Светлана Ларкина
Игры, развивающие речь детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, необходимо учитывать особенности развития речи детей этого возраста,шаги становления речевой деятельности (вслушивание, сопоставление звуков, подражание, активные действия со словами).
Для того чтобы развивалась речь детей, становилось понятной для окружающих, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, учить его слушать речь, различать звуки, правильно воспроизводить их в слове.
Публикация «Игры, развивающие речь детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Развитие происходит в активных действиях. А что может быть активней игры! Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение. Опираясь на слух, малыши стремятся приблизить, «подогнать» свое произношение к произношению окружающих.
В своей работе я использую разные виды игр развивающих речь детей, литература и фольклор помогают в создании игровых сюжетов, пальчиковая гимнастика, игры, развивающие мелкую моторику, также способствуют развитию речи.
Активная речь детей развивается в процессе общения в различных видах деятельности. Но именно игровая деятельность является наиболее эффективным средством развития речи детей младшего дошкольного возраста. Приведу примеры некоторых игр, способствующих развитию речи.
Игры с использованием предметов, игрушек, картинок.
«Найди картинку»
Цель: Способствовать усвоению существительного с обобщающим знанием - игрушки, развивать умение сопоставлять предмет с изображением на картинке.
Оборудование: Игрушки, картинки с изображением игрушек.
Описание: Воспитатель раскладывает на столе игрушки и картинки с их изображением. Он предлагает каждому ребёнку взять какую-либо игрушку, назвать её, а затем найти картинку с её изображением. Можно использовать зачин: «На игрушку посмотри и картинку подбери».
«Мы с игрушками играем»
Цель: Учить детей слушать задания воспитателя и выполнять их. Расширять словарный запас глаголами, расширять пространственное восприятие.
Оборудование: Игрушки
Описание: Педагог раздает детям игрушки и читает стихотворение, сопровождая его соответствующими действиями. Малыши повторяют движения воспитателя.
Мы с игрушками играем,
Мы их вверх поднимаем,
Мы их вниз отпускаем,
Мы их вверх поднимаем,
Мы их вниз отпускаем.
Мы идем, идем, идем
И в корзинку их кладем.
Игры, развивающие пространственное восприятие.
«Прокатим зверюшек»
Цель: Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Развивать пространственное восприятие. Учиться сопровождать игру речью.
Оборудование: Игрушки: машина, медведь, обезьяна, заяц и другие звери.
Описание: Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришли зверюшки, которые ни разу не катались на машине. Он предлагает ребятам прокатить их. Дети сажают зверей в машину, а воспитатель произносит стихотворение, одновременно совершая описываемые в нем действия. Педагог проговаривает текст несколько раз, побуждая детей к его повторению и заучиванию.
Мы машину прикатили
И зверюшек посадили.
Мы поехали вперёд,
Мы поехали назад.
Мы поехали вперёд,
Мы поехали назад,
Вот так, вот так,
Вот так, вот так.
Повернули вдруг
И объехали круг.
Педагог указывает на какую-либо игрушку и спрашивает, кто едет в машине. Дети отвечают: «В машине едет мишка (зайка, обезьянка)»
«Где предметы?»
Цель: Закреплять знание детей по теме «Предметы труда». Ввести в пассивный, а по возможности в активный словарь наречия высоко, низко, далеко, близко. Учить детей заучивать четверостишие; сопровождать игру речью. Развивать пространственное восприятие.
Оборудование: Предметы труда, шкаф с полочками.
Описание: Воспитатель раскладывает предметы в соответствии с содержанием четверостишия: карандаш кладет на верхнюю полку, кисточку - на нижнюю, линейку на стол, лопату ставит в угол. Педагог проговаривает текст, жестом указывая на каждый предмет. Затем дети повторяют четверостишие несколько раз вместе с воспитателем.
Карандаш высоко,
Кисточка низко,
Лопата далеко,
А линейка близко.