Майя Музланова
Словесные игры в коррекционной работе
▼ Скачать + Заказать документы
Словесные игры в коррекционной работе
Развитие речи ребенка-это один из самых важных вопросов в развитии ребенка. Принято считать, что развитие речи-это показатель умственного развития ребенка. Но бывает и так, что развитие речи ребенка запаздывает. В таких случаях нужны коррекционные занятия., которые способствуют не только исправлению речевых нарушений, но и повышению самооценки дошкольников, сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, развитию у детей эмпатии, творческих способностей, воображения, само- и взаимооценки, наблюдательности, воспитанию основ нравственности.
Публикация «Словесные игры в коррекционной работе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Словесные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Предпосылкой к успеху коррекционной деятельности является создание благоприятных условий для работы по формированию правильной речи: необходимо вызвать интерес у детей,а для этого лучше всего использовать игру, рисование, художественное слово и другие средства, побуждающие познавательную активность ребенка, позволяющие избежать быстрого утомления.
Игра выступает как деятельность, в которой формируются предпосылки к переходу умственных действий на новый, более высокий этап-умственных действий с опорой на речь. Также стоит отметить, что в федеральных государственных требованиях к образовательным программам игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития.
В процессе игр со звучащим словом развивается языковая личность ребенка, такие базисные характеристики, как эмоциональность, общительность, самостоятельность,инициативность, свобода речевого поведения. Этому способствует обогащение коммуникативно-деятельностного опыта детей, что осуществляется в процессе игр со звучащим словом, творческого характера заданий,атмосферы игры, не формального характера общения, поощрения инициативных высказываний.
Возраст 4-5 лет- переломный в речевом развитии детей. Это возраст почемучек, словотворцев, возраст, когда складывается диалогическое общение со сверстниками (от коллективного монолога,когда дети говорят каждый о своем, к речевому взаимодействию,, умению слышать партнера и отвечать на его высказывания).
Дети этого возраста активно экспериментируют со словом, играют звуками, рифмами, смыслами, учатся произносить слова, выделяя отдельные звуки, слышать их в слове, группе слов. Упражняются в произношении слов с заданным звуком в чистоговорках. Развивают интонационную выразительность речи в задании ответить на вопрос выделенным словом.
Звуковая сторона речи осваивается в тесно связи с формированием грамматического строя
.Дети образуют формы существительных мн. Числа, наименования детенышей животных, глаголыот звукоподражательных слов. Строят предложения разной грамматической структуры, сочиняя небылицы, аргументируя ответы при отгадывании загадок. Учатся правильно употреблять предлоги с пространственным значением в игре «Тепло-холод но». У детей развивается текстовая деятельность в играх: «Угадай по описанию», «Придумай загадку», играх драматизациях, при инсценировке потешек.
Активизация ориентировочной деятельности в сфере звучащей речи содействует налаживание эмоционального общения детей, игрового взаимодействия, физических контактов. Этому служат приемы организации парного взаимодействия при отыскивании в группе предметов, Передаче мяча, игрушек, чистоговорок и сообщений по кругу. Особое значение имеет организация соревнования детей командами при чтении скороговорок, чистоговорок,отгадывании загадок.
Старший дошкольный возраст- это время когда общение со сверстниками начинает занимать важное место в жизни детей, становится предпочтительным. Дети много времени и чувств отдают играм с друзьями, игровому и речевому взаимодействию со сверстниками. Они превращаются в компетентных партнеров по общению, общение становится не только ситуативным но и «теоретическим». Детиобсуждают не только то, что происходит здесь и сейчас, но и события своей жизни дома, свой личный опыт.
Используется принцип парного взаимодействия, дети отыскивают предметы, в названии которых слышатся близкие по артикуляции и звучанию звуки. Парами играют в игру» Угадай на ощупь» : один ребенок ощупывает предмет, а другой задает ему вопросы: На что это похоже? Зачем он нужен? Какой звук слышится в названии?» При рассматривании картинок переговариваются соседями, передавая картинку по цепочке слева на право. В игре «Телефон» передают по цепочке смешные сообщения. Командами читают скороговорки с разной интонацией-одна команда с вопросительной, другая с утвердительной. Парами придумывают рассказы по игрушке, потешки по аналогии, отгадывают предметы по вопросам.
Усвоение произносительной стороны речи и развитие текстовой деятельности происходят во взаимосвязи. Дети придумывают загадки о предметах,в названиях которых есть заданные звуки. Придумывают шутки сообщения, «хохотальные путаницы, страшилки. В играх-драматизациях дети учатся парному взаимодействию и умению передавать текст литературного произведения своими словами.
В личностном развитии заметны изменения. У детей ярко проявляются критическое отношение к речи, стремление говорить правильно. Возрастают творческие возможности. Дети охотно сочиняют потешки, прибаутки,загадки, перевертыши. Здесь они начинают чувствовать себя свободно, меньше нуждаются в помощи взрослого.
У детей появляется умение произвольно регулировать свое речевое поведение: не говорить всем вместе, слышать товарища, задавать ему вопросы, слушать ответы, отвечать на вопросы и высказывания сверстников.
Седьмой год жизни дошкольника-важная ступень детства напороге школы. Характеризуется такими достижениями в речевом развитии, как становление текстовой деятельности, диалогического общения со сверстниками., произвольности речи, ее грамматической и фонетической правильности. Развиваются элементарное осознание языковой действительности, представление о словесном составе предложения, звуковом и слоговом строении слова. Дети получают знания о гласных и согласных звуках, согласных мягких и твердых,глухих и звонких. Развитие мета языковой функции речи способствуют становлению ее произвольности и готовит ребенка к освоению чтения и письма.
Яркая особенность шестилеток-развитие соревновательного мотива, Игровой деятельности, общения со сверстниками. Поэтому словесные игры включают широкий спектр задач: это и развитие фонематического восприятия, и произносительной стороны речи, и ознакомление с многозначностью слов, и развитие структуры предложения, текстовой активности. Игры –занятия имеют не учебную мотивацию, создают положительный настрой.
К концу старшего дошкольного возраста формируется психологическая личностная готовность к школе, положительное отношение к совместной речевой деятельности, появляется уверенность в своих силах. Формируется произвольность речевого поведения. Дети учатся сдерживать свои импульсивные порывы, появляется умение выслушать сверстника, отвечать тогда, когда его спрашивают, соблюдать очередность речевых высказываний.
Знания, полученные в процессе игр-занятий со звучащим словом,составляют важный багаж специальной подготовки к школе. Произвольность речи, элементарное осознание языковой действительности позволят первокласснику успешно справляться с программой школы.
Составила учитель-логопед Музланова Майя Владимировна