Мария Леонова
Слепые и слабовидящие дети: особенности адаптации к средней школе
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности адаптации слепых и слабовидящих детей к 5 классу.
Леонова Мария Никитична
педагог-психолог, ГБОУ Школа-интернат №1 им. К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербург.
Переход из начальной школы в среднюю для любого школьника является кризисным моментом, влекущим за собой значительные перемены в привычном жизненном укладе ребенка. Появляются новые предметы, следовательно, возрастает количество домашних заданий; меняется классный руководитель, появляются новые педагоги (каждый со своим характером и требованиями к учащимся) и к каждому из этих факторов необходимо привыкнуть, адаптироваться. Это непростой период для учащегося и всей его семьи, ведь изменение школьного режима влияет и на жизненный распорядок ребенка вне школы, на его психологическое состояние, а значит и на атмосферу в семье.
Публикация «Слепые и слабовидящие дети: особенности адаптации к средней школе» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Слепые и слабовидящие дети. Материалы для занятий
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Помимо перечисленных школьных изменений, к пятому классу у детей начинается переход от младшего школьного к младшему подростковому возрасту. Постепенно ребенок приобретает чувство взрослости, самостоятельности, учится открыто отстаивать свою позицию. Часто в этот период он стремится обрести и осознать себя как личность, одновременно сепарируясь от родителей и других взрослых, имеющих на него влияние. Нередко это приводит к конфликтам с родными. Возникает потребность в проявлении себя, и ярко выраженное стремление быть принятым в среде сверстников. Это непростой, но важный и интересный период получения нового опыта построения отношений с окружающими, дистанцирования от семьи и сближения со сверстниками. Первичными ценностями становятся дружба, верность товарищам. Значимость учебной деятельности снижается, зачастую ведущим мотивом посещения школы в этот период является общение, а не учеба. В связи с этим, при переходе в среднюю школу у учащихся часто снижается успеваемость, что, несмотря на снижение значимости учебы, является стрессом.
В пятом классе ребенок еще нуждается в контроле учебной деятельности, выполнении домашних заданий, в поощрении успехов и поддержке при решении школьных трудностей. Но так же важно с пониманием отнестись к возникшей потребности проводить больше времени в общении с друзьями, к появлению секретов от родителей. Понимание и поддержка помогут сохранить доверительные отношения, в то время как завышенные ожидания и перегрузка ответственностью вынудят ребенка много сил потратить на то, чтобы соответствовать ожиданиям и скрывать свои проблемы от родителя. А ведь адаптация к средней школе и так требует от него больших усилий.
Зачастую встречаются две крайности в детско-родительских отношениях:
1. Родители контролируют каждый шаг ребенка, не оставляя ему личного пространства, и лишают его возможности самостоятельно решать возникающие трудности.
2. Родители не проявляют интереса к жизни ребенка, считая, что он в состоянии контролировать учебный процесс, а в случае проблем в школе сам придет за помощью.
И тот и другой подход чреваты дисгармоничным формированием личности и зарождением внутриличностных проблем. В первом случае ответственность за свои действия не формируется, ведь ребенок сам ничего не решает и не испытывает нужды задумываться о последствиях. Во втором напротив, груз ответственности чрезмерен.
Слепые дети и дети с остаточным зрением помимо перечисленных трудностей адаптации к средней школе сталкиваются с дополнительной нагрузкой по пространственной ориентировке. Обучаясь в начальной школе, они большую часть времени находятся в классе или около него, исключая уроки физкультуры. С переходом в пятый класс они более подробно осваивают новые места и маршруты в пространстве школы, узнают и запоминают новых педагогов по голосам.
Нередко с переходом в среднюю школу меняется состав класса: появляются новые ученики, кто-то переходит на школьную программу с надомного обучения, а кто-то, напротив, уходит. Для незрячих детей перемены в привычном коллективе так же являются дополнительным стрессовым фактором, требующим адаптации.
Для детей, перешедших в среднюю школу с надомного обучения в класс, нагрузка увеличивается многократно. Изменения режима, увеличение учебной нагрузки, изменение привычной обстановки, появление новых учителей, а также необходимость в активном передвижении по кабинетам значимо влияют на эмоциональное и на физическое состояние ребенка. Такие дети особенно нуждаются в поддержке педагогов и родителей.
Чтобы оценить уровень адаптации детей к средней школе, рекомендовано в конце первой четверти пятого класса проводить анкетирование всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов. В анкете затрагиваются темы успеваемости, самооценки, учебной мотивации, эмоционального состояния, планирования будущего, жизненные приоритеты детей, пожелания родителей и многие другие. Такое анкетирование позволяет составить наиболее полную картину об имеющихся трудностях, выявить учащихся, нуждающихся в психологической помощи и получить обратную связь от родителей. После этого проводится родительское собрание по вопросам адаптации детей, и даются необходимые рекомендации родителям.
Чаще всего полученные данные показывают наличие трудностей в адаптации по итогам первой четверти практически у всех незрячих учащихся и примерно у половины слабовидящих. Наиболее частыми эмоциями, испытываемыми в школе, дети называют усталость, скуку, тревогу за будущее, беспокойство, обиду. Наряду с этим, они также часто испытывают радость и спокойствие, и обычно идут в школу, испытывая спокойствие. Учебная мотивация сформирована не в достаточной мере, дети считают, что успешность учебы зависит от везения. В адаптационной период дети часто становятся более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У многих из них снижается работоспособность, проявляется забывчивость, неорганизованность, иногда нарушается сон, аппетит, может снизиться устойчивость к различным заболеваниям. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников. Как правило, они исчезают через 2-4 недели, но бывает, что на адаптацию уходит 2-3 месяца или больше, в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося.
Важной особенностью слепых учащихся является отсутствие представления о жизненных перспективах, невозможность найти себе место в будущей жизни вызывает у детей страх и тревогу за будущее, многие учащиеся говорят о том, что по окончании школы они не пойдут учиться или работать, а будут сидеть дома.
Большинство родителей учащихся считают, что трудности в адаптации касаются режима, увеличения учебной нагрузки, изменения в эмоциональном состоянии ребенка. При этом пожелания родителей по созданию более комфортной учебной жизни для ребенка отсутствуют.
Успешность адаптации ребенка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Для облегчения адаптационного периода с учащимися проводятся дополнительные групповые и индивидуальные коррекционные занятия, такие как развитие коммуникативной деятельности, социально-бытовая и пространственная ориентировка и другие. Всем участникам учебного процесса предоставляется психологическая помощь по мере необходимости.
Таким образом, единая задача психологов, педагогов и родителей – помочь ребенку в ситуации адаптации к основной школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.
Литература:
1. Статья «Возрастные особенности пятиклассников» https://infourok.ru/vozrastnie-psihologicheskie-osobennosti-pyatiklassnikov-535548.html