Наталья Хабарова
Слушание музыки как часть музыкального занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Слушание музыки как часть музыкального занятия.
Я являюсь постоянным участником web-семинаров Издательского Дома «Воспитание дошкольников» ( ссылка: vebinar@preemstvennost.ru). 30 марта 2016 года я прослушала web-семинар на тему : «Методика работы по развитию творческого пения и творческого танца у дошкольников», лектором которого был музыкальный руководитель детского сада г. Москвы, член редколлегии журнала «Музыкальный руководитель» Е. А. Гомонова. Елена Анатольевна комментировала, что ФГОС ДО определяет такие основные цели развития дошкольников, как социализация и индивидуализация. Поэтому ориентиры перед ДОУ в области музыкального воспитания следующие:
Публикация «Слушание музыки как часть музыкального занятия» размещена в разделах
Ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений искусства.
Эстетическое отношение к окружающему миру.
Элементарные сведения о музыкальных видах искусства.
Восприятие и сопереживание к художественным образам произведений.
Самостоятельная творческая деятельность.
В презентации слайдов семинара было дано следующее изречение академика А. А. Ухтомского: «Сначала нужно понять, как это устроено, а потом уже - как это функционирует». Е. А. Гомонова заключила, что целенаправленная, организованная система слушания музыки является тем основным видом музыкальной деятельности, который «красной нитью» пронизывает все другие. Она представила такую «модель взаимосвязи музыкальных видов деятельности», в которой визуально можно представить как Слушание музыки (желтая сторона пирамидки, находясь внизу, как бы своим «свечением» пронизывает другие основные виды: Исполнительство, Творчество и Музыкально-образовательную деятельность (красная, синяя, зеленая стороны. Рис 1.)
Рис. 1. Модель взаимосвязи музыкальных видов деятельности.
Мною была разработана Программа по слушанию музыки для старших дошкольников «Музыкальная шкатулка», которая была реализована на практике в 2016-2017 учебном году. Перспективный план по этой дополнительной Программе включен в Календарно-перспективное планирование моей работы. Слушание музыки я проводила и на музыкальных занятиях, и в режимных моментах работы с детьми (фото 1).
Фото 1. Режимные моменты работы с детьми.
Результатами таких занятий были Выставки рисунков детей «Мы слушаем музыку» (фото 2, Интегрированные занятия по слушанию музыки на основе взаимодействия искусств (фото 3) и Открытые выступления детей (фото 4).
Фото 2. Выставка рисунков детей. П. И. Чайковский Балет «Щелкунчик».
Фото 3. Интегрированные занятия. М. И. Глинка Опера «Руслан и Людмила» : «Марш Черномора».
Фото 4. Открытие выставки птиц в Доме-музее В. В. Вересаева. П. И. Чайковский балет «Лебединое озеро». Танец лебедей.
Диагностика уровня освоения детьми Программы по слушанию музыки в конце года показала высокий уровень.
Я уверена, что основной целью музыкального воспитания детей является научить их слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту.