Наталия Козлова
Слоговая структура слова
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов.
Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков).
Публикация «Слоговая структура слова» размещена в разделах
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Логопедическая работа по коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.
Выделяют два этапа работы по формированию слоговой структуры слова :
1) Подготовительный этап-развитие чувства ритма, стимулирование восприятия ритмической структуры слова.
Рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, маракаса, металлофона, простые танцевальные упражнения.
Упражнение на развитие координации рук: выполнение движений поочередно правой и левой руками, а затем одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.).
2) Коррекционный этап- воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.
Данный этап проходит в следующем порядке:
- уточнения артикуляции сохранных звуков;
- проговаривание слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:
Гласный + гласный: (ау, уа, иа)
Согласный + гласный: (ба-ба-ба)
Гласный + согласный: (ам-ам-ам, ох-ох-ух)
Гласный + согласный + гласный: (апа-апа-апа)
Согласный + согласный + гласный: (ква-ква-ква)
Гласный + согласный + согласный: (афт-афт-афт)
Гласный + согласный + согласный + гласный: (адна-адна-адна)
- проговаривание слов за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.
Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по Марковой А. К.) :
1 тип. Двухсложные слова из открытых слогов (муха, вода).
2 тип. Трехсложные слова из открытых слогов (машина, малина).
3 тип. Односложные слова (кот, мак).
4 тип. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, хомяк).
5 тип. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (утка, банка).
6 тип. Двухсложные слова из закрытых слогов (магнит, кувшин).
7 тип. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8 тип. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, подушка).
9 тип. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус, пистолет).
10 тип. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (квартира, футболист).
11 тип. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, хлеб).
12 тип. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лист, бант).
13 тип. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, кнопка).
14 тип. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, Буратино).
В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком.
Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.
Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.