Жук Алина Андреевна
Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста
«Сказка развивает внутренние силы ребёнка,
благодаря которым человек не может
не делать добра,
то есть учит сопереживать»
В. А. Сухомлинский
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Дети обладают огромной познавательной активностью, уникальными способностями. Не будучи вовремя востребованными, эти способности могут быть с возрастом безвозвратно утеряны. Не обязательно для развития памяти и внимания, творчества и мышления, покупать дорогостояще игрушки, чтобы развивать ребёнка, можно и нужно больше проводить с ним время, пользуясь простыми и действенными способами: почитать книгу, обсудить её, закрепить знания с помощью вопросов – викторин, зарисовать иллюстрации или сказочных персонажей, сочинить собственную сказку. Данные рекомендации будут полезны тем, кто занят воспитанием детей. В равной степени, как родителям, так и воспитателям дошкольных учреждений.
Трудно переоценить значение сказки. Сказка – наш спутник в течение жизни, начиная с раннего детства и до глубокой старости. Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который невероятно интересен ребёнку. Слушая или читая сказку, малыш учится оценивать поступки героев, развивает фантазию и воображение. Для детей этот жанр литературы не просто вымысел, фантазия, это особая реальность. Ребёнок на половину живёт в воображаемом мире, и не просто живёт, а активно действует в нём, преобразует и его и себя. Для развития личностно значимых качеств детей важна не сама по себе среда, которую создаёт сказка, а её восприятие ребёнком, то, как она ему преподносится. Сказки подаются малышам недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Наша задача сделать так, чтобы сказка в полной мере использовалась для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.
Необходимо взрослому через сказку не только знакомить детей с окружающим миром, но и выполнять игровые задания, способствующие их интеллектуальному, творческому, речевому развитию. В результате реализации предлагаемого подхода у детей совершенствуется речевая деятельность в процессе общения, развиваются воображение, наблюдательность, память, внимание, мышление, формируется социальная компетентность. Так как игра – это важнейшая сфера деятельности ребёнка. В игре малыш познаёт окружающий мир, развивает основные навыки и познавательные способности. Именно поэтому обучение ребёнка будет более эффективным, если превратить его в занимательную игру благодаря сказке.
Именно по этому, читая сказку, внимательно рассматривайте иллюстрации и обсуждайте их с ребёнком: кто изображён на иллюстрации, что он делает, как выглядит. Объясняйте ребёнку смысл непонятных ему слов и выражений. Обсудив с ребёнком прочитанное, убедитесь в том, что он понял смысл сказки, задайте вопросы. После того как ребёнок ответил на все вопросы. Попросите пересказать содержание сказки. При пересказе используйте иллюстрации – они помогут ребёнку вспомнить сюжет сказки. После того как вы пересказали сказку по иллюстрациям, попробуйте вместе с ребёнком нарисовать собственные иллюстрации к сказке. Можно так же вылепить из пластилина или глины главных героев сказки. Попробуйте составить, композицию сконструировав из картона и бумаги предметы из сказки. Тем самым вы с ребёнком создадите свой собственный настольный театр, а обычное чтение сказки превратится в игру.
Так что же такое сказкотерапия и какая у нее основная цель? Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для развития личности, расширения сознания и совершенствование взаимодействия с окружающим миром.
Цель сказкотерапии - целостное развитие личности ребенка.
Виды сказкотерапии:
• Художественные сказки
• Дидактические сказки
• Диагностические сказки
• Психо-коррекционные сказки
• Медитативные сказки
• Психодигностические сказки
Полезные свойства сказкотерапии:
• Формирование положительных черт характера, следуя примеру сказочных персонажей.
• Обучение в игровой форме, без принудительных методов.
• Развитие умения различать и переживать эмоции, когда малыш «проживает» историю вместе с персонажами.
• Формирование способности различать хорошие поступки от плохих.
• Возможность осознать, что ребенок живет в большом и интересном мире, где много всего нового, что еще предстоит изучить.
• Готовность строить взаимоотношения между людьми, изучая модели поведения сказочных героев.
• Легкое исправление трудностей в поведении ребенка. Существует даже специальный вид сказок, написанный специалистами, учителями или самими же родителями, специально для мягкой коррекции поведения малыша.
• Помощь в решении жизненных проблем, пусть еще таких маленьких. У детей тоже есть свои проблемы, такие же важные, как и у взрослых. И когда дитя не может найти правильный выход из той или иной ситуации – пригодятся сказки с терапевтическим эффектом, которые помогут залечить ранки на детской душе и посмотреть на происходящее с другой стороны.
• Успокоение и приобретение положительного жизненного опыта. Для этого используются сказки только с положительными героями, в которых царят мир, добро и спокойствие. Такие истории помогают расслабиться, настроиться на хорошее.
Применение сказкотерапии на практике происходит в несколько этапов:
1. Предварительная беседа. Взрослый узнает о любимой сказке малыша, где и при каких обстоятельствах он ее услышал впервые, какие эмоции ощущает, как относится к персонажам.
2. Релаксация. Это упражнения на расслабление, которые ребенок выполняет с закрытыми глазами.
3. Представление образа. Ребенок визуализирует себя как персонажа сказки, о которой он говорил ранее.
4. Обсуждение. Озвученную сказку обсуждают, выполняют то или иное задание (например, рисование, лепка, конструирование, театр) и его обсуждают.
Прежде чем прочесть с ребёнком сказку, обратите внимание на то, что у сказки есть автор. Расскажите малышу о том, как автор создаёт свои произведения. Но так, же необходимо рассказать ребёнку и о художнике иллюстраторе, который постарался нарисовать иллюстрации к сказке, чтобы сказка стала намного ярче и интереснее. Рассказав малышу о труде автора и художника иллюстратора, тем самым вы расширите его кругозор, и привлечёте ещё больше его внимание.
Заинтересовав творчеством создателей сказок, вы можете предложить ребёнку самому перевоплотиться на время как художником иллюстратором, так и автором сказок. Прежде чем начать сочинять сказку с ребёнком, нарисуйте совместно несколько сюжетных рисунков–иллюстраций на общую тему, а только потом вместе стройте сюжет сказки по вашим работам. Свою сказку вы можете записать и объединить с иллюстрациями и сделать книжку-малышку.
Такое перевоплощение даёт вашему малышу очень многое. Это и привитие любви к книге, и приобщение творчеству, и развитие мышления, фантазии, развитие творческого воображения, а так же, что немало важно, способствует развитию речи дошкольника.
Чтобы оживить в памяти детей уже прочитанные сказки, вы можете устроить викторину по прочитанным сказкам. Викторина – это своеобразный тренинг детской памяти. Сюда вы можете включить вопросы по сказкам, которые вы, совместно с ребёнком уже успели прочесть. Викторина поможет не только развитию памяти вашего малыша, но и научит логически мыслить.
И напоследок, подсказки, для достижения положительного результата в развитии ребенка:
• Определите любимое занятие ребенка и включите его в процесс сказкотерапии
• Заинтересуйтесь сказкой сами, тогда у вас получится заинтересовать рассказом ребенка.
• Излагайте историю эмоционально, читайте выразительно.
• Подбирайте материал, который ребенок сможет понять в силу своего возраста.
• Не нагружайте малыша слишком интенсивно, все должно быть в меру.
• Занятия должны проходить в непринужденной обстановке, не давите на ребенка.
• Обсудите пройденное, проведите анализ и поинтересуйтесь, все ли ему понравилось.