Ирина Касьяненко
«Нетрадиционные методы работы с детьми по развитию речи на материале познавательно-лексической темы «Насекомые».
▼ Скачать + Заказать документы
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1. Минута релоксации.
- Добрый день! Отгадайте загадку:
Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится.
Что это? (улыбка)
- Подарим, друг другу улыбки и продолжим занятие.
: Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы.
Публикация «„Нетрадиционные методы работы с детьми по развитию речи на материале познавательно-лексической темы „Насекомые“,» размещена в разделах
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох по три раза)
Подарите улыбки нашим гостям.
2. Введение в тему.
Воспитатель:
Злые ветры налетают,
И метели заметают,
И трескучий мороз
Заморозил нас до слёз.
Мы по лету заскучали.
На полянку мы позвали
Наших летних всех знакомых
Самых разных (насекомых)
Фея к нам пришла лесная.
Чтоб проверить, как мы знаем
Внешний вид их и повадки,
Загадает нам загадки.
Лесная фея:
Кто меня не знает,
Фея я зовусь лесная.
Все они мои друзья.
Воспитатель: Фея, а что у тебя в руках?
Загадки
С ветки – на тропинку,
с травки – на былинку
Прыгает пружинка,
зелёная спинка.
(Кузнечик)
Ребё нок: Кузнечики зеленого цвета. У кузнечиков стройное тело, длинные усики и мощные ноги. С помощью крыльев кузнечики «поют». Они трут одно крыло о другое и слышится стрекотание. Кузнечики прыгают, с силой отталкиваясь длинными задними ногами и раскрывая крылья, которые служат парашютом. Когда хищник схватывает кузнечика за задние лапки. те отламываются. Что позволяет кузнечику уйти от врага.
Воспитатель: Лесная фея, а про кузнечика мы знаем песенку. (Дети исполняют песню «В траве сидел кузнечик») с движениями.
На ромашку у ворот
Приземлился вертолёт,
Серебристые глаза,
Кто же это? … (Стрекоза)
Ребё нок: Это – стрекоза. Стрекоз очень много. Они всё разные. Стрекоза -живой вертолёт. Они могу висеть в воздухе, питаются насекомыми, которых ловят налету. Очень боятся холода. Яички откладывают в воду.
Не зверь, не птица,
Нос как спица,
Летит – кричит,
Сядет – молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь прольёт.
(Комар)
Ребё нок: Это – комар. Комары любят тепло и сырость. Откладывают личинки в воду и их становится много. На зиму засыпают. Много врагов у комаров – это жабы, птицы.
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней,
А на ней кружочки,
Чёрненькие точки.
(Божья коровка)
Ребё нок: Это – божья коровка. Ее назвали так потому, что у них на ножках выделяется молочко. Питаются божьи коровки тлёй. На зиму засыпают. Яйца откладывают на листья.
Погляди на молодцов: веселы и бойки.
Волокут со всех концов материал для стройки.
Без работы, хоть убей, жить не может (муравей)
Ребё нок: Это– муравей. Они дружные насекомые. Муравьи плохо видят, но с помощью усиков, ощупывают все, что встречается на пути. Живут они в муравейнике. Питаются травинками, мёртвыми насекомыми. У каждого муравья свои обязанности. Одни ухаживают за потомством -это няньки. Другие чистят помещения – это уборщицы. Третьи строители – они возводят стены и крыши. А муравьи, которые добывают корм и строительные материалы называются фуражирами.
•
Она ярка, красива, изящна, легкокрыла
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
(бабочка)
Ребё нок: Это– бабочка. В Древнем Риме люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. Ведь бабочка похожа на прелестный летающий цветок. У всех бабочек две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. У этих насекомых короткие усики и большие глаза. Хоботок бабочки ее рот.
Не птица, а с крыльями.
Над цветами порхает
Медок собирает. (пчела)
Ребё нок: Это – пчела. У пчелы есть голова. Грудь, брюшко, ножки. Тело пчелы покрыто волосками черного и желтого цвета. С их помощью она переносит пыльцу с цветка на цветок. Пчелиные крылышки полупрозрачные. У пчелки большие глаза, которыми она различает окраску цветов.
3. Просмотр слайдов «Насекомые»
4. Дидактическая игра «Весёлые пчёлки».
На полу лежат два больших цветка: синий и красный. Ведущий спрашивает детей, что они знают о гласных и согласных звуках и раздаёт детям буквы. «Пчёлки» с гласными звуками должны прилететь на красный цветок, а с согласными – на синий. Перед тем, как полететь, они поют потешку (югославская народная) :
Пчёлка, пчёлка,
Золотая холка,
Полети на лужок,
Принеси мне медок!
Каждый должен объяснить, почему он прилетел на этот цветок и назвать свою букву.
5. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
6. Дидактическая игра «Собери насекомое».
Воспитатель: Насекомые попали в беду и нам надо помочь.
мы с вами должны собрать картинки, на которых нарисованы насекомые, и назвать их. Названия насекомых мы должны разделить на слоги. И ещё вы мне скажете, на какой звук начинается название собранного насекомого и на какой звук оно заканчивается.
Дети садятся за стол и собирают разрезные картинки с изображением насекомых : бабочки, стрекозы, кузнечика и жука. Называют получившихся насекомых. Выполняют слоговой и звуковой анализ названий насекомых.
7. Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи» (с музыкальным сопровождением)
От друзей муравьишка отстал, прижимаем ладони к щекам, качаем головой.
Ой-ой-ой!
Опоздал он и очень устал,
Ай-ай-ай!
В муравейник скорей побежал, бег на месте.
Топ-топ-топ!
Но друзей он своих не догнал, прижимаем ладони к щекам, качаем головой.
Ой-ой-ой!
Ну а солнце за лес уж зашло, присели.
Ох-ох-ох!
Стало страшно и очень темно, обхватили себя руками.
Ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли, берёмся за руки,раскачиваем их вверх – вниз.
Да-да-да!
Муравьишку домой принесли,
Да-да-да!
8. Дидактическая игра «Описание насекомого по картине- схеме».
Воспитатель: Давайте посмотрим на картинку. По этой картине схеме вам надо будет описать выбранное насекомое.
9. Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».
: А сейчас мы вам покажем басню Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей».(Двое детей показывают инсценировку басни).
Воспитатель:Дети, а почему муравей не захотел принять к себе на зиму стрекозу? (Потому, что она ленивая.)
10. Продуктивная деятельность. Помощь Стрекозе.
11. Итог занятия.
Воспитатель :Молодцы. Много вы знаете о насекомых. Но к ним нужно бережно относится. Какие правила по отношению к насекомым вы знаете (дети перечисляют правила)
А Никита прочтет стихотворение – совет.
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки.
Природа мать им жизнь дала
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой
И одинокий и пустой!
Воспитатель.
Мы и пели, и играли,
Насекомых собирали,
Всех мы этим увлекли,
И цветочки расцвели!
Вам они подарят, детки,
Очень вкусные конфетки!
Пока дети делали поделки, на цветах появились «тычинки» из чупа-чупсов. Угощение детей.
Стрекоза и муравей
На первом плане слева высокий муравейник, справа высокая трава и цветы. На втором плане цветущий луг.
Рассказчик
На лугу меж двух полей
Под раскидистым осотом
В муравейнике высоком
Жил трудяга-муравей.
Из-за травы выходит Муравей, волоча толстую гусеницу, и медленно движется к муравейнику.
Муравей
То тяну а то толкаю
Но ведь толстая какая!
Над Муравьем несколько раз пролетают играющие смеющиеся стрекозы.
Муравей
Что-то больно тяжела!
Муравей останавливается передохнуть посреди сцены. Тут же рядом садится Стрекоза.
Стрекоза (легкомысленно)
Брось ее и все дела!
Стрекоза срывает листок и накрывает им голову Муравья.
Стрекоза
Ты, я вижу, притомился.
На вот, от жары надень!
Чем возиться целый день,
Лучше б с нами веселился!
Муравей
А работа?
Стрекоза (беззаботно)
Подождет!
Муравей (осуждающе)
Нет, так дело не пойдет!
Кто зимой быть сытым хочет,
Тот о том с весны хлопочет.
Муравей снова берет свою гусеницу и тащит в муравейник. Мимо пролетает стайка хихикающих стрекоз. Стрекоза улетает вместе с ними.
Рассказчик
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Раздается вой ветра. Рассказчик меняет летние декорации на зимние.
Рассказчик
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она.
Стрекоза, закутавшись в сухой листок, медленно бредет к муравейнику и стучится. Выглядывает Муравей.
Стрекоза (жалобно)
Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
Муравей
Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Стрекоза (восторженно)
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
Муравей (осуждающе)
А, так ты
Стрекоза
Я без души
Лето целое все пела.
Муравей
Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
Муравей захлопывает перед Стрекозой дверь. Стрекоза понурившись бредет прочь.