елена андрюшина
Психологические особенности адаптации младшего дошкольника к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Рождение ребёнка является первым значительным испытанием на выносливость в плане адаптации. У новорожденных уже имеются соответствующие механизмы адаптации.
Семья, как основная ячейка общества, является наиболее устойчивой общественной микро группой для ребёнка на протяжении всего периода его развития. Внутри семьи возникают первые социальные связи и коммуникации ребенка с обеспечивающими его жизнь взрослыми. Вначале это происходит на основе эмоциональных элементарных контактов при уходе и обслуживании. В семье ребенок активно усваивает и воспринимает образ жизни, общественные нормы, привычки и обычаи той общественной прослойки, к которой принадлежит его семья. Она вовлекает ребенка в его первую социальную деятельность, способствует выработке эмоциональных основ и направленности его детской личности, так же как накоплению опыта обыденной жизни.
Публикация «Психологические особенности адаптации младшего дошкольника к условиям ДОУ» размещена в разделах
Однако уже в периоде раннего детства у человека в результате активных взаимоотношений со средой развиваются усложняющие функциональные сдвиги в системе Высшей нервной деятельности. Накопление и переработка информации в мозге позволяют ребенку усваивать общественный опыт социальной среды через планомерные воспитательные воздействия и соответственно этому формировать свое поведение.
За последние годы возрос научный и практический интерес к развитию социальной адаптации в раннем детстве. Возникло много вопросов – каково нормальное течение периода адаптации. Степень проявления трудностей этого периода, индивидуальные различия в реакциях детей и причины этого различия. Возникающие в период адаптации заболевания, нарушения поведения и снижение темпа развития у ряда детей определяли необходимость разработать практические мероприятия по предупреждению или быстрому преодолению таких нарушений в состоянии здоровья и развития детей.
В современных условиях происходит в большее возрастание практического и теоретического значения проблемы социальной адаптации детей. Это связано, с одной стороны, с все расширяющейся сетью детских дошкольных учреждений. С другой стороны, актуальность проблемы адаптации объясняется существующей ещё высокой заболеваемостью детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение и находящихся в периоде адаптации к новым условиям окружающей среды. Поэтому необходим системный анализ накопительного опыта общественного воспитания детей с целью разрешения наиболее актуальных вопросов и определения возможностей обеспечения оптимальных условий для развития, воспитания и здоровья подрастающего поколения. В связи с этим в некоторых странах в течение ряда лет проводились исследования адаптации детей при поступлении в дошкольное учреждение или переходе из одного типа учреждения в другое.
Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение – обеспечивают ребенку планомерное и систематическое воспитание. Опытные воспитатели вводят ребенка в общество сверстников, побуждают его к самостоятельности и к овладению коллективными отношениями. Воспитание в семье и в детском саду дополняет друг друга; оба звена вместе, если имеются их гармоническая преемственность, могут наилучших образом обеспечивать всестороннее физическое, психологическое и социальное развитие ребенка и формирование первых черт поведения и общественных навыков.
Для всех детей, воспитывающихся в детских учреждениях, проблема социальной адаптации к условиям микро социальной сферы крайне актуальна. Проблема социальной адаптации при приеме детей в детские дошкольные учреждения приобретает значение для все большего числа детей. Повышение приспособительных возможностей ребенка, обогащение его социальных контактов очень существенны для формирования личности ребенка. Предотвращение тяжелых нарушений и особенно заболеваний в периоде адаптации очень важная задача медико-педагогических исследований и практики.
Различные страны разными путями шли к решению этой проблемы. В нашей стране первой указала на её важность Н. М. Аксарина, отметила определенные нарушения в поведении детей и разработав комплекс педагогических мероприятий для вновь поступающих детей.
Данную проблему изучали такие психологи, как Н. М. Аксарина, В. Г. Алямовская, Р. В. Тонкова –Ямпольская, Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова, К. Л. Печора и другие.
Виды адаптации
Всякое изменение внешней среды ведет к «напряженной» адаптации. Говорят о разных проявлениях напряжения, следует учитывать её тяжесть. Различается три степени адаптации : «легкая», «средней тяжести», «тяжелая форма адаптации». Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течении 10 -15 дней. Ребенок начинает адекватно вести себя в коллективе и болеет в течение первого месяца посещения детского учреждения. В данном случае напряженная адаптация является закономерной, как и при всяком существенном изменении микросоциальной среды, вовремя которого организм справляется с возникшими трудностями без каких - либо отрицательных последствий.
При адаптации средней тяжести сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии ребенка нормализуется в течение 10-30 дней. Если раньше у него отмечалось похудение, то за это время восстановился первоначальный вес. На протяжении первого месяца посещения детского учреждения у ребенка, как проявление патологической адаптации, свидетельствует в данном случае о превышение возможностей организма ребенка к микросоциальной адаптации в результате выраженного психического стресса. Если ребенок не болеет, но его поведенческие реакции нормализуются все же только к концу месяца, то, очевидно, и в этом случае выраженность психического стресса позволяет говорить об адаптации средней тяжести.
Тяжелая адаптации может протекать в двух формах. У некоторых детей наблюдаются частные повторные заболевания, в ряде случаев приводящие к осложнениям. Вес неустойчив. При этом период адаптации длится свыше месяца, тяжелая адаптация отражается и на показателях развития и состояния здоровья. При этом ребенок длительное время находится в фазе патологической адаптации, т. к. чаще всего только выздоровев, снова заболевает. Вторая форма тяжелой адаптации выражается в длительном неадекватном поведении, граничащим с преневротическим состоянием. При этом поведение детей не нормализуется иногда в течение полугода. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке его накормить. Ребенок плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, сон чуткий, короткий, просыпается со слезами. Во время бодрствования он подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или агрессивен по отношению к ним. Постоянно плачущий или безучастный, ничем не интересующийся, судорожно сжимающий в кулачок свою любимую домашнюю игрушку или носовой платок. Нам, взрослым, трудно осознать степень его страданий. Ребенок, бурно выражающий свой протест против новых условий криком, громким плачем, капризами, цепляющийся за маму, падающий в слезах на пол, неудобен и тревожен для родителей и воспитателей, но вызывает меньше беспокойства у детских психологов и психиатров, чем ребенок, впадающий в оцепенение, безразличный к тому, что с ним происходит, к еде, мокрым штанишкам, к холоду. Такая адаптация является типичным проявлением детской депрессии. Страдает общее состояние организма. Улучшение состояния происходит крайне медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития замедляются, проявляется отставание в речи, игре, общении. Иногда на восстановление здоровья такого ребенка требуется несколько лет.
Игры и занятия для облегчения периода адаптации ребенка к условиям детского сада.
Игра-разминка «Общий круг»
Воспитатель собирает детей возле себя и предлагает детям сесть так, чтобы каждый мог видеть других детей (в круг). Когда дети рассаживаются в круг, воспитатель предлагает каждому по очереди поздороваться глазами со всеми по кругу. Начинает воспитатель, загадывая в глаза каждому ребенку, улыбается и слегка кивает головой. Когда он «поздоровается» со всеми детьми, дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами.
Игра «Паровозик»
Цель: позволяет детям запомнить друг друга и установит контакт, проявить активность.
Дети садятся в круг.
Ход игры: Ребенок, выбранный паровозиком, в одиночку бегает по кругу, громко приговаривая «чух –чух –чух». Потом «подъезжает» любому ребенку со словами: «паровозик чух –чух –чух» и называет свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал «паровозик, в ответ называет свое имя и становится «вагончиком». Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозчик» не будут включены все дети.
Игра «Ракета»
Цель: дает почувствовать ребенку свою значимость. Игра вызывает положительные эмоции и способствует снятию напряжения.
Дети сидят в кругу.
Ход игры: Один ребенок занимается место космонавта в корабле –на стульчике, а остальные садятся на корточки, изображая мотор корабля. Дети сначала шепчут «У –у –у», потом постепенно поднимаются, усиливая голос, затем с громким криком «ух» подпрыгивают и поднимают руки вверх. Игра продолжается до тех пор, пока все дети побудут космонавтами.
Игра «Волны»
Цель: снять напряжение, создать положительные эмоции. Игра позволяет почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.
Дети сидят в кругу.
Хот игры: Воспитатель рассказывает детям о море. Затем предлагает детям превратиться в морские волны, подвигаться, улыбнуться как волны, искрящиеся на солнце, «пошуршать». Предлагает попробовать сказать вслух, что говорили бы волны купающимся в них людям: «Мы любим вас, мы любим вас.»
Затем воспитатель предлагает всем по очереди «искупаться в море». «Купающиеся» становится в центр, «волны» по одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько приговаривают свои сова: «Мы любим тебя, мы любим тебя».
Игра «Салют»
Цель: снятие напряжения, создание положительных эмоций.
Ход игры: Ребенку предлагаются салфетки. Затем в течение нескольких минут он рвет их на мелкие кусочки, подготовив, таким образом, материал для салюта. После этого он подбрасывает свои кусочки –изображает салют, а остальные дети хлопают.
Игра «Котенок»
Цель: помогает детям выразить свои эмоции, снять напряжение, проявить способность к сопереживанию.
Дети сидят в кругу.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям представить, что мама принесла домой маленького котенка. Он испуган. Детям предлагается показать, как двигается этот котенок. Затем детей воспитатель разбивает на пары: один –котенок, другой –хозяин. «Котята» выходят в круг и показывают, как им страшно в новом доме. «Хозяин» знакомится со своими котенком, успокаивает его, чтобы он перестал бояться, ласкает его и уговаривает уснуть на коврике. Когда «котята» уснут, игра заканчивается.
Занятие
«Котята отправляются в путешествие»
I Разминка
Воспитатель предлагает детям превратиться в котят. Котята свернулись клубочком и спят. Затем они проснулись, потянулись, пошли по кругу неслышно друг за другом. Позвали маму жалобно: «мяу-мяу». Мама накормила их, и они довольные замяукали: «мур-мур».
II Гимнастика
Чередуются упражнения с напряжением и расслаблением.
III Общение
Обыгрываются эмоции печали, счастья и радости.
IV Поведение
Признаки упрямства и сочувствия.
V Завершение
Воспитатель подводит итог занятия, хвалит всех, обратно превращает их в детей, обвешает в следующий раз такие же интересные истории.
Занятие «Зоопарк»
I Разминка
Воспитатель предлагает детям отправиться в зоопарк. Просит вспомнить, каких животных они знают. Затем называет животных, а дети пытаются их изобразить вместе с воспитателем.
II Гимнастика
Чередуются упражнения с напряжением и расслаблением.
III Общение
Обыгрываются эмоции насмешки, обиды, жалости, сочувствия.
IV Поведение
Обсуждается поведение мартышки.
V Завершение
Воспитатель с детьми поют песенку про котенка и щенка.
Занятие «Волк и семеро козлят»
I Разминка
Воспитатель говорит детям, что они отправляются в сказку «Волк и семеро козлят». Просит показать, какие козлята маленькие, какие у них рожки, как они бодаются, постучать как козлята копытцами.
II Гимнастика
Чередуются упражнения с напряжением и расслаблением.
III Общение
Обыгрываются эмоции удовлетворения, довольства, испуга, отвращения, удовольствия.
IV Поведение
Обсуждение поведения козлят, предложить попросить прощение у мамы – козы.
V Завершение
Воспитатель вместе с детьми поет песенку.
Занятие «Теремок»
I Разминка
Воспитатель, читая строчки из сказки, предлагает детям отгадать, в какую они сегодня отправятся сказку. Затем вспоминают зверей, которые жили в теремке.
Проводится игра «Мышеловка».
II Гимнастика
Чередуются упражнения с напряжением и расслаблением.
III Общение
Обыгрываются эмоции испуга, радости, вины, стыда.
IV Поведение
Обсуждение признаков сочувствия.
V Завершение
Воспитатель хвалит детей за доброту, милосердие, внимательность.