Татьяна Жалнина
Сказкотерапия как направление практической психологии
▼ Скачать + Заказать документы
В науке сказкотерапия – одно из самых молодых направлений практической психологии. (Родина сказкотерапии как школы – Санкт – Петербург. Другими словами, сказкотерапия – одно из немногих направлений, оформившихся на российской земле.) С другой стороны, сказкотерапия – это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Как только появилась речь, сразу появились и первые истории.
Сказкотерапия – это язык, на котором можно вести беседы с душой человека.
Публикация «Сказкотерапия как направление практической психологии» размещена в разделах
Сказкотерапия – это и учение, так как сказки, легенды, притчи, мифы хранят в себе бесценную информацию, уроки.
Сказкотерапия является одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные, поведенческие и интеллектуальные затруднения.
Сказкотерапию можно использовать в своей работе не только психологам, но и педагогам.
Художественные сказки (народные и авторские).
К художественным сказкам можно отнести следующие:
древние сказки (мифы о сотворении мира, в них доминируют идеи рождения, размножения и смерти);
сказки о животных, сказки о взаимоотношениях людей и животных;
бытовые сказки (сказки о превратностях семейной жизни, в которых показаны спосо-бы разрешения конфликтных ситуаций; с их помощью можно сформировать отношение к невзгодам с позиции здравого смысла и здорового чувства юмора);
страшные сказки (сказки о нечистой силе; многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования);
волшебные сказки (сказки, благодаря которым в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека);
авторские художественные сказки (Содержат личностные проекции. Авторские истории рассказывают нам о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания).
Дидактические сказки. Используются педагогами в целях обучения, развития памяти, внимания, мышления.
Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут.
Алгоритм дидактической сказки-задания :
1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нравах, привычках, жизни в этой стране.
2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи, стихийные бедствия, тяжелое эмоциональное состояние.
3. Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание.
Психокоррекционные сказки. Создаются для коррекции поведенческих проблем ребенка. Под коррекцией понимается замещение неэффективного стиля поведения на продуктивный. Применение психокоррекционных сказок имеет ограничение по возрасту (до 11 — 13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение). Алгоритм создания психокоррекционной сказки следующий :
1. Подбирают героя, близкого ребенку по полу, возрасту и характеру.
2. Описывают жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей ситуацией.
3. Героя помещают в проблемную ситуацию, аналогичную реальной ситуации ребенка, ему приписывают все переживания ребенка.
4. Герой ищет выход из создавшейся ситуации — он может встретить персонажей, оказавшихся в таком же положении, мудрого наставника, который показывает ему альтернативные формы поведения. Ребенок должен посмотреть на ситуацию с другой стороны, увидеть позитивное в происходящем.
5. Герой осознает неадекватность своего поведения и становится на путь изменений.
Психокоррекционную сказку можно прочитать ребенку без обсуждения, а можно совместно проанализировать, проиграть с помощью кукол, рисунка, песочницы
Психотерапевтические сказки. Сказки, врачующие Душу…Философские сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящего. Они посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, Любви и Пути. Терапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом, дают пищу для размышлений. Это ведет к изменениям всей личности.
К психотерапевтическим сказкам можно отнести сказки, сочиненные самим клиентом или совместно с психологом; притчи, истории Ветхого Завета, некоторые авторские сказки, например, сказки Андерсена.
Медитативные сказки. Создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, развития личностного ресурса.
Формы работы со сказкой
Анализ сказок – осознание, интерпретация того, что стоит за сюжетом. О чем эта сказка? Чему она может научить тебя?
Рассказывание сказок.
Рассказывание известной сказки.
Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
Групповое придумывание сказки.
Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки.
Проигрывание, постановка сказок
Рисование по полученному от сказки впечатлению, рисование наиболее существенного момента, сказочного урока.
Изготовление кукол.