Незговорова Светлана
Слуховое внимание. Почему важно его развивать
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностируя «первоклашек» по методике «Нарисуй человека», я отметила, что у 100 из 120 детей на рисунке отсутствуют уши. Это очень тревожный звоночек! Это косвенно подтверждает, что слуховое внимание детей находится на очень низком уровне. Дети воспринимают говорящего, в том числе обращающегося к ним, как фон. И если вы попросите их повторить, что только, что сказали, практически никто не сможет этого сделать.
Слуховое внимание – это умение, сосредоточиться на звуке.
Темочки:
Чем чреват для вашего ребенка низкий уровень слухового внимания?
Во-первых, ребенок будет испытывать большие трудности при обучении письму и чтению. Он не знает, какой звук обозначает определенная буква, путает схожие созвучия, а обращенную к нему речь воспринимает искаженно.
Во-вторых, это значительно снижает качество коммуникации с окружающими. Неумение слышать и понимать то, что произносит человек, смысл интонации, с которой произносятся слова, становится причиной конфликтности с окружающими, усложняет общение.
Бич сегодняшнего времени – непрерывная работа радио или телевизора, прослушивание музыки с помощью наушников.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в школе и имел друзей, развивайте его слуховое внимание!
Кроме, ограничения работы радио и телевизора, рекомендую следующие простые игры и упражнения.
1. Угадай слово, произнесённое наоборот. Начинать лучше с небольших слов (из двух слогов). Например, АМАМ (МАМА, АМИЗ (ЗИМА). Дети любят, как отгадывать слова наоборот, так и загадывать их другим.
2. Игры «Летает - не летает», «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое».
3. Игра «Узнай по голосу». Вы можете играть группой, при этом ребенок, с закрытыми глазами, отгадывает чей это голос. А можете включать ребенку звуки разных животных или явлений природы, чтобы он по звуку определил, кто или что это.
4. Упражнение «Слушай хлопки». Ребёнок двигается, ведущий хлопает в ладоши, если один хлопок – ребёнок должен принять позу «аиста»
(стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка — позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка — возобновить ходьбу.
5. Упражнение «Эхо». Читаете стихотворение, а ребенок должен повторить окончание строчки, как будто, он эхо. Предварительно нужно объяснить ребенку, какие звуки повторяет эхо и как (2-3 повтора).
Эти упражнения эффективны, если вашему ребенку от 4 до 10 лет.
Что же делать, если ваш ребенок подросток и развивать его внимание, с помощью предложенных упражнений, не представляется возможным?
Прежде всего, нужно признаться себе, что в том, что ребенок нас не слышит, есть большая доля нашей недоработки. Не развили у ребенка слуховое внимание в детском возрасте, получили сложности в общении с ним в подростковом!
После чего, постараться привести себя в спокойное ресурсное состояние (с помощью дыхательных упражнений, медитаций, прогулок на свежем воздухе, занятий спортом) и начинать общаться со своим ребенком, используя одновременно со звуком визуализацию.
Я - мама троих детей, и современные тенденции (наушники, телефоны с выходом в интернет, колонки и т. д.) не обошли нашу семью стороной. Когда я осознала, что мои дети-подростки меня действительно не слышат, я перестала обращаться к ним из кухни или соседней комнаты. Я стала подходить к ребенку на расстояние вытянутой руки (желательно перед его лицом, чтобы точно заметил, после чего начинала говорить. Бывали случаи, когда я звонила из соседней комнаты (телефонный звонок подростки слышат всегда) и озвучивала просьбу или задавала вопрос по телефону. Или, когда ребенок долго плескался в ванной, а на обращение к нему через дверь не реагировал, я выключала свет на несколько секунд. Из ванной тут же раздавался голос: «Что случилось?». После чего я озвучивала просьбу, поторопиться и освободить ванную комнату или убавить звук телефона, с которого он слушает музыку.
В течение полугода мой контакт с ребенком восстанавливался! Сейчас дети слышат меня из любого места в квартире, при этом я абсолютно не повышаю голос.
Исправлять, корректировать всегда сложнее, чем сформировать правильное поведение изначально.
Но, в любом случае, нам родителям всегда нужно помнить, что ребенок – это продукт нашего воспитания, это наше зеркальное отражение. Вместо того, чтобы разрушать остатки близости и доверия с ним, примите на себя ответственность за происходящее и терпеливо корректируйте то, что вас не устраивает в отношениях с вашим ребенком.
Любовь и терпение творят чудеса!