Кристина Мишухина
Талант и гениальность. Одарённые дети, особенности работы с одарёнными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ, ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ.
Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
В настоящее время проблемы раннего выявления и развития одарённых детей, разработки инновационных подходов к организации учебно-воспитательного процесса для данной категории являются одними из наиболее актуальных в современной отечественной и зарубежной педагогике. Они напрямую связаны с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, требующего активного формирования интеллектуальных ресурсов общества, и, следовательно, организации целенаправленного образования людей с ярко выраженными способностями в той или иной области знаний.
Публикация «Талант и гениальность, Одарённые дети, особенности работы с одарёнными детьми» размещена в разделах
Одарённость - одно из самых интересных явлений человеческой психики, по-прежнему во многом остающееся для нас загадочным. Специалисты называют одарённостью генетически обусловленный компонент способностей, в значительной мере определяющий темп и результат развития индивида. Внешнее окружение либо подавляет его, либо помогает (если это благоприятная окружающая среда и квалифицированное психолого-педагогическое руководство) природному дару ребёнка трансформироваться в выдающийся талант, а самому ребёнку стать успешной творческой личностью.
Одарённый дошкольник отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. В процессе подготовки детей к школе это можно использовать по-разному. Самый простой путь - попытаться дать такому ребёнку как можно больше знаний по программе начальной школы. Но, как показывают исследования, в большинстве случаев этот путь приведё т лишь к ускорению умственного развития: у малыша, в пятилетнем возрасте освоившего азы школьной премудрости, больше возможностей раньше поступить в школу и, соответственно, раньше её окончить, но не более того. Поэтому эффективным будет другой путь - не дать одарённости угаснуть, способствовать её дальнейшему максимальному развитию.
Одарённые дети 6-7 лет остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями, которые необходимо учитывать, избегая «взросления» детей, на которое может наталкивать педагога высокий уровень умственного развития его воспитанников. Необходимо отметить, что к одарённым дошкольникам (так же, как и к дошкольникам вообще) неприменимы школьные требования и приёмы обучения. Воспитательно-образовательная работа с одарёнными детьми имеет характерные сложности, в которых значительную роль играют опережающее развитие и нетрадиционный взгляд на мир.
Существует мнение, что одарённость всегда «глобальна», в силу чего дети с незаурядными умственными возможностями достигают высоких успехов в обучении, так как им вообще нравится учиться. Однако это явление не столь закономерно. Нередко наблюдается специфическая направленность познавательной мотивации одарённых детей : высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях знания, которые связаны с их ведущими способностями. При этом одарённыйребёнок может не только не проявлять интереса к другим областям знания, но и игнорировать «ненужные», с его точки зрения, предметные области, вступая из-за этого в конфликт со взрослыми. В этой связи особенно важно, чтобы работа с одарёнными детьми велась с учётом их существенных потребностей, специфических индивидуальных и типологических особенностей на разных возрастных этапах.
Ведущей деятельностью одарённых детей, также как и обычных, продолжает оставаться сюжетно-ролевая игра, неизменно вызывающая их интерес и эмоциональный отклик. Соответственно она остаётся и основной формой проведения развивающих занятий, на которых большая часть заданий даётся в игровой, максимально привлекательной для детей форме. Кроме того, в процессе образовательной деятельности следует использовать принципы максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; возрастания роли нерегламентированной деятельности; создания условий для совместной работы детей при минимальном участии педагога, а также принцип свободы выбора одарёнными детьми дополнительных образовательных услуг, помощи со стороны взрослых или сверстников.
Работа с одарёнными дошкольниками предполагает использование специальных методов и способов преподнесения заданий, различных педагогических технологий, позволяющих таким детям самостоятельно искать и находить ответы на интересующие их вопросы. Ведущими и основными являются методы творческого характера (проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные) в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, имеющие высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствующие уровню познавательной активности и интересов одарённых детей.
Основной акцент в образовательном процесс делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одарённому ребёнку предоставляется возможность свободно распоряжаться временем и пространством, не торопясь с выполнением задания и не перескакивая с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия в практической деятельности. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в сущность проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.
Традиционная педагогическая стратегия - от знаний к проблеме – не даёт возможности выработать умения и навыки самостоятельного научного поиска, поскольку для усвоения даются его готовые результаты. Следовательно, от педагога требуется не сообщать знания в готовом виде, а ставить перед детьми проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. При этом образовательный процесс строится вокруг ребёнка, вся работа организуется в малых группах. Роль взрослого сводится к наблюдению, поддержке - не более. Результатом проведения занятий с использованием проблемно-поисковой технологии становится не просто более качественное усвоение знаний, но также мощное развитие интеллекта, творческих способностей детей, так как она предполагает постоянную включенность в познавательную ситуацию и внутренний поиск, принципиально иную организацию мышления как активного процесса осмысления и переработки информации, приводящего к озарениям, находкам, собственным открытиям.
В максимальной степени развитию умственных способностей старших дошкольников способствуют действия по построению и использованию наглядных моделей, которые без специального вмешательства взрослых создаются детьми в разных видах деятельности: рисовании, аппликации, конструировании, в сюжетно-ролевой игре. Однако при этом дошкольники обычно не выделяют их соотношения с изображаемой действительностью, что уменьшает возможности развития умственных способностей. Если же наглядные модели становятся средством обучения, т. е. их построение и использование осуществляется детьми сознательно, под руководством взрослых и направлено на решение умственных задач, связанных с усвоением определенных знаний, - максимально реализуются потенциальные возможности развития способностей : от построения и использования реальных (графических, предметных, двигательных) моделей дети постепенно переходят к их построению и использованию «в уме». В результате средства обучения превращаются в средства собственного мышления: построения замыслов, планирования действий, решения различных умственных задач.
Положительных результатов в работе с одарёнными дошкольниками позволяет достичь использование проектной исследовательской деятельности, способствующей эффективной реализации особенностей их развития без ущерба для окружающих и образовательного процесса. В исследовательской деятельности развиваются оригинальность и самостоятельность мышления детей, формируется устойчивость интересов в какой-либо области, складываются детские коллективы «по интересам». При участии в проектной деятельности ребёнку необходима помощь и педагога, и родителей. При этом необходимо работать вместе с малышом, а не вместо него, навязывая линию поведения и ведя к запланированному результату.
Казалось бы, какие могут возникнуть трудности с детьми, которые более способны, чем другие? Тем не менее, проблема воспитания и обучения одаренных детей достаточно актуальна на сегодняшний день и определяется их личностными и психологическими характеристиками.
Выделяют следующие проблемы таких детей:
1) трудности в общении со сверстниками. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их одногруппники. Вследствие этого одаренный ребенок предпочитает играть один, избегает эмоциональных и социальных контактов с детьми.
2) отрицание социальных норм и общегрупповых правил. Одаренные дети, не стремятся «быть как все», отвергают стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
3) отсутствие интереса к занятиям в группе. Такое отношение часто появляется оттого, что программа, рассчитанная на среднестатистического ребенка, для «одаренных» слишком проста, скучна и неинтересна.
4) стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
5) погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Это может приводить к чрезмерной застенчивости, гипертрофированным страхам.
6) потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко испытывают повышенную потребность в общении и внимании взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Таким образом, с одной стороны талантливые или одаренные дети являются мощным ресурсом общественного развития, с другой – они испытывают серьезные социальные и психологические проблемы, которые не могут решить самостоятельно, а значит, нуждаются в помощи взрослых.
Тогда возникает следующий вопрос: как обеспечить индивидуальный подход к обучению и развитию одаренного ребенка в коллективе дошкольников, сохранив при этом общие принципы работы с детьми?
Ответ может быть только один. Необходимо создать такие условия, чтобы ребенку было легко и комфортно раскрывать собственный потенциал в социальной среде.
Этого возможно достичь, используя следующие методы работы с одаренными детьми :
1. Привлечение ребенка к проектной деятельности, которая подразумевает не только анализ возможностей, но и выбор способов решения задачи (например, сделать подставку для карандашей). При этом обязательным условием успешного выполнения является педагогическое сопровождение на каждом этапе работы.
2. Привлечение к исследовательской деятельности через решение опытно-экспериментальных задач решит проблему поддержания и развития познавательного интереса.
3. Обсуждение ежедневных обязанностей ребенка, которые он должен будет выполнять в группе (например, полив цветов или иной вид деятельности интересный для ребенка). Это позволит ему чувствовать собственную значимость, необходимость участия в жизни группы.
4. Привлечение к посещению кружков и секций дополнительного образования в интересующей сфере позволит в полной степени раскрыть потенциальные возможности ребенка.
5. Эмоциональная поддержка, словесное поощрение за успехи и нестандартное решение задач, позволят ребенку чувствовать более уверенно.
6. Привлечение к участию в городских, областных и возможно международных конкурсах позволит ребенку проявить себя.
7. Вовлечение ближайшего окружения (родителей, братьев, сестер, родственников) в сферу интересов ребенка, разъяснение особенностей взаимодействия с одаренными детьми сделает социальные контакты более продуктивными.
8. Мотивация на оказание помощи взрослым в работе с неуспевающим сверстниками, через расширение круга обязанностей.
9. Вовлечение в театрализованные игры, досуговые мероприятия, праздники, связанные с раскрытием творческих способностей.
10. Стимулирование и поддержание детской инициативы при решении образовательных задач
В дошкольный и школьный период развития ребенка необходимо бережное отношение к проявлению одаренности.
Заключение
Одаренные дети ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем.
Таким образом, при правильном подходе к одаренным детям, возможно, достигнуть более высоких результатов и «Каждый педагог должен помнить:
«Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, – реальны. Главное - верьте и действуйте с душой»