Венера Ниязбаева
Словесные игры для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, результативнее всего обучение и развитие детей происходит в игре. Используя в своей педагогической деятельности словесные игры, необходимо помнить, что они успешно могут использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания сторон личности дошкольника.
Публикация «Словесные игры для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Детские словесные игры способствуют развитию у детей речи, внимания, памяти, воображения, мышления, обогащению словарного запаса. Поиграть с малышом в детские словесные игры можно где угодно : дома, на прогулке, в транспорте, в поликлинике, по дороге в детский сад. Словесные игры необходимо использовать как часть занятия по развитию речи. Можно включать их в викторины, а также, как элемент развлечения, в детские праздники. Предлагаю вашему вниманию несколько интересных словесных игр, которые подойдут для игр с детьми младшего дошкольного возраста.
Как вас зовут?
Дидактическая задача: упражнять слуховой анализатор, воспитывать внимание, память, дружеские отношения, культуру поведения.
Игровые правила: правильно и отчетливо называть свое имя. Задавать вопрос, глядя в глаза собеседнику.
Игровое действие: диалог детей с гостями.
Дидактический материал: мягкие игрушки по количеству детей.
Ход игры
Дети сидят полукругом. Входят поочередно гости, дети с ними здороваются и знакомятся.
- Здравствуйте! Меня зовут Саша. А как зовут вас?
- Здравствуйте! Очень приятно. Меня зовут кот Мурлыка! и т. д.
Как зовут моего друга?
Дидактическая задача: упражнять детей в отчетливом назывании своего имени, развивать речь, внимание.
Игровые правила: правильно и отчетливо называть свое имя.
Игровое действие: диалог детей с гостями.
Дидактический материал: кукла Карандаш, кот Мурлыка, кукла Незнайка.
Ход игры
Дети сидят полукругом. Поочередно входят друзья: кот Мурлыка, кукла Карандаш, кукла Незнайка. Они здороваются с детьми и предлагают познакомиться.
Поочередно передаются из рук в руки кукла Карандаш, кукла Незнайка и кот Мурлыка, Дети называют свое имя и узнают имя друга. При этом воспитатель напоминает, что говорить надо ласково, улыбаясь, и смотреть в глаза друг другу.
Кто прислал письмо?
Дидактическая задача: активизация речи дошкольника, развитие мелкой моторики. Воспитывать культуру поведения и взаимопомощь.
Игровые правила: высказывать свои суждения, не перебивая друг друга. Соблюдать очередность. Действовать только по сигналу воспитателя.
Игровое действие: поиск нужных частей, складывание целой картины.
Дидактический материал: конверт с разрезной картиной, на которой изображен Незнайка.
Ход игры
Раздается стук в дверь и входит почтальон.
- Вам письмо… (передает письмо воспитателю, и он читает)
«Дорогие дети! Я очень вас прошу, помогите мне. Я пошел в лес один и попал в беду!»
- Ребята кто же мог прислать нам это письмо?
- Кто оказался в беде?
- Кому нужна наша помощь? (ответы детей обсуждаются)
Воспитатель достает из конверта разрезные детали.
- Ребята, давайте соберем эти детали. Может быть, тогда мы узнаем, кто ждет нашу помощь? Дети начинают собирать картинку и узнают Незнайку.
Узнай, кто на фотографии?
Дидактическая задача: упражнять детей в назывании людей ближнего окружения. Называть взрослых людей по имени и отчеству.
Игровые правила: правильно и отчетливо называть имя и отчество воспитателей, помощника воспитателя, родителей. Начинать свой рассказ только после сигнала воспитателя.
Игровое действие: диалог воспитателя с детьми. Рассматривание групповых фотографий
Дидактический материал: групповые фотографии праздников с участием детей, воспитателей и родителей.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии и узнать кто на них изображен.
- Кого ты узнал на этой фотографии? (Андрюшу)
- Андрюша твой друг? (Андрюша мой друг)
- А Настя кого узнала на фотографии? (Анну Сергеевну. Она наша воспитательница) и т. д.
Узнай свою маму
Дидактическая задача: развивать слуховой анализатор и речь. Воспитывать внимание, память, дружеские отношения.
Игровые правила: находить фотографию только своей мамы.
Игровое действие: поиск нужной фотографии
Дидактический материал: фотографии мам воспитанников
Ход игры
На столе лежат фотографии мам. Дети выбирают фотографию своей мамы.
- Дети, посмотрите на фотографию и расскажите все о своей маме.
- Как ее зовут? Где она работает, что она делает на работе?
Дети поочередно рассказывают о профессии мамы.
- Мою маму зовут Светлана Викторовна. Она работает врачом. Моя мама лечит людей, чтобы они всегда были здоровыми.
- Мою маму зовут Анна Петровна. Она работает на почте. Моя мама разносит людям газеты и письма.
Мой любимый папа
Дидактическая задача: упражнять детей в составлении маленьких описательных рассказов о своем папе. Развивать память, наблюдательность, внимание.
Игровые правила: соблюдать очередность. Начинать со слов «Это мой любимый папа. Его зовут…»
Игровое действие: поиск нужной фотографии
Дидактический материал: фотографии пап воспитанников
Ход игры
Дети поочередно берут со стола воспитателя фотографии своих пап и составляют небольшой рассказ о нем.
- Это мой любимый папа. Его зовут Сергей Владимирович, Мы любим играть в футбол. Он сильный и хороший. Когда я вырасту, я буду таким же смелым и сильным. И т. д.
Поможем нашим мамам
Дидактическая задача: развивать речевую активность. Отрабатывать у дошкольников навык соотнесения действий с предметами и словами.
Игровые правила: дети начинают проводить с предметом действия и сопровождать их словами только по сигналу воспитателя.
Игровое действие: поиск понравившегося предмета. Действия с предметом и пояснение этих действий словами после сигнала воспитателя.
Дидактический материал: утюг, пылесос, стиральная машина, гладильная доска и т. д.
Ход игры
Дети поочередно выбирают предметы и проводят с ними действия:
- Что ты делаешь, Ваня?
- Я маме помогаю гладить рубашку.
- Что ты делаешь, Марина?
- Я маме помогаю стирать белье. И т. д.
Кто что оденет?
Дидактическая задача: развивать речевую активность детей. Упражнять детей в последовательности процесса одевания и одновременном объяснении своих действий. Закрепить названия осенней одежды.
Игровые правила: правильно называть последовательность надевания осенней одежды.
Игровое действие: имитация процесса одевания на прогулку.
Дидактический материал: кукла Катя.
Ход игры
Воспитатель сообщает детям, что кукла Катя хочет пойти на прогулку вместе с детьми, но она не умеет одеваться.
- Давайте покажем Кате, как надо одеваться? Что надевать сначала, а что потом?
Дети имитируют движения последовательности надевания одежды и поясняют свои действия словами : «Сначала наденем штанишки и сапоги. Затем наденем кофту и шапку. После этого надо надеть пальто или куртку и завязать шарф».
Помогите найти маму
Дидактическая задача: упражнять детей в полных ответах на вопросы воспитателя. Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах. Выработать умение соотносить изображение детеныша с большим животным.
Игровое действие: поиск нужного животного. Полные ответы на вопросы воспитателя.
Дидактический материал: мягкие игрушки больших домашних животных и их детенышей по количеству детей.
Ход игры
Воспитатель раздает детям мягкие игрушки детенышей животных и задает вопрос:
-Андрюша, кто это? (котенок)
-Кто его мама? (мама кошка)
- кто это? (козочка)
-Кто ее мама? (коза)
- Света кто это? (поросенок)
-У поросенка кто мама? (мама свинка)
-Сережа кто это? (щенок…
- У щенка кто мама? (собака….
Кто как кричит?
Дидактическая задача: упражнять слуховой анализатор, воспитывать внимание, память, наблюдательность. Упражнять в правильном звукоподражании.
Игровое действие: узнавание животного и звукоподражание.
Дидактический материал: фигурки домашних животных и их детенышей.
Ход игры
Воспитатель показывает фигурку домашнего животного и его детеныша, а ребенок должен воспроизвести соответствующее звукоподражание голосу животного.
У кого какая шубка?
Дидактическая задача: формировать связную речь, активизировать словарь словами : пушистая, мягкая, гладкая. Закреплять знания детей о животных. Закреплять знания детей о цвете и свойствах ткани и меха.
Игровые правила: выбирать понравившуюся игрушку для ее описания.
Игровое действие: поиск на столе игрушки. Составление описательного рассказа с помощью воспитателя.
Дидактический материал: лиса, заяц, кошка, белка (мягкие игрушки) и т. д.
Ход игры
Дети сидят за столом, на котором стоят мягкие игрушки по количеству больше, чем детей, куклы одетые в шубки. Дети поочередно берут со стола понравившуюся игрушку и отвечают на вопросы педагога:
- Кто тебе понравился? Кого ты выбрал? Кто это?
- Какая у зайчика шубка? (белая, пушистая, мягкая)
- У куклы Кати какая шубка? (красная, мягкая, пушистая)