лариса шикова
«Народные игры для детей младшего дошкольного возраста» (консультация для воспитателей)
▼ Скачать + Заказать документы
Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.
Одним из таких средств воспитания является народная игра. В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Актуальность народных игр для нас - педагогов состоит в том, что, они интегральны, многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные образовательно - воспитательные системы. Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.
Публикация «„Народные игры для детей младшего дошкольного возраста“ (консультация для воспитателей)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий, много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Народная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре.
Цель народных игр :
*Формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны.
*Создание эмоциональной положительной основы для развития патриотических чувств.
Задачи, которые решаются с помощью народных игр :
* Обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей.
*Формировать умения действовать в коллективе.
* Учить ориентироваться в пространстве.
* Формировать умения выполнять действия в соответствии с правилами и текстом игры.
*Воспитывать активность исамостоятельность.
Дети младшего дошкольного возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью. Для нас, педагогов важной задачей является успешная адаптация ребенка в детском саду. В соответствии с ней игровые занятия с детками направлены на развитие коммуникативных качеств: умения общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, исполнять песенки, обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения. С самого начала работы с вновь пришедшими детками большое значение придавалось использованию малых форм устного народного творчества :- потешек, русских народных песенок, хороводных и народных подвижных игр. К детям приходили различные персонажи из сказок, потешек, которые играли с ними в игры- «Петя–петушок», «Наши уточки с утра кря - кря – кря….», хороводные – «Заинька», «Карусель», игры-забавы. Выполнялись упражнения по подражанию, благодаря которым, детки овладевали способами действия с предметами, речью, осваивали правила поведения. И если вначале, большинство деток не умело общаться, речь была слабо развита, двигательная активность низкая, то уже через некоторое время мы могли отметить положительную динамику в развитии коммуникативных навыков, пополнении и активизации словарного запаса, развитии мелкой и общей моторики, двигательной активности.
В нашей группе – наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования еще не доступны малышам. Вместе с тем в работе с детьми широко применяем игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.
Малыши приучаются к согласованным коллективным действиям в определенных условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами.
Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада. Однако в младшем дошкольном возрасте особенно популярны.
Игры проводятся под непосредственным руководством взрослого, что создает благоприятные условия для педагогического воздействия на детей.
Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Лиса и зайчики», «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Совушка», и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребёнка, развитию его мышления и самостоятельности действий.
Первыми бессюжетными играми для детей 2-3 лет являются такие игры, как «Догоните меня», «Догоню». В них предлагается детям задание двигаться в одном направлении за воспитателем или от него в заранее намеченное место – «домик», где педагог не должен их ловить. Каждый ребенок, выполняя задание самостоятельно, в то же время действует совместно с другими детьми. Постепенно игры усложняются.
В таких играх воспитатель является активным участником.
Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них.
В работе с малышами спользуются и игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», и др.).
Педагогический эффект народной подвижной игры во многом зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче. В зависимости от того, какие навыки и умения воспитатель стремится развивать у детей в данный момент, он выбирает игры, помогающие развитию именно этих навыков.
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Мы считаем, что использование народныхигр с детьми позволяет нам донести до них, самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к народной культуре, к её традициям, поэтому в своей дальнейшей работе мы будем использовать народные игры как неоспоримый игровой фольклор, являющийся универсальным средством гармоничного развития и эмоционального взаимодействия ребёнка и взрослого.