать,
как люди никогда не украшали.
И вот тогда на самом стройном зданье,
лицом к восходу солнца самого
поставим мраморное изваянье
простого труженика ПВО.
Пускай стоит, всегда зарей объятый,
так, как стоял, держа неравный бой:
с закинутою к небу головой,
с единственным оружием - лопатой.
Ведущий 2:
Слайд 9, 10
Началась эвакуация жителей. Люди укрывали памятники от бомбёжек, чтобы их сохранить. С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки
Слайд 11:
Начался голод. Зимой он усугублялся холодом… Люди умирали…
Слайд 12
Посмотрите на этот кусочек хлеба! Он весит 125 грамм (кусок черного хлеба весом 125 г).
Трудно представить, что это все что можно было съесть за сутки. Но как ценен этот небольшой кусочек …
Музыка 5
Чтец:
Мужчина вдруг на улице упал,
Раскрытым ртом ловя дыханье полдня.
Не собралась вокруг него толпа,
Никто не подбежал к нему, не поднял.
Кто мог бы это сделать, — все в цехах,
А кто на улице, сам еле ползает.
Лежит упавший. Слезы на глазах,
Зовет срывающимся тонким голосом.
И женщина, с ребенком на руках,
Остановилась и присела возле.
В ней тоже ни кровинки. На висках
Седые пряди, и ресницы смерзлись.
Привычным жестом обнажила грудь
И губы умиравшего прижала
К соску упругому. Дала глотнуть.
А рядом, в голубое одеяло
Завернутый, как в кокон, на снегу
Ребенок ждал. Он долю отдал брату.
Забыть я этой встречи не могу.
О женщина, гражданка Ленинграда!
Чтец:
Тишина стояла бы над городом,
Да в порту зенитки очень громки.
Из детсада в чашечке фарфоровой
Мальчик нес сметану для сестренки.
Целых двести граммов! Это зд рово,
Мама и ему даст половину.
А в дороге он ее не пробовал,
Даже варежку с руки не скинул.
Поскользнулся тут, в подъезде. Господи!
Чашка оземь, сразу раскололась.
И сметаны он наелся досыта,
Ползая по каменному полу.
А потом заплакал вдруг и выбежал.
Нет, домой нельзя ему вернуться!
. Мама и сестренка — обе выжили,
И осталось голубое блюдце.
Чтец:
Я как рубеж запомню вечер:
декабрь, безогненная мгла,
я хлеб в руке домой несла,
и вдруг соседка мне навстречу.
- Сменяй на платье,- говорит,-
менять не хочешь - дай по дружбе.
Десятый день, как дочь лежит.
Не хороню. Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам.
Отдай. Ведь ты сама рожала---
И я сказала: - Не отдам. -
И бедный ломоть крепче сжала.
- Отдай,- она просила,- ты
сама ребенка хоронила.
Я принесла тогда цветы,
чтоб ты украсила могилу. -
. Как будто на краю земли,
одни, во мгле, в жестокой схватке,
две женщины, мы рядом шли,
две матери, две ленинградки.
И, одержимая, она
молила долго, горько, робко.
И сил хватило у меня
не уступить мой хлеб на гробик.
И сил хватило - привести
ее к себе, шепнув угрюмо:
- На, съешь кусочек, съешь. прости!
Мне для живых не жаль - не думай.
Слайд 13, 14. Ведущий 3: Смерть входила во все дома. Свыше 800 тысяч ленинградцев погибло от голода.
Слайд 15
В России многие знают историю 12-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных. В те же жуткие дни Таня сделала в записной книжке такие короткие трагические записки.
На сцену выходят 8 чтецов с распечатанными листками из дневника Тани Савичевой. Читая свою надпись, каждый отворачивается.
Музыка 6
«Женя умерла 28 дек. в 12.00 час. утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.
Дядя Вася умер в 13 апр. в 2 ч. ночи 1942 г.
Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.
Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все.
Осталась одна Таня»
Чтецы уходят со сцены.
Ведущий 2: Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда, его копия – в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады.
Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия – трагические «визиты» смерти в родной дом.
Долгие годы после войны считалось, что 12-летняя Таня, последняя из Савичевых, умерла в блокадном Ленинграде. Но оказалось, что Савичевы умерли не все. У неё осталась старшая сестра, которая во время блокады была эвакуирована вместе с заводом, где она работала. И старшая сестра знает продолжение истории, из которой один за другим вычёркивались все герои. Это она нашла Танин дневник. Из её рук «Дневник Тани Савичевой» попал в ленинградский музей, оттуда — в Нюрнберг, и дальше эта повесть длиной в 41 строку облетела по орбите планету. Таню, потерявшую сознание от голода, обнаружили санитары, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней, девочку эвакуировали в Нижегородскую область, в город Шатки. Врачи в течение 2 лет сражались за жизнь Тани, но 1 июля 1944 года Таня скончалась.
Чтец:
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом, страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм, проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»
Чтец:
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был – из наших бед,
И что только в него тогда не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что резал десна.
Тяжелый, горький – с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко – чистый просто.
Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали.
Слайд 16, 17
Ведущий 3: В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39 школ. В школах, не прекращавших своей работы и в голодную зиму, в июне 42 года, десятые классы окончили 532 школьника, 70 из которых с отличием.
Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе.
Чтец:
Девчонка руки протянула
И головой — на край стола…
Сначала думали — уснула,
А оказалось — умерла.
Её из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья — после похорон.
Слайд 18, 19
Ведущий 1: Несмотря на голод, холод, нечеловеческие условия, Ленинград не только жил, он давал фронту танки и самолеты. Люди недосыпали, недоедали, но выполняли поставленные перед ними задачи на трудовом фронте. Работали на военных предприятиях, выпуская военную продукцию. Требовались рабочие. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
Чтец:
Да, мы не скроем: в эти дни
мы ели землю, клей, ремни;
но, съев похлебку из ремней,
вставал к станку упрямый мастер,
чтобы точить орудий части,
необходимые войне.
Но он точил, пока рука
могла производить движенья.
И если падал - у станка,
как падает солдат в сраженье.
Чтец:
Завод — в бою. Он грозен, как вулкан,
В нем ненависть к врагу кипит, как лава
Десятилетьями он шел дорогой славы, —
Оплот труда, железный великан.
И в час борьбы решительной с врагом,
Своих наград заслуженных достоин,
Завод-герой сражается, как воин,
И смерть врагу несет своим трудом.
Слайд 20, 21, 22
Музыка 7
Ведущий 1: В таких жестких условиях город жил и работал все 900 дней блокады. Фашисты окружили город по суше, но Ладожское озеро оставалось советским. По воде и льду Ладожского озера проложили ленинградцы дорогу, соединившую город с Большой землей, не занятой врагом. Эта дорога названа ДОРОГОЙ ЖИЗНИ. Во время ночного рейса машина Филиппа Сапожникова стала посреди озера – заглох мотор. Мороз около 30 градусов. Филипп работал без рукавиц, устраняя неисправность в моторе. Рукавицы мешали. Побелели пальцы. Чтобы подогреть коллектор, Филипп облил бензином свои рукавицы и поджёг их. Пламя жгло обмороженные кисти, но он работал, а потом голыми руками крутил рукоятку. К месту назначения Сапожников привёл машину, управляя локтями.
Чтец:
О да - иначе не могли
ни те бойцы, ни те шоферы,
когда грузовики вели
по озеру в голодный город.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
там матери под темным небом
толпой у булочной стоят,
и дрогнут, и молчат, и ждут,
прислушиваются тревожно:
- К заре, сказали, привезут.
- Гражданочки, держаться можно---
И было так: на всем ходу
машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
- Ну, так и есть - мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта - не угроза,
да рук не разогнуть никак:
их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
шестнадцать тысяч ленинградцев. -
И вот - в бензине руки он
смочил, поджег их от мотора,
и быстро двинулся ремонт
в пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
к хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре -
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.
. О, мы познали в декабре -
не зря "священным даром" назван
обычный хлеб, и тяжкий грех -
хотя бы крошку бросить наземь:
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский.
Выходят все трое ведущих.
Слайд 23
Ведущий 1: Да, город выстоял, город выжил. И мы вместе с ним. Я помню, как в госпиталях лечили раненых. Это были бойцы, привезенные с линии Ленинградского фронта, раненые во время бомбежек жители города.
Слайд 24
Ведущий 2: А помните, как выращивали на клумбах капусту, вместе цветов?
Ведущий 3: И как спасали коллекции Эрмитажа, Русского музея, Петропавловки… Как шатаясь от голода вели экскурсии для солдат в нетопленых залах, демонстрируя порой пустые рамы — и страстно, ярко рассказывая о картинах, которые висели в этих залах.
Ведущий 1: Блокада продемонстрировала не только чудеса мужества, стойкости, героизма. Блокада показала чудеса человеческого духа. Потому что люди не только работали, выживали — они творили, создавая прекрасное, и сохраняли для потомков величайшие ценности культуры, сокровища мирового искусства.
Слайд 25, 26
Ведущий 2: А помните, как великий композитор Дмитрий Шостакович - житель блокадного Ленинграда - как все жители защищал город. А ночью сочинял музыку. И в Большом зале филармонии состоялся концерт.
Музыка 8
Звучит отрывок Ленинградской симфонии Д. Шостаковича.
Чтец:
Нева. Горбатый мостик. Летний сад.
Знакомая чугунная ограда.
Стоят бойцы. Теперь они хранят
Червонную сокровищницу сада.
О мрамор статуй! Кто не помнит их
Прозрачные, как у слепых, улыбки
И лист осенний, ласковый и липкий,
Что на плече покоился у них!
Немецкого ефрейтора сапог
Не запятнает золота аллеи,
Где вижу я сторожевой дымок
И двух бойцов, стоящих у траншеи.
Чтец:
В теченье концерта дневного,
В звучанье Чайковского вдруг
Ворвался из мира иного
Какой-то непрошенный звук.
То подняли голос сирены,
И следом за ними, в упор,
С воздушной донесся арены
Зениток отчетливый хор.
Басовым гудением полон
Был весь небосвод над Невой.
И вдруг — серебристое соло:
Пропели фанфары отбой.
И поднялись снова тогда мы
И снова увидели свет,
И снова из «Пиковой дамы»
Любимый раздался дуэт,
Созданье родного поэта,
Сумевшее музыкой стать.
И только подумать, что это
Хотели фашисты отнять!
Так нет же! Далек или близок,
Он грянет, громовый раскат,
Чтоб русскую девушку Лизу
Спасти от фашистских солдат.
Советские танки и пушки —
Грядущей победы залог,
Чтоб жили Чайковский и Пушкин.
И Глинка, и Гоголь, и Блок.
Музыка 9
Слайд 27
Ведущий 3: И вот наступил момент прорыва блокады. Наступление началось утром 12 января 1943 года. В результате успешных действий бойцов Ленинградского и Волховского фронтов был освобожден участок побережья озера длиной 8-10 км. Так было разорвано кольцо блокады. Но окончательно блокада прорвана была только в январе 1944 года - через год.
Чтец:
Над военным родным Ленинградом,
Разрывая немые снега,
Не смолкая гремит канонада —
Это наши идут на врага.
Это голос стальной пулемета,
Это сокола гордый полет,
Это бьется морская пехота,
Это суд справедливый идет.
Это речью бессмертных орудий
Говорят на Неве корабли,
Это дышит воинственной грудью
Каждый ком ленинградской земли.
Слайд 28
Ведущий 1: Ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года – день, которого упорно ждали все его защитники почти 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!»
Слайд 29
Чтец:
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…
Чтец:
Когда отгремели раскаты салюта,
Впервые за два с половиною года
Настала желанная нами минута:
Пришла тишина, но особого рода.
Она ленинградской была тишиною.
(Не сразу в нее мы поверили сами.)
Была она куплена страшной ценою,
Оплачена кровью, заслужена нами.
Ведь каждый награды был этой достоим.
И вот почему тишиной наслаждался
В бою возле Пулкова раненный воин
И тот, кто в цехах за победу сражался.
Мы слушаем гул — то не гул канонады,
То город расправил могучие плечи,
И мы не забудем, бойцы Ленинграда,
Салют над Невою в тот памятный вечер.
Слайд 30
Ведущий 2: За годы блокады от голода и холода погибло по разным данным от четырехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона человек. При обороне города легло на поле битвы более двух миллионов наших воинов. Такова была цена нашей победы…
Слайд 31, 32
Ведущий 3: За мужество и героизм, проявленные в войне городу присвоено звание «Город-герой». 22 декабря 1941 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Полтора миллиона ленинградцев были представлены к награде, из них пятнадцать тысяч двести сорок девять детей.
Чтец:
. Осада длится, тяжкая осада,
невиданная ни в одной войне.
Медаль за оборону Ленинграда
сегодня Родина вручает мне.
Не ради славы, почестей, награды
я здесь жила и все могла снести:
медаль "За оборону Ленинграда"
со мной как память моего пути.
. Война еще идет, еще - осада.
И, как оружье новое в войне,
сегодня Родина вручила мне
медаль "За оборону Ленинграда".
Музыка 10
Слайд 33
Ведущий 2: Прошло 80 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти.
А в доме, где жила я много лет,
откуда я ушла зимой блокадной,
по вечерам опять в окошках свет.
Он розоватый, праздничный, нарядный.
Взглянув на бывших три моих окна,
я вспоминаю: здесь была война.
Нет, я не знаю, кто живет теперь
в тех комнатах, где жили мы с тобою,
кто вечером стучится в ту же дверь,
кто синеватых не сменил обоев -
тех самых, выбранных давным-давно.
Я их узнала с улицы в окно.
Я так хочу, чтоб кто-то был счастливым
там, где безмерно бедствовала я.
Владейте всем, что не досталось мне,
и всем, что мною отдано войне.
Но если вдруг такой наступит день -
блаженное одно воспоминанье,
и я не справлюсь с ним и, постучав,
приду в мой дом и встану на пороге,
то вы приход не осуждайте мой,
ответьте мне доверьем и участьем:
ведь я пришла сюда к себе домой
и помню все и верю в наше счастье.
Ведущий 3:
Я помню отлично — на этом балконе
Старушка сидела в качалке плетеной.
Сверкали на солнце веселые спицы.
Внучатам вязала она рукавицы.
И вился по стенке горошек капризный,
А кот ярко-рыжий гулял по карнизам.
Как франт, шевелил золотыми усами,
Любуясь летающими голубями.
Но фронт приближался. Ощерившись грозно,
Фасад приютил пулеметные гнезда,
И плотно закрыты балконные двери…
Но снова, окутан оранжевой дымкой,
Собор наш снимает свою невидимку.
Распахнута дверь на знакомом балконе.
И вышла старушка с работой под мышкой,
Седая совсем, точно белая мышка.
Садится в качалку — и та уцелела!
И кот ярко-рыжий скучает без дела.
Ведущий 1:
Я в сотый раз по городу хожу,
Глазами удивленными гляжу, -
Здесь каждый переулок, каждый дом
Мне по-родному близок и знаком.
Он в красоте первоначальной вечен.
Его фашист обстрелами увечил,
Тротилом рвал и бомбы сыпал вниз.
Пролом в стене. Обрушенный карниз,
Разрывом развороченные ниши,
Осколками иссеченные крыши,
Воронка дальнобойного снаряда,
В рубцах и шрамах темный парапет. -
Но ничего на целом свете нет,
На всей земле прекрасней Ленинграда.
Мы с ним сроднились до смертельной дрожи,
Он стал еще милей, еще дороже.
Он словно в латы облаченный воин,
В себе уверен, грозен и спокоен.
Ведущий 2:
«Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о павших…».
Помните эти слова. Мы должны знать и уважать историю страны, какой бы жестокой она не была. Это история нашей Родины и другой она уже быть не может. Перед вами открылась героическая страница из жизни нашего народа. Вы увидели, как проявляется мужество и патриотизм, гордость, преданность и любовь к своей Родине. Сохраните это в своей памяти.