МААМ-картинки

Словотворчество в детской речи. На материале речи детей от 3-х до 7-ми лет

Ксения Старикова
Словотворчество в детской речи. На материале речи детей от 3-х до 7-ми лет
▼ Скачать + Заказать документы

Известно, как велико количество слов, самостоятельно конструируемых детьми. Особенно активен процесс словотворчества в дошкольном возрасте, не ослабевает он и в последующие годы.

Каждое слово употребляется для наименования того или другого явления (вещи). Используемые в нормативном языке номинации, представляют собой узаконенные названия определённых вещей или явлений.

Публикация «Словотворчество в детской речи, На материале речи детей от 3-х до 7-ми лет» размещена в разделах

Овладевая языком, ребёнок знакомится с традиционным наименованием явлений, учится соотносить мир вещей и мир слов. Однако первоначально мир вещей, который его окружает, гораздо шире круга известных ему названий. Ребёнок прибегает к словотворчеству, чтобы дать наименования тем явлениям, нормативные названия которых ему ещё неизвестны. При этом образованное ребёнком слово становится синонимом соответствующему слову литературного языка (ср. «подавальщица» и официантка, «боюн» и трус). Существуют и чисто психологические причины, объясняющие активность словообразовательных процессов в детском возрасте. Они связаны с устройством детской памяти, которая включает несколько зон. В первой зоне расположены наиболее легкопроизводимые слова, во второй – такие, которые воспроизвести труднее и т. д. Опытный говорящий (пишущий) пользуется не только первой, но и другими зонами, неопытный (в данном случае – ребёнок) извлекает слово только из ближайшей зоны. В процессе совершенствования речи происходит как расширение самих зон памяти, так и развитие навыка пользования словами из более отдалённых зон. Всё это приводит к постепенному затуханию словообразовательного процесса. [Цейтлин, 1982].

Словообразование – это та область языка, где больше всего проявляется детская языковая интуиция. Дети дошкольного и младшего школьного возраста свободно пользуются моделями словообразования. Овладевая родным языком, они, наряду с воспроизводством уже существующих слов, образуют свои слова на основе уже имеющихся в языке типов. Тем не менее, мир вещей для ребёнка гораздо шире мира слов. Он пытается выразить свои мысли, чувства, но его словарный запас не позволяет этого сделать. Поэтому ребёнок прибегает к словотворчеству. Это одна из главных причин детского словообразования.

Важно отметить, что детское словотворчество есть процесс творческого познания, активный поиск закономерностей, связей и правил. На основании сказанного можно обозначить и систематизировать причины детского словотворчества :

1) в результате незнания ребёнком нормативного наименования явлений, которые необходимо обозначать словом (набардачить – устроить беспорядок);

2) в результате незнания простейших явлений действительности (телевизор – папа радио).

3) стремление найти слово по сходству или по аналогии (старость – рваность);

4) в результате стремления ребёнка рифмовать слова, принадлежащие к одной категории понятий, и систематизировать их, либо по контрасту, либо по сходству (няня нянчит – мама мамчит);

5) стремление наделить слово внутренней формой (пенсионист - пенсионер, полуумный);

6) в результате подражания, т. к. всякое новое слово, создаваемое ребёнком, творится им в соответствии с нормами, которые даны ему взрослым (кошка окотилась – курица окурилась; сапожник - туфельник);

7) в результате контроля и критической оценки речи других людей (подай ножницы – подай ножницу, моя сапога не будет дружить с твоей тапкой);

8) в целях экономии времени и речи (Саша-ава – Сашу укусила собака; скромнительный – скромный и стеснительный; заарбузилась – купила два арбуза);

9) в результате неправильного усвоения функций той или иной части слова (быстро – быра, коша – кошка);

10) в результате сохранения лексемы существующего слова, но наполнения её новой внутренней формой (сова – подружка совка). [Телятникова, 2003].

В целом можно говорить о некоем «детском» варианте языка. Следует отметить, что оппозиция языка и речи в детском возрасте не прочерчена чётко. Перед маленьким ребёнком стоит задача из представленных в его речевом опыте речевых фактов сконструировать собственную целостную языковую систему, переходя от одного возрастного этапа к другому.

К. И. Чуковский отмечал, что детское словотворчество есть оптимальный способ усвоения языковой нормы. Но уже не раз говорилось об ограниченности этой, несомненно, продуктивной позиции. Словотворчество (или речетворчество, термин, который предложил П. А. Флоренский) - не просто утверждение "готовой" языковой нормы, это – поиск источников ее происхождения и границ применимости в качестве развивающегося феномена. Отсюда и постоянная необходимость ее "проверки на прочность". Если говорить о "лингвистическом чутье" детей, то оно состоит именно в этом.

Отсюда и эксперименты с материальным телом слова, его звуковой оболочкой. В итоге слово отчетливее улавливает тот смысл, который в него вложен, но без словотворческого преобразования – "смазан" в бытовой и профессиональной, "канцеляризированной" речи, существующей не для общения, а для передачи информации. Так, например, ребенок из средней группы (3-4 года) называет пловца плавальщиком. В самом деле: плавальщик – это живой человек, а не спортсмен-профессионал, в отличие от пловца. Такова и аналогия: певец - певун. Первый – отметка в трудовой книжке солиста оперного театра, второй – просто любитель попеть.

Как показывает анализ нашего материала, в процессе детского словотворчества заполняются различные клетки словообразовательных парадигм, например: продавчиха, продавиха, продавеца (продавщица, продавчик и др.

Активно используются различные фонетические деформации, которые в некоторой степени облегчают ребёнку произношение слова : пасаги (сапоги, ванатрик (воротник, гофли (гольфы, тевелизор (телевизор, дальнобольчик (дальнобойщик, Сюся (Ксюша, доралы (доллары, золента (изолента, шелезю (шевелю) и другие.

Словотворчество ориентировано прежде всего на разговорную речь детей, на услышанные, бытующие в речи конструкции и модели, которые еще не нашли своего отражения в языке.

Анализ более пятисот детских номинаций показывает, что все они образованы по высокопродуктивным моделям современного языка. При этом в каждом случае возникает новая комбинация морфем, неизвестная литературному языку, сами же морфемы, равно как и способы их соединения, не изобретаются, а берутся готовыми из языковой системы, см., например: набардачить (раскидать игрушки, сделать беспорядок, выплакивать (плакать, приснуть (уснуть на какое-то время). Именно поэтому любое детское слово в принципе узнаваемо, мы понимаем его значение, хотя не встречали его раньше.

В детской речи действует закон накопления: когда достаточно много языковых явлений перешло на следующий этап развития, отношения между ними переоформляются на своем уровне. К двум годам дети в 75 % правильно воспроизводят в слове из трёх слогов все три слога. На третьем году, слыша образец, ребёнок пытается исправить произношение. Уже к этому времени дети неплохо различают сходнозвучащие слова : «сосулька – Сашулька, баран – барабан, шар – шарф – шкаф».

Актуальность подобных исследований заключается в том, что они позволяют выявить особенности мотивационной системы детской речи. Мотивационная рефлексия может быть рассмотрена как своеобразное связующее звено между объективной действительностью и детским языковым сознанием, позволяющим ребенку моделировать мир по собственным лекалам. Исследования дают возможность определить особенности организации системы детской речи, как системы потенциально возможных единиц Детская речь как сфера проявления лингвистической компетенции ребёнка даёт возможность исследовать свойства языковых единиц, функционально значимые для усвоения языка в процессе становления языковой личности.

Для примера представляю образцы словотворчества в речи детей, которые были собраны мною в процессе иследований.

Клипчук Ростислава, 4 года

Подружка уронила стопку книжек. Слава в восторге:

- Юлька-кривулька, в руке загогулька!

Бессоннов Саша, 5 лет

Дразнит брата:

- Котька-мотька!

Бокова Оля, 4 года

Старшей сестре:

- Танька-мотанька!

О мальчике, который любит макароны:

- Он у нас Сергей Макаронович!

Ласково маме:

- Мамуся-стакуся!

Липина Юля, 6 лет.

- Севина любовь – это он когда хочет попросить у меня плеер!

Жалуется бабушке на воспитательницу:

- Ну она и ворчучелла у нас! Всегда на нас ворчит!

О младшей сестре, которой 3 года:

- Ксюша такая самакалка! Я ей помочь хочу, а она «сама» да «сама»!

Гачичеладзе Артём, 5 лет 9 месяцев.

- Илья у нас «мельница», потому что ест постоянно…мелет что-то и мелет в своём рте!

- Папа мне Кузькину мать показать обещал. Только Кузьки у нас среди знакомых нет!

- Они все полуночники у нас (о старших двоюродных братьях) – полночи на дискотеке, полночи спят!

- Сам ты – колея! Тут колёса ездят! Это колесня, - задумывается, потом добавляет, - ну как лыжня!

Саша, 5 лет 4 месяца.

Не может дождаться, пока мама закончит проверять Ванину тетрадь:

- Мама! Ну закругляйся. – через минуту, - Ну заквадрачивайся, мама!

Скрипкина Настя, 3 года 8 месяцев.

- Мама! Смотри! Я обматерилась!

Обернулась материей.

4 года 11 месяцев.

Увидела по телевизору Киркорова и кричит:

- О, мама! Зафилиппил!

5 лет 8 месяцев.

Интересуется у соседа по даче:

- Вы пиву пьете?

5 лет 9 месяцев.

Старшая сестра собирается с подружками гулять и вертится у зеркала. Настя, глядя на неё из коридора, вздыхает:

- Обезьяна ты клоунная (кривляющаяся!

Вздыхает:

- Клумбики (клубника + клумба) хочу!

- Максим настоящий намультник! Постоянно меня на мультики приглашает!

- Я думала, ты папа как папа, а ты и папа не папа!

7 лет.

- Эта комната - полусклад-полуспальня!

Чвыков Андрей, 5 лет 3 месяца.

Сестра рисует деньги для игры.

- Она фальшивоигрушечный монетчик!

- А я хочу быть фидирщиком-ядерщиком!

6 лет 6 месяцев.

- Сережа приходит с занятий и что же ему является? Димка роется в его шкафу!

7 лет.

Андрей скачет на одной ноге.

- Хорошо у меня получается быть одноногим самопрыгом!

Сивко Маша, 6 лет.

Смотрит в бинокль.

- Если так, то все приближается, а если так, - убирает бинокль, - уближается!

- Вчера с мамой ходили причёску делать. Так этот подстригун ей потом столько комплементов сделал! – задумывается, потом говорит. – Или лучше говорить стригун?

- Я ходила с папой в магазин и увидела вывеску «Трикотаж». Не понимаю, при чём здесь три кота – там была одежда!

Слинько Рома, 5 лет 7 месяцев.

- Какой из него парикмахер? Так, парихмун!

Обращается к соседке:

-А почему Вы своих попугаек гулять не выпускаете?

- У нас дома можно пить воду из-под крана – она очищенная с помощью флиртации!

- Придётся ехать в больницу, у меня запястье свихнулось!

- Несчастность – это когда ты такой грустный, что чувствуешь себя как кошка, которая потерялась.

- У меня нет ни братьев, ни сестёр… Я – одинокий ребёнок…

Калентьев Костя, 5 лет 7 месяцев.

Костика родители и бабушка с дедушкой никак не могли научить говорить правильно «Кока-Кола». Когда Котику хотелось выпить любимый напиток, он всегда говорил:

- Дай мне «Колу-Колу»

Варзаков Саша, 3 года 5 месяцев.

Как-то бабушка Лина сказала Саше:

- Завтра пойдём к памятнику Пушкина, по Мойке погуляем.

Саша соглашается. Когда на следующий день бабушка приходит за ним, мальчишка выбегает к ней навстречу и радостно спрашивает:

- Ну что, баб Лин, идём на Помоечную улицу?

Межов Валя, 2 года.

Когда-то ему было трудно сказать: «Дай мне яблоко, колбасу или ягоду». Он обычно начинал плакать, когда его не понимали, и просил:

- Дай дягу! (то есть, колбасу).

- Дай ягу! (т. е. ягоду).

- Дай дябу! (т. е. яблоко).

Дотрагиваясь до горячего, постоянно говорил:

- Айть (то есть горячо и больно).

Если чего-то нет, то всегда говорит (главное, к делу и к месту) :

- Тю-тю!

Если хочет кушать или съел что-то вкусное, улыбается и сообщает:

- Ням-ням!

Когда подходит время для прогулок, Валя начинает просить:

- Давай тпру-тпру!

Просит папу:

- Паптя (папка, не надо куки (не надо курить!

- Дай битя (быстро) тептю (печенье).

- Какие ибти (картинки с рыбками!

- Где мой писётик (поясок от шубы?

- Кусная каятька (вкусная шоколадка).

2 года 3 месяца.

- Дай мне санки-саданки (санки-ледянки).

2 года 9 месяцев.

- Какой у тебя капетик красивый (пакетик!

- А я ел вкусный сынагад (виноград!

- Дай пакусты (капусты, я кушать хочу!

- Ого, огонь (светофор) новый!

Бессонова Полина, 3 года 5 месяцев.

- А у нас в садике есть две строчильные (швейные) машины.

- Я знаю, это дристарическое (доисторическое) животное!

5 лет 10 месяцев.

- Я уже выголодалась (не хочет есть).

- Ты чего сидишь вприжатку?

Бессонова Ульяна, 6 лет.

У Ульяны был пупс – негритенок, которого девочка всегда звала Бэби (от англ. baby – ребёнок). И вот однажды, в Москве, Уля шла с папой по Арбату и навстречу им попался мужчина – негр. Довольная девочка на всю улицу закричала:

- Папа, смотри, Бэбик идёт!

- Папик, а ты когда приедешь? – спрашивает по телефону.

- Отдай Польке приколку (заколку!

Бессоннов Саша, 3 года.

- Мама, давай кошечку пригрудим (пригреем, а то ей ведь голодновато (кошка голодная) на улице!

Стоя у кроватки младшего брата, смотрит на полугодовалого Костика и тяжело вздыхая, говорит:

- На что ж ты нам уродился такой клопчатый (т. е маленький?

- Самолёт не может разбиться, его ведь дома ждут маленькие самолёточки! (т. е., самолётики).

- Ого, мама, сколько ты хлеба насухарила! (мама сделала сухари).

- Не хочу быть большим! Взрослые все долгорабочие (до поздна работают) и нахмурные (серьёзные) всегда!

- Когда я присну (усну не надолго, ты не уходи из комнаты!

- Смотри, какая у меня лампуша (ночник в комнате) хорошая! Мне с ней спать не страшно!

- Если кошка окотилась, значит курица – окурилась?

- Мы вчера с мамой были у туфельника (у сапожника). Он нам на туфли набивки (набойки) сделал.

- Что-то я так набардачил (разбросал игрушки, устроил бардак, беспорядок) в комнате, что убирать не охота!

- У моей мамы машинка путельками шьёт (путает нитки, пропускает).

5 лет.

- У них вся семья была балерульная (балетная). Мама балерина, а папа балерун.

6 лет 5 месяцев.

Спрашивает:

- Кто такой нейрохирург?

Мама отвечает:

- В голове у человека болячки лечит, мозг смотрит.

Вечером Саша сообщает папе:

- Теперь я знаю, кем у Ули папа работает! Он – мозгоковыряльщик!

7 лет.

- У меня подружка есть, Алия, так я её Алиюшкой зову и Лялей!

Одноклассницу Раду зовёт Радуся, Радуня.

- У него дочка есть, Марселина! Наверное, ласково её зовут Марселинкой или Марселюшкой, а если балуется, то Марселинище!

Смотрит на фотографию и спрашивает:

- Ну и кто из них ваш путистранец (путешественник и иностранец?

- Они все умеют говорить по-поляковски!

- Ваш кот на мне царапульки оставил!

- Мама мне сегодня яйки (от польск. – jajko, яйцo) сварила!

- Бабушка на даче опять огурков (от польск – ogorek, огурец) насобирала! Их уже девать некуда!

- Он (о мужчине, знакомом отца) у нас теперь заполяк (поляк, уехавший за пределы Польши!

- Соседка наблондинилась (покрасилась в белый цвет) и думает, что красавица!

Бессоннов Костя, 2 года.

- Саса-ава! (Сашу собака укусила).

Конев Семён, 4 года.

Как-то Сёма гулял на улице и, взобравшись на горку, стал кидать вниз снежки. Бросая очередной шарик, Сё мка с гордостью сказал:

- Я такой силяк!

Тагрин Саша, 5 лет 2 месяца.

Смотрит, как мама красится и спрашивает:

- Ты напомадилась чтобы быть красивой?

- Я весь в маму пошёл, такой же скромнительный (совместил прилагательные скромный и стеснительный).

Старикова Ксюша, 2 года 2 месяца.

Я в садике дико не любила спать и меня за это часто ругали воспитатели. Как-то дома я пожаловалась:

- Тётя Сюси ата-та! Пи, Сюся, пи!

5 лет.

Вывела новую породу птиц:

- Глухопатка (это глухарь+куропатка).

Стариков Женя, 4 года.

Увидел в магазине тельняшку и стал просить у мамы:

- Мама! Купи мне мариканскую майку!

Как-то мама оставила на кровати сорочку и сказала 3-летнему Жене:

- Смотри, на сорочку не садись, помнёшь!

Спустя какое-то время, Женька спросил:

- Мам, а ты мне подаришь такую же насорочку?

Березин Лёша, 4 года.

- Это надо делать со словарём. Где здесь переворотчик (переводчик?

Зимина Света, 3 года 2 месяца.

Говорит старшей сестре:

- У меня суба сусыт (шуба шуршит!

Рябенкова Таня, 7 лет.

Мама спрашивает по телефону:

- Что делаешь?

- Ой, мы тут с Ксюшей так баща (т. е здорово) играем!

Бакуленко Максим, 4 года.

- У меня на шубе новый ванатрик (воротник!

Бакуленко Вика, 3 года.

- Я сегодня белые гофли одела (гольфы).

- Включи мне мотофон (магнитофон).

Авдеева Наташа, 5 лет.

- Бабушка, подуй мне на бензинчик (мизинчик, он у меня болит!

Борисенко Нина, 5 лет 7 месяцев.

- Попрошу маму, пусть она мне подарит маленького жиравёнка!

- Кто это? Конечно, ребёныш (маленький ребёнок).

- В лесу им (охотникам) встретилась медведиха!

Разводовский Артём, 6 лет.

- Не жибёнок, а жирафик!

Смоленков Саша, 5 лет.

- Весной у голубя родился маленький голубёнок.

- У них был малыш, ляля.

- Ещё у нашей собаки щенёнок родился! – смеётся.

Богданова Настя, 4 года 11 месяцев.

- Он – лис, она – лисица. Значит, он – бык, а она – бычонок…- задумывается, - или бычиха?

Межова Оля, 6 лет.

- Мы сегодня пойдём пить кофтель (коктейль?

- Будешь играть в хохей (хоккей?

Илико Саткилава, 4 года.

Слышит разговор старших братьев, 11 и 13 лет:

- Давид, хватит валяться, ты уже всю простынь до дырок пролежал!

- Отстань! – 11-летний Тоха поворачивается с книжкой на бок.

Когда Давид ушёл, Илико спросил:

- А что, в твоей простыне додырки живут?

Илья Чхиквадзе, 5 лет.

- Поточите мне карандараш?

- Гляди, у тёти финалетовая (фиолетовая) собачка!

- У них на даче много порхунов и порхахалей?

Грановский Валера, 6 лет.

- Он много ел и мы его всегда обжирателем (обжорой) звали!

Савченко Катя, 5 лет.

Одна из старших сестёр смотрела с Катюшей фильм. Катя долго сидела молча, а потом сказала:

- Мне она нравится, - указывает на главную героиню.

- Почему? – спрашивает сестра.

Катя на секунду задумывается, а потом отвечает:

- А у неё ноги непорватые!

Седакова Таня, 5 лет 8 месяцев.

Танюша споткнулась на улице и упала. Поднимаясь и утирая слёзы, она сказала:

- И откуда столько запинашек на улице появилось?

- Куда ты так мчишься? Торопыга!

Васильева Оля, 6 лет.

Мама в очередной раз сделала запеканку, которую Оля никогда и не любила. Папа (Васильев Владимир Кириллович, наш преподаватель) попытался уговорить непослушную дочь. Девочка сердито оттолкнула тарелку и сквозь слё зы сказала:

- Не буду я есть вашу запиханку!

Шмель Арсений, 5 лет 7 месяцев.

- Мой самый лучший друг, знаешь, кто? Горка (Егор! Сосед наш.

Михальчик Коля, 6 лет 11 месяцев.

- Сашка (Саша Бессонов, о котором уже упоминалось) на Наде Грановской (солистка группы «ВИАгра») женится, когда вырастет. Почему? Она обанятельная (обаятельная) женщина.

Саша Млынарчик, 5 лет 7 месяцев.

В кафе, указывая на официантку:

- Это подавальщица?

Восклецова Ульяна, 3 года.

Мама одела маленькую дочь и стала поправлять ей шапку. Неожиданно Уля замахала руками и сердито сказала:

- Убери пчёлку! Пчёлку!

Оказалось – чёлку.

7 лет.

Как-то Уля написала на школьном диктанте:

- Это был Медный взадник…

Бублик Юля, 5 лет.

- Он был травянутый (травяной) и пах цветами!

Кабуладзе Теона, 5 лет 10 месяцев.

- Он весь жмыканный (мятый) был!

- У него лыба (улыбка) страшная всегда (о соседе по площадке!

Ольховские Саша, 6 лет и Соня, 3 года 4 месяца.

Играют в комнате.

Саша, изображая взрослого:

- Соня, ты где живёшь?

- На Ваське (Васильевский остров, Санкт – Петербург, как и ты!

Квятковский Миша, 7 лет.

- Игорь купился на мою шутку. Сказал, что попробует меня перекупить!

- Он всегда ест много! И не устал он постоянно обжирать (обжираться?

Суладзе Софико, 5 лет и Валера, 7 лет.

Валера в очередной раз пошёл на кухню за изюмом (хотя несколько минут назад съел полное блюдце). 5-летняя сестра отправилась за братом и глядя на то, как он моет сушёный виноград, сказала:

- Изюмчатый ты мой!

Валера, обидевшись на папу:

- Моя сапога никогда не будет дружить с твоей тапкой!

Букаш Алиса, 6 лет 7 месяцев.

Увидела на улице, как бабушка ругает внука, и возмутилась:

- Какая внукочительница (внук и учительница) нашлась!

Кушовский Марик, 5 лет 4 месяца.

Сообщает папе после прогулки:

- Сегодня дом из песка построил. Потом Ваня пришёл, стал песок рыть и гараж строить. Около моего дома и прикопался!

6 лет 1 месяц.

- У них кошка все обои ободрала, но стены передраться не могут!

- Я уже столько пряников съел, как бы не переесться!

7 лет.

- Мы вчера опять с Женькой подрались и он победил. Завтра попробуем передраться.

Брагин Рома, 2 года, 5 месяцев.

Указывает на поезд, движущийся вдалеке:

- Чуха поехала!

Во время прогулки увидел соседскую собаку. Вечером сообщает папе:

- Во дворе большая Авва живёт!

Межов Валя, 7 лет.

Ходит в кружок. Как-то, вернувшись домой, сообщает:

- Если кто-то не справляется, будут вычислять (выгонять, исключать).

- Они все отправились в кругосветлое (кругосветное) путешествие.

Смотрит с папой спортивную передачу и говорит:

- О-о, наши беглецы (бегуны-легкоатлеты!

Папа получил пенсионный билет и принёс его домой, показать. Валя смотрит в книжечку и говорит:

- О, папа у нас теперь пенсионист.

Седакова Таня

6 лет, 11 месяцев.

Пришла со школы и хмуро сообщила:

- Валерка сегодня ударил. Сказали, что любит, а, по-моему, просто моя стирашка (ластик, резинка) ему понравилась!

- Данила (старший брат, 16 лет! Ну ты и свиняка (свинья!

Жадовец Алёна, 4 года 7 месяцев.

- На дедушкиной машине нельзя ездить, у неё колёса лохматые (т. е., «лысые», нет шипов!

Маковецкая Соня, 5 лет 7 месяцев.

Увидела, как муха ползает по кусочку хлеба и говорит:

- Его есть нельзя, он теперь примушенный!

Малиновский Станислав, 5 лет.

Увидел на даче сильно загорелого мужчину и говорит:

- Ну кругом одни черномазые!

6 лет 3 месяца.

- Мама сейчас на пятом месяце. Она ещё чуть-чуть беременноватая (беременная!

Калентьев Илья, 2 года.

- Мизя (змея).

- Сотик (хвостик).

- Бабушка – Пиринница (Бабушка – Метелица).

4 года 6 месяцев.

Как-то Илья с мамой и папой пришёл в гости к бабушке. Сидя за столом, младший Калентьев неожиданно восклицает:

- Мы сейчас идём, а мамин незнакомец (знакомый) мне сказал: «Эх, батька, батька!». Представляешь?

Играет на полу с машинками, большой и маленькой. Через несколько минут сообщает, указывая на игрушки:

- Это мебель, а это мебелька!

Емельянов Саша, 6 лет.

- Ты куда заковырялся (спрятался?

Клебовский Саша, 5 лет 7 месяцев.

Указывая на папу, говорит новой соседке:

- Это мой папец!

- Опять салат укропанный?

6 лет.

- Саш, не рви траву! С природой нужно дружить и вписываться в неё!

- А можно я в неё тоже вписюсь?

- Если космонавт прилетел на Луну, то он прилунился. А если пошёл спать, значит, прикроватился?

- Они уже третий раз этажируются (т. е., переезжают с квартиры на квартиру, меняя при этом этаж!

7 лет.

- Саша! Ну, сколько можно скакать, не поднимай пыль!

- Вот такой я поскакун!

- Кто спрятал мою зуботычку (зубную щётку?

- Ну почему так происходит? – пристаёт к старшей сестре, которая учит физику.

- Потому что происходит сжатие воздуха!

- А разжатие тоже происходит?

На уроке проходили существительные, образованные от слова «мясо» : «Зайчатина, говядина, свинина, крольчатина». Саша тянет руку. Когда учительница его спросила, он сказал:

- А есть ещё негритятина!

Ласковская Соня, 4 года 7 месяцев.

- Смотри, кот от холода весь скукожился! – указывает брат на Герасима.

- А ты его раскукож! – советует Соня.

6 лет 3 месяца.

Папа кашляет и чихает. Соня возмущается:

- Опять обсопливился!

7 лет.

- Я уже устала просить у него прощения! Может, мама купит мне проститель?

Ирбей Никита, 6 лет.

- Есть у меня друг хороший. Его Ильясиком (Ильёй) зовут!

- Какие красивые у вас оклярусы!

Тимофеев Алексей, 7 лет.

Учительница спрашивает:

- Кто такой ветреный человек?

- Это тот, кто часто болеет! – отвечает Алёша.

Решил, что от слова ветрянка и что болезни прилетают с ветром.

Гросс Рома, 5 лет.

- Папа новый уплывок (поплавок) принёс.

От слов поплавок + уплывать.

- У тёти Лены новые духи! Она теперь такая пахнюшка! – т. е., женщина, от которой вкусно пахнет.

5 лет 8 месяцев.

- А у нас во дворе обдуванчики (одуванчик + дуть) растут!

Иванюха Рома, 6 лет 3 месяца.

- Растворитель смывает краску, а створитель её снова собирает!

- А мы сегодня блинничали с дедушкой!

- Коровы дружно шебуршнулись!

- Твой почерк не разберёт никакой письмец!

В ответ на замечание, что такого слова не существует, Рома добавляет: - Ну, письмекон!

- Посмотри на весы, насколько поднялся мой взвес?

Вика, 4 года.

- Прикнопай мне картинку!

5 лет.

- Он что, столярник?

- Он как надсмотренник в тюрьме, вечно ходит за своей мамой!

Сергеева Алина, 5 лет 6 месяцев.

- Голубика – это птичья ягода, ей только голуби питаются!

- Это что?

- Отдушина, чтобы из ванной пар уходил!

- Вместе с душой?

Крапицкая Таня 6 лет, 2 месяца.

- Бабушка сказала, что мы как сарафанное радио! Значит, там сарафаны шьют?

Рыков Андрей, 6 лет.

Как-то Андрюша пришёл с мамой в парикмахерскую. Надо заметить, что мальчишка очень не любил стричься.

- Не буду подстригаться, без шерсти мне холодно будет! – сердится он.

Парикмахер говорит:

- Сейчас лето, а ты такой лохматый!

Андрюша обращается к маме:

- А что, мама, у меня большая лохматость?

Хлебников Илья, 6 лет 8 месяцев.

- Я знаю, что ты соглашатель!

Михайлов Сергей, 5 лет 5 месяцев.

- Он пока не чебурахнулся, не успокоился!

Юрьева Катя, 4 года.

- Бранькал, бранькал на своём телефоне, а потом ушёл!

Врубель Илья, 6 лет 4 месяца.

- Понатрыкали (понаставили) тут ботинки, не пройти!

- Мама вчера весь дом передрыкала (перерыла, переискала, а колечко не нашла!

Публикации по теме:

«Нетрадиционные методы работы с детьми по развитию речи на материале познавательно-лексической темы «Насекомые». Ход непосредственной образовательной деятельности: 1. Минута релоксации. - Добрый день! Отгадайте загадку: Есть у радости подруга, В виде.

Роль детской журналистики в развитии коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Согласно ФГОС ДО, одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является владение устной речью для выражения своих.

Русские народные игры как средство развития детской речи Проект «Народные игры как средство развития детской речи». «Как нет человека без самолюбия, Так нет человека без любви к Отечеству, И эта.

Использование в речи имен существительных в косвенных падежах на материале лексической темы «Посуда» Цель Совершенствование навыка использования в речи имен существительных в косвенных падежах. Задачи 1. Уточнять и расширять словарь по теме.

Использование в речи простых предлогов Над, под на материале лексической темы «Игрушки» (ст. группа) Цель Совершенствование навыка использования в речи простых предлогов НАД, ПОД. Задачи 1. Уточнять и расширять словарь по теме «Игрушки».

Конспект занятия по развитию речи для детей 6–7 лет с нарушениями речи «Продукты питания» Наше дошкольное учреждение посещают дети с тяжелыми нарушениями речи. Именно поэтому в своей работе я использую закрепление правильной речи.

Конспект занятия по развитию речи детей с нарушением речи в средней группе Тема занятия: Беседа по произведению Чарушина «Лисята». Тип занятия: Комплексное занятие. Вид занятия: Первичное. Программное содержание.

Мы играем в «Буриме» (словотворчество детей 5–7 лет)Мы играем в «Буриме» (словотворчество детей 5–7 лет) Всем прекрасного настроения, дорогие коллеги! Сегодня 1 апреля - День смеха и шуток! Мы не обошли стороной этот замечательный праздник.

Праздник правильной речи! Для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речиПраздник правильной речи! Для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи Праздник был показан родителям в конце коррекционного периода на заседании Педагогической гостиной Цель: показать знания детей в конце.

Устное народное творчество как средство развития детской речи Развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Словотворчество в детской речи. На материале речи детей от 3-х до 7-ми лет
Опубликовано: 6 ноября 2016 в 20:53
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Словотворчество в детской речи. На материале речи детей от 3-х до 7-ми лет» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Старикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД